ГлавнаяСтатьиКраткий путеводитель по миру игры
Опубликовано 31.03.2016 в 08:15, статья, раздел Жизнь, рубрика Homo Ludens. Человек Играющий
автор: Михаил Штиллер
Показов: 719

Краткий путеводитель по миру игры

В предыдущей статье о том, что именно Игра создала Человека, мне пришлось проскакать буквально "галопом по европам". Вся история человечества не умещается и в тысяче книг. И в каждой разбирается один тонкий нюанс нашей с вами цивилизации, и видно, что не хватает места автору, он бы еще писал и писал, да времена Августина Блаженного, славившегося тысячестраничными трудами, прошли. А тут – статья. Но мне верится, что на одной статье мы с вами не закончим, и то, что было неясным, разъяснится впоследствии.

Сегодня мне хочется приоткрыть перед читателем неискушенным, или отчасти искушенным, завесу тайны над игровой современной культурой. Этого занятия нам хватит с вами надолго, как наборов с канвой любителю вышивки. Главное – подобрать правильный оттенок нитей, а в нашем случае – слова.

РИ, ЛАРП и другие страшные слова

Вообще-то народ у нас слегка подпорчен «немецкими короткометражками», а потому сочетание «ролевые игры» воспринимает как нечто из разряда семейных игрищ на брачном ложе в нарядах официантки и полицейского. Потому в ролевой среде бытует применительно к стрингам и плеткам идиома «другие ролевые игры», от которых народ с негодованием открещивается. Потому что это как путать Нижний Новгород с Великим – неуместно и отчасти обидно. Второе определение, запущенное в начале 90-х, это «пьянка в дурацком». Но те времена, когда можно было обмотаться занавеской и культурно выпить на природе, уже прошли. Ролевые игры давно перешли из разряда студенческих «капустников» в разряд живого искусства.

Итак, что такое ролевая игра? В детстве мы все играли в мушкетеров. Мизансцена понятна: Франция, не понять какой век, но все в кружевах и перьях, шпаги и поклоны. Кто-то назначается кардиналом, кто-то – д’Артаньяном, фабула знакома всем… Игра стартует, как известно, в гостинице в Менге, где юный гасконец дерется с графом Рошфором, теряя шпагу и письмо. А вот дальше уже начинается свободный сюжет, в котором палки от швабр все чаще ломаются в процессе дуэлей, король отрекается от трона, а милая Констанция душит шарфом миледи. Ролевая игра – не театр, не реконструкция: участники играют не сюжет, а персонажей. У кого-то получается лучше, у кого-то – хуже, бывает, что галантерейщик умнее кардинала. Но в том-то и прелесть игры: ее невозможно повторить и невозможно предугадать. И еще одно отличие от театра: на ролевой игре не бывает зрителей. Или ты играешь, или тебя на ней нет.

Теперь об обещанных «страшных словах». РИ – это аббревиатура «ролевой игры», ЛАРП – калька с английского LARP, live action role play, в смысле «ролевая игра живого действия». Мастер – тот, кто придумывает сюжет и собирает игроков. По традиции, сюжет называется «квентой», это дань Дж.Р.Р. Толкиену, автору культовой книги «Властелин колец» и изобретенным им эльфийским языкам. Но вот на квенья это или на синдарине, сказать затрудняюсь. «Полигон» – это то место, где проводится игра, «локация» – место обитания отдельного вида игроков, например, гвардейцев кардинала, орков или пиратов. «Парад» – это шоу до начала игры, когда все игроки проходят перед общим строем, демонстрируя свою мощь и наряды. Ролевой костюм, кстати, называется «прикидом», уникальные вещи – «артефактами», а все прочее – «антуражем», который включает в себя как нетканку для моделирования стен, так и шкатулку с подвесками королевы, иначе именуемую «стафф». Оружие в стафф не входит, но о нем поговорим отдельно.

Ну, ролевые игры, и все? А вот и нет!

Сами ролевые игры очень многообразны. Можно взять любую эпоху, любой сюжет, ткнуть пальцем в календарь, и такая игра найдется. Тысячи игр просто не появляются в сети – они для своих, так называемые, «элитарки». Те же мушкетеры, Сталкер, Красная Шапочка и Алиса в Зазеркалье, Люди-Х, приключения солдата Ивана Чонкина, библейские мотивы и взятие Константинополя… Это все есть. Вот здесь, например. Или здесь. Или здесь.

Но помимо игр ролевых есть и еще превеликое множество других элементов игровой культуры. Например, косплей. Косплееры – изначально создавали костюмы по японским мультфильмам аниме. В реальности их изобразить довольно сложно, поэтому можно сказать, что именно косплееры дали толчок развитию нового ремесла – крафта, когда из бумаги, EVA-пенки, ткани и разных мало подходящих вещей создаются волшебные посохи, ангельские крылья и человекообразные самолеты. Именно эти люди чуть ли не первыми ввели в обиход 3D-принтеры, клеевые пистолеты, формы для литья, краски всех видов и сортов, самодельные силиконовые маски, сложный грим и LED-подсветку. До тех пор этим занимались только профессиональные гримеры и кустари-одиночки. Я уже не буду рассказывать про рынок париков, цветных линз и профессиональной театральной косметики, который благодаря косплеерам вырос в России в тысячи раз.

Чуть позже в движение любителей развиртуализовывать аниме влились новые люди: это марвеловские и DC-супергерои, герои мультфильмов, в том числе советских, фильмов разнообразных жанров, сериалов и даже ожившие иллюстрации. На неподготовленного человека производит неизгладимое впечатление, когда прямо на него идет, скажем, виденный только в видеоигре Ультрамарин в натуральную величину. Исполнение детской мечты становится реальностью: кто из нас с кем хотел пообщаться? Атос? Росомаха? Принцесса Лея Органа и Чубакка? Да не проблема, просто нужно оказаться в нужное время в нужном месте. Например, здесь или здесь.

Среди косплееров есть отдельная субкультура – фурри. Это люди, которые шьют и носят костюмы животных. Но это вовсе не ростовые куклы, а просто им нравится быть львами, оленями или орлами. У Рея Олдриджа в фантастической книге «Контракт на Фараон» есть такое понятие – Зверятники, то есть люди, которые добровольно меняли образ жизни человека на звериный, модифицировали свое тело и даже сбивались в стаи. Фурри делают то же самое. Только без крайностей.

И самое главное: в чем суть косплея, спросите вы? Максимально достоверно, красиво и технически грамотно вывести в реальность выдуманного кем-то персонажа. И показать его людям: процесс выхода называется «дефиле», он часто включает танцы, театральные сценки и даже демонстрацию владения боевым оружием. Ощущение от косплея у самого косплеера примерно как у феи-новичка после первого удачного взмаха волшебной палочкой: ты совершил чудо! Впрочем, восхищенные зрители придерживаются того же мнения.

Пули, мечи и цветные картинки

Вы будете удивлены, но пейнтбол, страйкбол и эйрсофт тоже относятся и игровой культуре. А также реконструкция, да простят меня суровые парни в латах и серьезные девицы в льняных платьях и натуральных шерстяных плащах. Все они, как и настольные игры разного формата, от построенных целиком на воображении «данжей», до Магии, играемой с помощью недешевых карт, а также более известных Мафии, Алиаса, Дженги и Манчкина – тоже игровая культура. Боди-арт? Да. Мортал Комбат на приставке? Да. И доказательством тому служат все более частые пересечения одного с другим. Мастера ролевых игр живого действия часто вводят отдельную локацию, где сидят мэтры настольных игр: чтобы выполнить задачу, нужно выиграть у древнего китайца в го или совершить опаснейшее путешествие с товарищами по воображаемому лабиринту, наполненному орками, гоблинами и драконами. Реконструкторы, как известно, составляют примерно 80% боевых юнитов каждой игры. Фурри замечательно отыгрывают бистменов-зверолюдей. Персонажи Героев Меча и Магии, легендарной компьютерной игры, выступают вживую на фестивалях игровой культуры, ну, а страйкболисты сами уже перешли на новую стадию игры – от простых пострелушек до полноценных Метро и Сталкера. Настоящие камерные театры ставят спектакли в лесу, авторы пишут книги-фэнтези на основе сыгранных игр, барды и менестрели проводят концерты, а девушки, которые шили себе на руках эльфийские платья, потому что нет таких в магазине, открывают собственные ателье.

Разделить все эти многоцветные слои уже невозможно, как нельзя собрать обратно ингредиенты из коктейля. Если в начале 2000-х этакий снобизм еще присутствовал, и на ролевые конвенты не допускались те же аниме-косплееры и фурри, то сейчас отделить одно от другого равноценно ампутации. А для тех, кто боится окунуться в этот фонтан эмоций и красок с головой, коммерсанты от игровой культуры придумали форматы квест-румов, лост-румов, эскейп-румов, антикафе, «бегущие города» и «ночные дозоры». Все это – усеченная, адаптированная для обычных людей, легкая версия игровой культуры. Но можно и самостоятельно продолжить экспедицию по неизведанным краям волшебства и приключений.

Игры скучные и нескучные

И последний гвоздь в мировоззрение среднестатистического человека относительно игр, игрищ и игрулечек я все-таки вобью, а психологи меня поддержат: каждый человек, кроме просветленных бодхисаттв, носит множество масок. А что это, как не игра? Маска заботливого мужа, сурового начальника, отличного рыбака и компанейского парня, маска прожженного циника и щедрого любовника… все они, эти маски, лежат стопочкой в шкафу, и достаются по мере надобности. Есть такая страшная польская сказка, в которой мужичок последовательно надевает маски черта, священника, солдата, торговца, и они намертво послойно прирастают к нему. Последней маской оказывается маска шута, с которой он и завершает свою жизнь.

Это скучные игры, игры мучительные. А снимая маску несвойственной нам личности, мы непременно разочаровываем окружающих: вспомните, как много разводов происходит только потому, что один или оба супруга просто устали притворяться. Поэтому и играем непрестанно, расслабляясь только во сне. Но эту сторону игровой культуры все-таки лучше отдать специалистам в сфере человеческих отношений, хотя одну мысль я все-таки озвучу: игровая культура, изолированная от быта, вынесенная в другую реальность, приносит гораздо больше пользы. Как говорится, если уж человек неизбежно играет, так давайте отделим мух от котлет.

В качестве эпилога

Все, о чем вы сейчас прочитали, раскрывает лишь микроскопическую долю игровой культуры, то, что видно на поверхности невооруженным глазом. То, что позволяется увидеть. Помните, я писал выше про «страшные слова»? Одно из них – «цивил», человек, который не принадлежит к игровой культуре никаким боком. Осознанно не принадлежит, потому что если он поет в караоке или рисует на совещаниях страшные рожицы в блокноте, то крохотная искорка этой культуры в нем все равно есть…. Игровая культура пронизывает этот мир насквозь, и нас с вами – в том числе. "Главное, не паниковать!" (с) Дуглас Адамс, «Автостопом по Галактике»

Фото и видео из открытых источников.

Остальное здесь:

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: