ГлавнаяСтатьиОт шумерской клинописи до египетских иероглифов
Опубликовано 16.03.2016 в 16:30, статья, раздел Арт, рубрика Каллиграфия для всех
автор: Михаил Данилов
Показов: 613

От шумерской клинописи до египетских иероглифов

В этой статье мы продолжим разговор о каллиграфии, истории её развития и превращения в мощные коммуникационные системы. Рисуночный характер символов, характерный для первобытных людей, теряет связь с изображениями, и постепенно заменяется на иероглифы. Это начальный этап возникновения письменности.

От шумерской клинописи до египетских иероглифов

Шумерская клинопись(4-е тыс. до н. э.)

Ещё одна идеографическая письменность - клинописная, распространённая среди народов Древнего Двуречья: шумеров и ассиро-вавилонян.В ней происходило постепенное упрощение рисунков, пока они не сократились до самой общей схемы, в сущности, уже не рисунка, а символа. На глине иероглифы изображались чёрточками с клиновидными утолщениями на конце, отсюда возникло её название - «клинопись». Отдельным иероглифам соответствовали конкретные звуки, а из них в устной речи складывались слова или простые фразы. Часто слова записывались по принципу ребусов: из знаков, звучание которых было похожим на звучание нужного слова, составлялось слово. Клинопись насчитывала до 900 знаков. Постепенно система записи усложнилась и стала настолько неудобной, что вытеснилась другими появляющимися к тому времени системами записи языка.


Египетское иероглифическое письмо (4-е тыс. до н. э.)

Следующим этапом развития письменности была идеография, или символическое письмо. Примером идеографии может служить древнеегипетская письменность,. которая восходит к 4-му тысячелетию до н. э. Внешне она очень схожа с пиктографией, хотя с самого начала эти два вида письма существенно различались. Если пиктография служила для изображения целого сообщения, то каждый знак идеографической письменности (иероглиф) изображал отдельное слово. Египетский алфавит насчитывал порядка 600 знаков - довольно чёткие изображения предметов, людей, животных. Передавать видимые предметы не представляло сложности, а действия передавались при помощи их характерных моментов. Для отвлечённых понятий выбирались фигуры, связанные с данным словом: югу соответствовала лилия (гербовый цветок Южного Египта), прохладе - ваза с вытекающей водой, старости - сгорбленный человек.

Очевидно, что современным дизайнерам иконок можно даже кое-чему поучиться у древних египтян в плане соответствия слова образу.
У древних египтян многие такие элементы жили в своей узкой функциональной или профессиональной среде. Другие же иероглифы встречались на каждом шагу. С развитием письменности в Египте едва ли не каждый день выдумывался какой-нибудь новый знак, и из-за их стремительно растущего количества в Египте развились скорописные формы письма. Они разделились на иератическое письмо (от греч. hieratikos - жреческий), а из него - более упрощённое, демотическое (от греч. demotikos - народный). В эпоху создания демотического письма возникли первые школы светских писцов. Известный мастер каллиграфии Альберт Капр предполагает, что в Шумере, Египте и других древних государствах уже существовали конкурсы каллиграфов.

Во II столетии до н.э. демотическое письмо стало вытесняться греческим письмом, более скорописным и более удобочитаемым.

Источники:

Богдеско И.Т. Каллиграфия. - СПб.: Агат, 2005;
Виллу Тоотс., Современный шрифт. М., «Книга», 1966;
Истрин В.А., Возникновение и развитие письма, М., 1965;
Кондратов А.М., Книга о букве, М., 1975.

Остальное здесь:


Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: