ГлавнаяСтатьи«Буслаев стан»: О русской культуре и истинной силе
о мифах и о будущем
Опубликовано 4.03.2018 в 11:59, статья, раздел Наследие
автор: ОК-журнал (Юрий Гончаров)
Показов: 359

«Буслаев стан»: О русской культуре и истинной силе

Юрий Алексеевич Гончаров — основатель новгородского историко-этнографического клуба «Рать» ответил на вопросы нашего журнала о своём новом проекте «Буслаев стан». Получилось не просто интервью, а целое обращение к русской молодёжи, выращенной на западных идеалах. Рекомендуем к прочтению: 

Перед тем, как отвечать на Ваши вопросы — хочу сделать предположение, что такие вопросы мог задать, прошу извинить меня за прямоту суждений, только не совсем русский человек, а человек, воспитанный с детства на «западных идеалах» и представлениях об устройстве мира, и не имеющий должных представлений о добре и зле, правде и лжи, об истинной силе (в том числе и русского духа) и не «в ладу» с миром. 

Многие (но, признаю, отнюдь не все) современные молодые люди изъясняясь русскими словами не понимают их смысла и сути, но зато убежденные (подумайте — кем?), что всё русское отсталое, не позитивное, ущербное и варварское. Гончаров Юрий
Судите сами — вопрос первый:

— Откуда и как давно у Вас возник интерес к русской фольклорной истории?

— Масло масленое, рыба фишевая (от слова не русского — «fish»)... Не бывает фольклорной истории, а народная или светская истории могут существовать лишь в узком описании конкретного эпизода жизни обособленного слоя общества или конкретного человека (например, «истории жития» кого-либо или «история немецкого нашествия» )... История — понятие абстрактное... Это череда событий и суждений о них, записанных (отраженных материальной культурой) и выстроенных хронологически конкретным человеком (с его представлениями о мире) и характеризующихся той или иной эпохой и личной точкой зрения... Поэтому «Историю» необходимо изучать всесторонне, используя разные источники (как бы с разных сторон).
История — лишь составляющая часть культуры народа. А вот культура конкретного этноса бывает, как материальной (это всё до нас дошедшее в виде храмов, предметов быта, записанные тексты на бересте ли, на пергаменте или бумаге, вырезанные из кости или дерева, вытесанные из камня, литые и кованные из металлов, шкуры, ткани и ещё бог знает что), так и не материальной — это суть народа (его язык и повадки), это то, о чем сообщают («описывают» в той или иной форме) нам древние авторы. Фольклор — это и есть миропонимание конкретного народа, «состояние души» того или иного этноса. Фольклорное проявление народа — это его обряды, быт, песни и танцы, сказки и былины (в т. ч. и устные), игры и состязания, обустройство быта (домохозяйство) и предпочтения в пище, врачевание и суеверия. Надо только учиться понимать этот не простой язык.
Вы думаете, сказки врут? Тогда как вы объясняете своим детям образ бабы-яги?...фольклор сказки— Кровожадная, безобразная злая колдунья, жаждущая, непременно, съесть малых детей, зажарив в печке, или утопить в болоте, или превратить бог знает в кого... Чуфыр-чуфыр? Бог с вами, или как говорили в древние, до христианские, времена — «чур меня» (опасите меня, душу мою, пращуры-предки мои — «чуры»)! Вообще слово «баба» на Руси не соотносили только со старостью. Баба — замужняя женщина, родившая первенца, т. е. познавшая таинство рождения. Опытные бабы (родившие большое количество детей) принимали роды у «молодух» (замужних, нерожавших до того) и других баб. Таких называли «повитухами», которые принимали легкие роды и повивали пуповину здоровому ребеночку.

фольклор сказки
Но роды могли быть и тяжелыми, даже смертельными (угрожая смертью матери либо ребенку). Тогда приглашали Яговую Бабу (ягая, рогая и т. п.), ведающую особыми знаниями и навыками, но необязательно старую.
В народе говорили, что она ведает вратами между жизнью и смертью (т. е. — «ведунья»). фольклор сказки

Существовал обряд — «завести квашню» перед родами (особенно, перед ожидаемо трудными). Зачем тесто? Был обряд — «запекания младенца». Когда ребенок появлялся на свет слабым, не доношенным или с травмами — его «исправляли» и «заворачивали» в квашню (тесто) и на какое-то время на деревянной лопатке помещали в «затухающую» печь, чтобы «дошел». Ничего не напоминает? Ребенку, родившемуся слабым, и сейчас помогают выжить, но уже современные «ведуньи» (или, если хотите, «бабы-яги»), правда на современном оборудовании — в кувезе, предназначенном для имитации внутриутробных условий.

Источник

Вообще «Баба-яга» в русских сказках всегда только помогает и делом, и советом, когда «почует русский дух». С недругами она ведет себя по-другому — может и голову снести, и «порчу навести» (образ «Яги-богатырши»).фольклор сказки


Поэтому родители своих детей «пугают» Бабой-ягой, если «неслухи» ведут себя не как русские люди, а как басурмане-недруги. Баба-яга, по злобе, «не учуяв духа русского», может наказать сурово или даже «съесть» (завести их по ту сторону врат жизни). Вот и мудрость вся — будьте умными-благоразумными.

Ещё Баба-яга обязательно участвует в обряде инициации юношей и девушек — своеобразное «умирание» для окружающих в одном качестве и «возрождение» в новом. Например, «умирает вьюнош» — рождается «муж честной», «пропадает» девица в роду — становится «невестой названной». Отсюда свадебные плачи в роду невесты, которая как бы «умирала» для своего рода, уходя («рождалась» заново) продолжать род мужа.фольклор сказки
Место Бабы-ведуньи и при «смертных» болезнях людей, души которых находятся в пограничном состоянии — между мирами живых и мертвых и надо было либо «звать» душу к живым, либо отпускать к мертвым.
Опять знакомое сказочное действо: сначала в баньке попарить, ужином угостить и спать уложить — а там, утро вечера мудренее!

И уж конечно, в древности обряд омовения усопшего и проводов его в «тридесятое царство» (мир мертвых, мир «нави») не могло обойтись без, сведущей в этом, Бабы-ёги, которая, к тому же знает, как попотчевать и трапезой поминальной.
Итак, по многим сказочным персонажам. Это наши сказки, волшебные русские...
В них всегда добро и зло четко межуется меж собой. Богатырская сила расходуется только на благо земли русской, с поклоном-почтением к матушке и батюшке, на достаток в семье и во славу рода русского.фольклор сказки
А что же с западными, европейскими сказками? У американцев древних мудрых сказок просто нет и быть не может! Персонажи европейских западных сказок — преимущественно богачи и неимущие (хоть и работающие в поте лица с утра до вечера) и каждый сам за себя. Мечта бедных — разбогатеть, через оправдываемую для себя ложь, а также не упустить, «добытое» богатство из своих рук («Принц и нищий», «Король воров — Робин», циклы сказок о злобных великанах и изворотливых карликах — даже внешнее «неравенство»). 

Может восточные сказки мудрее? Вся мудрость востока сводится к одному — обмануть ближнего и завладеть властью над другими, опутать их чарами всяческих райских наслаждений (Сказки о «мудреце» Насреддине, «Тысяча и одна ночь»)...
В наши дни ничего не изменилось. Если русский человек в трудную минуту думает о спасении своей души да за «други своя», то западный молит о спасении или хотя бы прикрытии своей, простите, собственной задницы. Только в русском человеке есть понятия: «правды» (как истины), «кривды» (как кривотолков и извращений истинных понятий) и ещё понятия «лжи» (как заведомо выдуманного со злым умыслом штампа действий против истины). На западе говорят: — «У каждого своя правда». Нет, господа! Правда — одна, но есть и ваша «Кривда» и ваша «Лжа».
Вот вам выражение русской пословицей русской воли — «не кривите душой». Кого вы хотите заморочить и чему научить нас, славян? 

Это с многотысячелетней-то славянской историей (в т. ч. и русской), ведущей свой отсчет от сотворения мира (ныне наступил 7 521 год). И всё это, против почти четырехсотлетней истории сборища алчных негодяев «Нового света», покинувших из-за проблем с законом старушку Европу, жаждущих только наживы, истребивших почти всё население северной и частично южной Америки, превратив оставшиеся коренные мировые этносы в изгоев, созданного ими общества, в совершено зависимых от своих изуверских взглядов на окружающий мир слоев работающего общества, производящего блага для всего общества, но рычаги распределения этих самых благ находящиеся в узком кругу дельцов, создавших общество «всё потребления». Причем «элита» дельцов этого общества не оставила даже право на выбор — за человека уже всё решили через навязываемую моду, через «глянцевый» обман-маркетинг. Эти «хозяева жизни» хотят владеть душами остальных людей, игнорируя все нормы морали человечества и попирая все права подневольно работающего человека, угнетенного страстями всепожирающего душу человека потребительства. Да и «старый свет» стал «цивилизованным» не так уж давно. А в наши дни «западный образ жизни» и вовсе стремительно теряет человеческое лицо, нравственные и моральные устои. Западные свободные люди не свободны от навязываемых устоев «свободного» мира.
А теперь спросите себя, что изменилось за сотни лет? Ровным счетом — ни-че-го! — Мы так же, как и в старь, живем в мире сочиненных новой жизнью «грез-сказок» — и западных, и восточных, и русских. Их надо только стараться видеть. В этом мире, что: ни кто «над златом не чахнет», в «болоте лености и праздности» не прохлаждается, «лжу» и «кривду» по миру не разносит? И богатыри не перевелись на русской Земле-матушке, которые костьми лягут, но выполнят свой долг пред пращурами («чурами»), завещавшими беречь Отчизну (Отчину — от слова отец), вызовут огонь «на себя» и против вражьих полчищ в одиночку выйдут... И красавицы русские смекалисты и домовиты, верны и деловиты! 

Вы какие сказки намерены узнать сами и предпочитаете читать своим детям?
Вы спрашивали, как давно у меня возник вопрос (сформулирую по-своему) к русскому фольклору и русской истории? Отвечаю — с молоком матери впитывал песни и сказки, «шутки-прибаутки», да «салочки-считалочки». Научившись читать, с упоением зачитывался сказками народов мира, сравнивая их и сопоставляя. Всегда нравилась мне одна черта героев русских сказок — поиск правды и борьба за справедливость, чего нет у героев ни западных, ни в восточных сказок.
В старших классах школы появилась тяга к истории народа, у которого такие красивые и добрые сказы и былины. Мы в школе тогда изучали и былинный киевский цикл, и новгородский цикл былин Северной Руси.фольклор сказки

Так я ещё в школе узнал о героях новгородского эпоса: купце «Садко» и Ваське Буслаеве, с его необузданным нравом, неуёмной гордыней и присущей новгородцам независимостью. Когда я, после окончания института, переехал жить в Новгород — удивлялся, что хожу по тем же местам, по которым ходили когда-то и былинные герои и легендарные исторические личности Новгородской Земли. Тут и появилась огромная тяга к изучению истории древнего города, к материальным источникам древности, а также к любым современным взглядам на исторические процессы развития Великого Новгорода. Занимаясь этим, я понял, что мне есть, что рассказать о Новгородском средневековом житие-бытие, но одновременно и осознавая, что успел узнать лишь малую толику того, что развивалось веками. Поэтому жажда познания не пропала — учусь до сих пор у всех, кто знает больше.

— На основе каких письменных или устных источников Вами будет восстанавливаться история Руси?

— Василий Буслаев — самый известный герой всего русского эпоса с именем Василий. Сюжеты с Буслаевым бытовали по всему северу русских земель — по всей огромной территории Новгородской боярской республики: от Псковских земель на западе и до «Камня» (Уральских гор) и даже за ними дальше на восток, от порубежных земель Тверского княжества на юге и до поморских пятин Великого Новгорода (ныне земли Архангельской и Мурманской областей с побережьем Белого моря и частично земли Кольского полуострова) на северных рубежах.фольклор сказки

До наших дней дожили три основных мотива былин о Василии Буслаеве: 

1. «Васька и новгородцы» — (молодость Василия);
2. «Поездка Василия Буслаева в Иерусалим»;
3. «Смерть Васьки Буслаева». 

Часто сюжет 2-го и 3-го мотивов объединяют в единую былину.
Образ новгородца Васьки Буслаева — очень не однозначен среди богатырского пантеона Руси. О нем рассуждают и сегодня исследователи старины. Есть даже очень интересные и оригинальные современные расшифровки былинного образа Василия Буслаева.фольклор сказки

Что касаемо вопроса «восстановления истории Руси», скажу следующее: восстановить историю — невозможно. Если только реконстуировать, хотя бы частично, малый эпизод жизни былой. Но и забывать о былинных героях своей земли — негоже! Даже, если сегодняшние «функционеры от образования» решили изъять из школьной программы изучение новгородских былин.
Идея рассказать былину о новгородце Василии Буеславиче в доступной игровой форме детям, подросткам и взрослым, как самим новгородцам, так и приезжим гостям города, возникла не случайно. Есть доподлинные узнаваемые (и в наше время) места, где Васька проявил себя и происходили те или иные события его жизни. Это исчерпывающе описано в былинах древнего Новгорода.фольклор сказки

— Проект «Буслаев стан» в большей степени имеет образовательное или развлекательное значение?

— Стараюсь придерживаться принципа — развлекать себя возможно и нужно «образовываясь» (или образовываться через игру — не бездумно развлекаясь), т. е. просвещаясь по данной тематике и знакомясь с былинным эпосом с использованием «антуража» культурного арсенала древнего Новгорода.реконструкция

Проект предусматривает эпизод походной жизни Буслаевой дружины, когда Васька устраивает смотрины-состязания и отбирает в свою дружину новых «побрательничков».

— Возможно ли, на Ваш взгляд, восстановить дух, а не букву истории, внутреннее, а не внешнее?

— Очень странный вопрос. Встарь говорили: «Голова с плеч — дух вон». Смысл выражения «голова с плеч» — не обязательно потерять голову физически — фигурально выражаясь, можно и «потерять» голову, т. е. лишиться разума. А вот «дух вон» — всегда смерть духовная, а затем и физическая. Некоторые из нас хоть и имеют красивую голову на плечах, но разума лишены напрочь, следовательно, духовно мертвы и, не свершив за свою жизнь ничего созидательного, приближают свою смерть и физически. Надо детям сызмальства говорить о духовности светской, а не только церковной. Добро и зло живет среди нас — надо только толковать его детям на конкретных примерах. Казалось бы банально выражение «деньги» (сами по себе) — «это зло», особенно, навязанные всему миру и ничем не подкрепленные «фантики» (доллары), выпускаемые в любом количестве (когда это нужно) даже не государством, а малой группой банкиров. Вы об этом знаете? Если знаете — хорошо, а ваши дети — нет. Кто для них откроет глаза на «мировое зло»? 

А «красивая» американская мечта — обманчивая обертка американской жизни в долг (а долг Америки перед Центробанком уже более 30 триллионов долларов США). Разве дети об этом знают? А подростки и молодежь (да чего там таить, и взрослые не все) об этом догадываются? Понятия «внутреннее» (осознание, убеждение) и «внешнее» (проявление: созидание трудом или разрушение действом) разнятся — это становится очевидным, когда «близорукий» одевает подходящие очки. Нападки на Россию с картинками, изображающую ее медведем, давящем все на своем пути — не изобретение современного мира, а пропагандистское «новшество», которое тянется еще с наполеоновских времен. С запада нам кричат о «русской пропаганде», а это лишь правдивый ответ на пропаганду извращенного представления о мироустройстве, т. е. западному лиходею выражать свою волю в понимании мироустройство можно, а русскому человеку, понимающему мир иначе (правильно) категорически запрещено. Так где и чья пропаганда, да и пропаганда чего? Так кто и что воспитывает наших детей?
Согласен, что «внешнее» всегда «на виду» в заманчивой обертке, а внутренние «обереги» души надо растолковывать детям и воспитывать их на достойных примерах.
Игровой и состязательный комплекс русской мужской традиции позволяет добиваться поставленной цели, если не будут в него вмешиваться «сердобольные» женщины. реконструкция

реконструкцияНедаром, школой жизни всегда называли службу в армии, где коллектив вчерашних мальчишек, через преодоление тягот жизненных ситуаций, становятся мужчинами. Но современные парни, порой, очень изнежены женским пониманием воспитания мужественности...

— Ваш проект ориентирован на туристов? Чем он будет интересен новгородцам, которые как бы привыкли к древностям?

— Новгородцы не «привыкли» к древностям, а, к сожалению, мало о них знают, хотя другой раз, проходя мимо, не обращают должного внимания (вернее, их внимание не обращается ни кем) на оставшиеся в родном городе объекты культурного наследия русского народа (порой признанные объектами культуры мирового значения).
Современные «квесты», проводимые на территории нашего города не дают представление о жизни древнего Новгорода, а лишь сводятся к поиску обозначенного в задании объекта без должного рассказа о нем и времени его бытования. 

Наши прадеды воспринимали мир в трех проявлениях: «явь», «правь» и «навь».
«Явь» — то, что мы ощущаем вокруг нас (то, что явно, что явлено);
«Правь» — то, на что мы должны ориентировать все наши труды и мысли (Правда, правило, правильно);
«Навь» — то, что за рамками явной жизни — другой мир, «тот свет», «тридесятое царство» мертвых (духовный мир уже явно неживых предков, заповедовавших нам правильный мир).
Наш проект «Буслаев стан» не столько «сухой» рассказ о былинном герое, сколько знакомство со временем, в котором наш герой жил с привязкой к памятным местам, знакомство с предметами быта, которые его окружали в ту средневековую эпоху. Всё это преподносится посредством доступной информации в игровой форме с использованием фраз на языке того времени, возможностью изведать «явства» и напитки по рецептуре и способах приготовления приближенных к тому времени, используя сюжетную канву действий героев новгородской былины о Василии Буслаеве.
Проект рассчитан на разные возрастные категории граждан России — не только на приезжие туристические группы, но и на новгородских детей, подростков и взрослых, т. е. всех интересующихся историей Великого Новгорода, описанной в его былинах.реконструкция

— Считаете ли Вы, что у Новгорода нет настоящего и будущего, а есть только далекое великое прошлое, к которому Вы обращаетесь?

— Бредовый вопрос! Кто-то может быть хочет оставить Великий Новгород без будущего? Будущее любого города, страны — это его жители, которые живут в настоящем. То, что они творят, т. е. созидают, а не «вытворяют», разрушая устои мироустройства заповеданные прадедами, впитывают чуждые идеи, умертвляющие душу русскую, наносящие разлад в отношения человека с миром. Именно поэтому «запад» не любит всё русское. Все проявления русских по духу людей противостоять «захвату душ» детей наших «не разумных» встречает бешеную истерию на западе. Разум нашей молодежи извращен ныне и захвачен чуждыми форматами мироустройства: жажда стяжательства денег, бездумное и неуёмное потребительство всего, похоть вместо любви, взращивание своего эго и услада его всегда и везде). Потому «Элита западного мира» и унижает Россию, и уничтожить желает «русский мир» («Лад» — по-древнерусски) во всех его формах жизнеустройства и мыслетворения. У них принцип один — «всяк виноват — коль русским уродился».

А будущее Великого Новгорода обязательно будет! Каким — зависит только от нас, жителей настоящего! Не зная прошлого (того «Лада», что завещали нам предки), трудно ориентироваться в настоящем и строить правильное («праведное» от слово «правь») будущее.церковь

— В эпоху милитаризации не является ли этот военно-исторический проект воспитывающим в духе войны?

— Вопрос вообще не корректен. Война между добром и злом — извечна. Подготовка молодежи к противоборству злу («кривде») — первейшая задача русского мира. Умение защитить свою землю и свой род — не значит завоевывать чужие земли, нападать войной первыми, полонить другой народ. Но быть подготовленным морально и физически, дать отпор злым намерениям завоевать наши земли и не зрелые умы — наш долг, в т. ч. и ратный с оружием в руках.школьникишкольникишкольники

 Возьмем пример из настоящей жизни — ситуацию с Крымом. «Западная кривда» (в т. ч. и киевская власть, слившаяся с фашистской «бандеровщиной») преподносит ситуацию, как «отъем части Украины» в пользу России. Всё это — даже не «лжа», а настоящая «кривда». Не Украина отвоёвывала Крым у турок, защищала от англичан, французов и немцев с 17-го века (а славяне там проживали и в более ранние века) и, тем более, не Бандера. Не Бандеровцы освобождали Крым от нацистских захватчиков в Великую Отечественную. По недоброй воли Хрущева (ведь крымчан никто даже не спрашивал) полуостров «попал» в состав Украинской ССР в 1954 г. 

Никто Крым снова не «завоевывал». Русских в Крыму большинство, да и не все крымские татары были против волеизлияния граждан полуострова за воссоединение с Россией, но против фашиствующей клики, захватившей власть на Украине, проголосовало 96% жителей Крыма. Были российские военные в Крыму в это время? Да, были, причем всегда с Петровских времен существовала военно-морская база, которую укрепили подразделениями специальных войск России. Сами западные СМИ назвали их «вежливые люди», которые не допустили провокаций на референдуме. Они были гарантом безопасного голосования без возможного давления со стороны украинских молодчиков (все знают о поездах «дружбы», так и не доехавших до Симферополя, испугавшись ожидающих их крымчан). Они защитили так же базу Российского Черноморского флота — ведь американские флотилии уже готовились к размещению в Севастопольских бухтах с подачи украинских властей.
Вот теперь и думайте — где правда, где кривда, а где ложь!школьники

Нужно ли развивать у молодых парней ловкость, силу, упорство в достижении цели, братство праведных, чувство гордости за принадлежность к роду русскому и российскому сообществу, чувство ответственности за безопасность своей земли и чувства долга («прави») перед ныне живущими россиянами (в «яви») и перед предками отеческой Руси (в «нави»)?

— Время былин давно минуло. Как в современных подростках воспитать русских богатырей и нужно ли это делать?

— И тут не согласен. Время былин ушло бы, если бы про них не смог бы вспомнить ни один русский человек (ведь не русский уже давно желает умолчать).
Но мы — русские, не только живы и помним мудрость наших предков, в т. ч. и через былины, но и готовы поделиться знаниями с другими, жаждущих их.

Современные подростки — бедны. Бедны они знаниями о своих корнях. Вообще слово «бедность» — от корня «беда». То, что многие живут скудно по сравнению с «новорушами-бесами», нажившими денег не праведным путем и их «бесятами» — факт. Я не оговорился, нажили не добро, а лишь бумажки-фантики, за которые они готовы все купить или всех продать — вот вам и «кривда» загубленной души. Но это — духовная бедность золотого кошелька. Богач тот, кто «бога в душе имеет». Вот и слово «богатырь» — с частичкой бога. Русское слово «тырить» ранее имело значение «нести» внутри себя. Отсюда «бога-тырь» — всегда неси в себе частичку бога — его силу, добро, свет, мудрость и талант. Талантливых людей много, но под силу ли им мудрость — нести добро и свет другим. Для этого нужны сильные люди, живущие в ладу с мудростью предков и правдой бога в душе.
Вот и решайте, чтобы противостоять милитаризованной «кривде» нужны ли нам «Богатыри»?буслаев

— Что для Вас входит в идеал настоящего мужчины и считаете ли Вы себя таковым?

— Если Вы для себя до сих пор не можете ответить на этот вопрос — перечитайте ответы на предыдущие вопросы еще раз.
Для себя я давно уже уяснил. Я — к этому стремлюсь...

С уважением к российской молодежи — Гончаров Юрий Алексеевич, основатель новгородского историко-этнографического клуба «Рать» и автор проекта «Буслаев стан».

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: