ГлавнаяСтатьиМариэтта Чудакова: «У нас в стране происходят очень печальные вещи, надо как-то на это воздействовать»
Опубликовано 5.03.2018 в 11:15, статья, раздел Своё дело
автор: ОК-журнал (Татьяна Боброва)
Показов: 425

Мариэтта Чудакова: «У нас в стране происходят очень печальные вещи, надо как-то на это воздействовать»

Мариэтта Чудакова — яркая фигура в современной литературной критике, филолог и выдающийся общественный деятель, одна из первых исследователей творчества Булгакова и историк литературы. Она посетила Великий Новгород 3 марта, где в библиотечном центре «Читай-Город» прошла лекция «О том, что нам неизвестно о 1917-1918 годах», размышления о мифах и исторических фактах революции и ее последствий.

В Великий Новгород Мариэтта Чудакова приехала из Петрозаводска, где поддержала в суде руководителя карельского отделения «Мемориала» Юрия Дмитриева. Вместе с ней «демарш из Москвы» также совершили поэты Вадим Жук, Татьяна Вольская. Мариэтта Чудакова
— У нас в стране происходят очень печальные вещи, надо как-то на это воздействовать. Если через тысячи километров из Москвы люди приехали, значит не случайно. Очень надеялись, что участие общественности подействует на суд.

Несколько цитат из встречи с Мариэттой Чудаковой.

О поэзии: Я поражаюсь, когда на выступлениях поэтов мало народу. Поэзия — это не просто финтифлюшки. Это потрясающее проявление жизни родного языка! Если вы слышите, что где-то выступают хорошие поэты — туда бежать надо! Потому что они поддерживают жизнь родного языка.

Об аббревиатурах: Откуда берутся все эти аббревиатуры? Почему не школа средняя, а СОШ? Теряются связи с однокоренными словами — и это большой ущерб для языка. Когда мы произносим слово «школа», у нас в голове бессознательно возникает «школьный», «школьник», «дошкольный», масса однокоренных слов, а когда мы произносим СОШ или МОУ, то ничего не возникает. Откуда взялись сегодня аббревиатуры, в мою голову не умещается — это же второй раз после 1920-х годов, когда хотели установить, что другая страна и другие наименования. Школа должна остаться школой, а не СОШ.Мариэтта Чудакова
О журналах: Я считаю, что «Знания — сила» лучший журнал в нашей стране. Но сегодня этот журнал нужен в каждой сельской школе. Почему сельской? Потому что село в другом положении и подростки там в другом положении, чем вы в городе. У многих нет Интернета, школьная библиотека совершенно без книг, дома несколько книг, вся надежда на сельскую библиотеку. А сельская библиотека очень бедно комплектуется. А журнал «Знание — сила» — каждый его номер представляет собой маленькую энциклопедию, там все проверено, там нет мифов, там действуют очень серьезные ученые. И какой тираж у журнала для нашей необъятной родины? Пять тысяч экземпляров. 

О Борисе Ельцине: Я была семь лет членом президентского совета по помилованию при президенте Ельцине. Я была единственная женщина в этом совете и меня обычно сажали напротив него. Я видела его как человека — Ельцин по его участию в жизни России равен Александру II. Можете возмущаться, но через много лет вы поймете, что я была права. Мариэтта Чудакова
О Ленине: Лениным я занялась на втором курсе, когда мы, студенты филологического факультета, три с половиной часа не дыша, слушали как парторг факультета читал нам доклад Хрущева весной 1956 года. Он объявил: «Сейчас будет прочитан документ ЦК КПСС, обсуждению не подлежит». Сидит 350 человек в аудитории. Никогда не забуду, что осознала много лет спустя — как по всему амфитеатру аудитории раздался недовольный студенческий шумок «бууу». Мы были недовольны, что нельзя обсуждать. И только потом я поняла, что в этом шумке были три года после смерти Сталина. Это было изменение страны. При жизни Сталина этот звук был бы невозможен. Огромная заслуга Хрущева была в том, что он рассказал не о том, что «перегибы и ошибки» были, он нарисовал картину злодеяния. Недаром большевики в зале на съезде падали в обморок, их нашатырем отпаиваили. Они не верили, что это возможно. 

В прошлом году мы отметили столетие Октября, в этом году столетие событий 1918 года. Я думала, что в столетие революции у людей хватит напора, чтобы поставить точки над и, хотя бы чтобы назвать режим преступным и понять, кто был Ленин. Не надо никаких дополнительных документов, Ленин себя выражал в текстах — и перед нами возникает патологически устремленный человек, целеустремленность пули, а не человека. Мариэтта Чудакова
О правде: Вы скажете, не все ли равно? Не все равно. У меня собственный простенький афоризм «Правда не может быть бесполезной». Не надо доказывать пользу правды. Или когда вас будут спрашивать «А вот скажи, чем это полезно?». Не беритесь даже доказывать. Правда не может быть бесполезной, это аксиома. Ложь подспудно разъедает основы общества. 

Об учебе: Учитесь, чтобы уметь ответить своим детям. Ребенок уверен, что папа знает все. Вам будет неудобно ответить: «Сынок, я плохо учился в школе!»

Фото: Марина Воробьёва.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: