ГлавнаяСтатьиСорок Сороков
Опубликовано 21.03.2017 в 13:50, статья, раздел Жизнь, рубрика Алатырь
автор: Круговина

Сорок Сороков

Жаворонок, прилети!
Красну весну принеси!
Нам зима-то надоела!
Весь хлеб у нас поела!
Зима, зима! Ступай за моря!
Там пышки пекут,
Киселя варят,
Зиму манят!

Такую весеннюю песенку-закличку пели в прежние годы ребятишки деревни Почугинская Пестовского района Новгородской области, и верили, что птички - жаворонки обязательно услышат этот призыв и принесут на своих крыльях долгожданную весну.

Казалось бы, незамысловатая детская песенка, но в этих простых, на первый взгляд, словах заложен глубокий смысл, народное понимание, отношение к важному периоду в календаре - переходу от зимы к весне, ожидание обновления всего окружающего в жизни человека.

Зима на Руси холодная и долгая, особенно в наших северных краях, поэтому испокон веков весну ждали с нетерпением, встречали как желанную гостью, зазывали, закликали.

Велика Матушка - Россия и весна в разные уголки нашей большой страны приходит не равномерно, где-то уже зеленеет первая травка, а где-то еще лежит снег. Так и весну встречали в разных местах в разное время... встреча была приурочена к нескольким основным датам. Первые призывы слышны уже на Сретенье Господне (15 февраля по новому стилю), когда зима с весной встречаются. На Евдокию-весновку (14 марта по новому стилю) молодые девушки и дети собирались на пригорках и пели веснянки. На Со?роки Святые (22 марта по новому стилю) - пекут из теста жаворонков и закликают птиц. А также весну кличут на Благовещенье (7 апреля по новому стилю), а в некоторых местах и на Красную Горку (следующее за Пасхой воскресенье).

Во многих регионах России особо отмечался день Сорок Сороков (22 марта по новому стилю, 9 марта по старому стилю). Православная церковь чтит в этот день память Сорока мучеников Севастийских, а в народе его называли «Со?роки» (ударение на первый слог).

В этот день «зима кончается, весна начинается, день с ночью меряется – равняется». Особое значение этой дате придавала ее близость к одной их ключевых точек календарного года – весеннему равноденствию.

По народным поверьям в этот день прилетают из тёплых стран к родным гнёздам сорок сороков птиц и несут на своих крыльях весну. А первый из них — жаворонок. На чьё поле первое в день праздника опустятся жаворонки, тому сулили удачу и урожай. В большинстве русских губерний жаворонок занимал центральное место в обрядах встречи весны. Чтобы приблизить ее приход, хозяйки пекли из постного теста птичек – «жаворонков», которых называли детьми или братьями перелётных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах, с ними дети и девушки закликали весну.

Сорок мучеников Севастийских

В 313 году император Константин Великий подписал закон о свободе исповедания веры. Его соправитель император Ликиний тоже подписал этот закон, но в подвластных ему областях гонения на христиан продолжались. Около 320 года в городе Севастии, в Армении, стояло римское войско. В войске находилось 40 воинов-христиан родом из Каппадокии (ныне на территории Турции). Военачальник Агриколай принуждал их принести жертву идолам, но воины отказались. Тогда воинов арестовали и связанными повели к озеру близ города. Стояла зима, вечерело. Воинов раздетыми поставили в покрытое льдом озеро. Страшная стужа сковала святых мучеников, и они начали замерзать. Мучение это было для них особенно тяжёлым, потому что на берегу озера для соблазна была поставлена тёплая баня. Кто хотел спасти свою жизнь, должен был заявить тюремному сторожу, что он отрекся от Христа, и тогда он мог войти в тёплую баню и отогреться. Всю ночь воины мужественно переносили лютый мороз, ободряя друг друга и поя священные гимны Богу.

Ранним утром один из воинов не выдержал страданий. Он вышел из озера и поспешил к бане. Но как только тёплый воздух коснулся его тела, он упал мёртвым. Вскоре после этого тюремный сторож Аглаий увидел, как над мучениками, оставшимися в озере, заблистал неземной свет. Аглаий был так потрясён этим чудом, что, объявив себя христианином, сбросил с себя одежду и присоединился к 39 мученикам. Мучители, пришедшие немного спустя, увидели, что воины-христиане не только не замёрзли, но, по-видимому, даже отогрелись.

Тогда мучители молотами перебили им голени и побросали в огонь, а потом обугленные кости мучеников сбросили в реку.

Через три дня мученики явились епископу Севастийскому Петру и рассказали о своем подвиге. Епископ Петр собрал их кости и с честью похоронил.

Имена мучеников сохранились: Кирион, Кандид, Домн, Исихий, Ираклий, Смарагд, Евноик, Валент, Вивиан, Клавдий, Приск, Феодул, Евтихий, Иоанн, Ксанфий, Илиан, Сисиний, Аггей, Аетий, Флавий, Акакий, Екдекий, Лисимах, Александр, Илий, Горгоний, Феофил, Домитиан, Гаий, Леонтий, Афанасий, Кирилл, Сакердон, Николай, Валерий, Филиктимон, Севериан, Худион, Мелитон и Аглаий. Память 40 мучеников относится к кругу наиболее чтимых праздников. В день их памяти, 22 марта, облегчается строгость Великого поста.

Новгородские традиции

Чтобы окончательно прогнать зиму и обезопасить будущие всходы от нежданных заморозков, в некоторых местах закликали мороз.

В Демянском уезде Новгородской губернии так же, как и во многих других, каждая хозяйка пекла 40 «орехов» из ржаной и овсяной муки, а потом на протяжении 40 дней по одному выбрасывала их на улицу с приговором: «Мороз, Красный нос! Вот тебе хлеб и овёс! А теперь убирайся по добру, поздорову».

В некоторых местах 40 шариков, испечённых на Сороки, называли «колоба?нами» - «Сороки святые — колобаны золотые».

«Сорок мучеников — сорок утренников» - бытовало народное поверье, о том, что после этого дня нужно ожидать еще 40 «утренников», то есть 40 утренних заморозков, прежде чем наступит настоящая весна.

40 шариков, испечённые из хлебного теста 22 марта, имели особое ритуальное значение и в других сферах крестьянского хозяйства. Чтобы куры неслись дома и не ходили по чужим дворам, 40 «яичек» из теста укладывали во дворе в 40 маленьких гнёздышек. В некоторых южнорусских деревнях 40 шариков, называвшихся, как и сам праздник – «Со?роки», хранили до Егорьева дня, когда скармливали их скоту, выгоняемому в первый раз на луга. Также, чтобы обеспечить благополучие скота, в некоторых местах в Сороки давали животным кусочки специально испечённого пирога или «жаворонка».

В некоторых местах западных губерний и среднерусской полосы России весну приглашали женщины, предлагая ей каравай хлеба или пирог. В Новгородской губернии в день Сорока мучеников на рассвете женщины выходили за околицу деревни с хлебом в руках и говорили, низко кланялись: «Вот тебе, матушка-весна, ржаного хлебца». В некоторых локальных традициях схожий обряд осуществлялся в местночтимый праздник, например, в день Иоанна Ветхопещерника (19 апреля/2 мая). При этом целью обряда было не только приветствие наступающей весны, но он также служил средством продуцирующей магии, направленной на женскую сферу хозяйственной деятельности, и назывался при этом «обновление новины». Закончив тканьё, хозяйки рано утром в день праздника выходили с «обетным концом» холста в поле и, повернувшись на восток, говорили: «Вот тебе, матушка весна, новая новина!». Затем, расстелив холст, сверху клали пирог, веря, что весна оденется в новину, а за хлеб-соль даст хороший урожай льна и конопли. Подобный обычай был известен и в Саранском уезде Пензенской губернии на Благовещение. В ночь на праздник женщины расстилали на берегу реки новые холсты, на которые раскладывали хлеба или пироги, кланяясь, они оставляли их на всю ночь со словами: «Вот тебе, матушка весна».

В Сороки проводилось много обрядовых действий, направленных на достижение успехов в крестьянском труде и связанного с этим благополучия. В Новгородской губернии «птички» использовали для того, чтобы определить семейного засевальщика — т.е. человека, который бросит в землю первую пригоршню зерна во время весеннего сева: по поверью, от его лёгкой руки зависел будущий урожай. Хозяйка дома предлагала всем мужчинам семьи, даже маленьким мальчикам и старикам, взять из лукошка «птюшку»: в одной из них была запечена монетка, человек, которому попадался «жаворонок» с монеткой, считался избранным в засевальщики Богом.

Каргопольские тетёрки

ТЕТЁРЫ (витушки, тетёрки) — обрядовое пряничное изделие витой формы, распространённое в окрестностях городов Каргополь и Мезень, а также в сёлах по берегам реки Мезень. Севернорусский аналог бытовавших в разных регионах России «жаворонков», «птюшек», «куликов».

На праздник солнечного равноденствия, когда день меряется с ночью, а вешнее солнце начинает светить ярче, хозяйки стряпали из теста особое печенье «тетёрки» в виде круга состоящего из трёх «околов» - обводов, завитых «по солнышку». В его середине часто выкладывают крест – «солнышко-высоколнышко», в окружении «кудерочков». По словам стряпух, «и у настоящего солнца тоже есть кудерочки».

Раньше тетёрки делали на воде, из ржаной или житной муки: «Нальют водушки, положат соли, ржаной муки и скут». Такое тесто скётся легко и тонко. Раскатывать колбаски следовало до 5-7 мм, а затем свивать узор по движению солнца – по часовой стрелке. Хорошо пропечённые тетёрки смазывали льняным маслом. Из ржаной муки тетёрки выходили чёрными. Для того чтобы печенье получилось красивым, в житную муку добавляли растолчённую варёную картошку. Заготовки выносили на мороз. На холоде они ещё белее становились. Раскатывали тесто и вили и тетёрок иногда целый месяц. Каждую сделать - это как картину нарисовать. Готовили всей роднёй, по сто-двести «тетёрок», и завивали их разными узорами.

Живая традиция

Отрадно знать, что сейчас многие народные традиции возрождаются, жив по сей день и обычай закликать птиц на Сороки. В первую очередь его соблюдают фольклорные коллективы, занимающиеся исконной традицией, стараются приобщать к народной культуре и детей во многих школах и детских садах. Живут эти традиции и в фольклорном театре «Круговина», где к ним относятся с особой бережностью, уважением и трепетом. Уже на протяжении многих лет «Сороки Святые» — один из любимых праздников круговинцев.

Ждём Сороки с нетерпением. Печём «жаворонков» на занятиях, от мала до велика, самым маленьким помогают мамы, а ребятишки постарше с большим усердием лепят «птичек» сами. Для многих обрядовая выпечка уже стала семейной традицией. Каждая семья приносит на праздник своих «жаворонков», и получаются-то они все разные — ребятишки с интересом рассматривают «птюшек» - некоторые большие с распростёртыми крылышками, другие с хохолками и прорезными хвостиками, с глазками — изюминками или гречневыми зёрнышками, бывают длинненькие, заплетённые как косичка, а некоторые «с ношей» - с птенчиком или яичками на спине.

Кроме «жаворонков» печём ещё и каргопольские «тетёрки».

И вот, трепетно держа своих «птюшек» в руках, все — и ребятишки и родители — идём на Ярославово дворище. Выбрали мы это место для весеннего обряда давно и не случайно, среди древних новгородских церквей красиво, торжественно, чувствуется дыхание многовековой истории … и приближающейся теплой весны!

Сначала наши ребятишки играют на глиняных свистульках, подражая голосам птиц, чтобы те услышали своих «детушек, младших братьев» и прилетели бы именно на нашу полянку. Свистульки звучат разными трелями, переплетаясь и создавая такое звенящее - поющее звуковое пространство, что кажется, действительно, сорок сороков птиц поют на разные голоса!

Жаворонки, ноги тонки,
Прилетите к нам,
Принесите нам
Конфетки на ветки,
Весну — красну,
Лету тёплаю!
У-у -у

– после песенки-заклички подбрасываем печёных «жаворонков» в воздух, поближе к птицам!

Жавората, жавората!
Вы не клюйте мои ноги,
Вы садитесь на дугу,
Распевайте на лугу!
У-у-у — опять подкидываем «птюшек» к небу!

После каждой заклички детишки внимательно вглядываются в небо, вслушиваются в звуки вокруг. И каждый раз на небе появляются птицы и с разных сторон звучат птичьи голоса. Дети радуются - «Услышали нас птички, несут нам весну!».

А сколько радости, если праздник приходится на ненастный день и вдруг, после наших закличек, из-за туч выглядывает солнце! Дети смотрят на весеннее солнышко сквозь испечённые ими тетёрки, которые тоже, как маленькие солнышки, поблёскивают смазанными завитками.

Каждый раз мы запекаем в один из «жаворонков» копеечку и после закличек все аккуратно начинают угощаться; сколько же радости у того — кто нашёл в своей «птюшке» заветную копеечку. Конечно, нынче мы не засеваем поля сами и эта копеечка не указывает нам теперь на первого засевальщика, как это было в старину, но счастье на целый год она сулит точно.

Несколько тетёрок и головки «жаворонков», мы развешиваем на деревья, чтобы птички тоже угостились.

А после выполненного обряда начинаются игры и хороводы, нужно же землю разбудить, чтобы она была готова к севу, вот и притопываем в такт пению «А мы просо сеяли, сеяли, ходит Лада сеяли, сеяли».

Нынче зима никак не хочет уходить из наших мест! И мы вновь, по доброй народной традиции, сегодня соберемся вместе, чтобы напечь «Сорок Сороков» жаворонков, а потом выйти на улицу и звонкими веснянками зазвать птиц, которые принесут на своих крылышках долгожданную весну в наши холодные края!

Мы с радостью делимся рассказом об этом старинной обычае, а так же рецептом «жаворонков» от Батюшки Гермогена в надежде, что эта традиция придёт и в другие семьи! И всем миром мы сможем призвать весну, и мир вокруг станет теплее и добрее!

Фото из личного архива фольклорного театра «Круговина» (авторы фотографий: Ольга Егорова, Вадим Матвеев).

Остальное здесь:

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: