ГлавнаяСтатьиИван И. Твердовский: «Фестивали при правильном подходе — это совершенный инструмент для создания новой картины»
Киновзгляд:
интервью с интересным человеком
Опубликовано 24.02.2018 в 10:15, статья, раздел Театр и кино, рубрика Киновзгляд
автор: Юлия Сергеева
Показов: 407

Иван И. Твердовский: «Фестивали при правильном подходе — это совершенный инструмент для создания новой картины»

Представляем обстоятельное большое интервью с Иваном И. Твердовским, одним из самых успешных молодых российских режиссеров. Про что снимать кино, чтобы заинтересовать зарубежные крупные смотры и инвесторов? На какие фестивали стоит ездить, чтобы понять кинематографическую «кухню»? Начинающим кинематографистам читать обязательно!Иван Твердовский

— Как ты относишься к тому, что после оглушительного успеха «Класса коррекции» и «Зоологии» тебя объявили надеждой российского авторского кино? 

— Я достаточно спокойно отношусь к успеху или не успеху. У меня были довольно разные периоды, если брать еще мои неигровые картины. Я хорошо знаю себе цену, объективно отдаю себе отчет в том, что происходит. Никакого оглушительного успеха я не испытал. Идет работа, она продолжается. 

— В одном интервью ты признался, что «Зоология» — это довольно эгоистичная история, монолог с собой... Что интересного ты в этом находишь? В монологе с собой, а не со зрителем? 

— Я не разделяю пространство мейнстрима и коммерческого кинематографа. Вернее могу разделить как зритель, как свидетель но не в коем случае не допускаю в своем творчестве. Я всё-таки рожден и воспитан в среде, в которой принято считать кинематограф предметом искусства. Это порой связана с тотальным внутренним эгоизмом, разговором с собой, монологом. В случае с «Зоологией» эта картина была нужна только мне, нужна для себя. Слишком много вещей, которые нужно было прокричать, выкрикнуть. И тут мне совершенно было плевать на прокатную судьбу, зрителя, понравится картина, не понравится. Это совершенно не означает, что каждую картину я снимаю в таком духе. Скорее наоборот, один раз и навсегда. Иван Твердовский

— В то же время, твой продюсер говорит, что Ваня знает и чувствует зрителя. Парадокс: ты снимаешь «кино не для всех», которое смотрят многие?

— Мое кино нравится киноманам, критикам и людям разделяющим определенный кинематографический вкус, не берусь оценивать его уровень. Количество зрителей у разных моих фильмов заведомо разное, я отдаю себе в этом отчет. Нельзя тут сравнивать «Зоологию» с «Классом Коррекции», который посмотрело в прокате, интернете и тв-каналам несколько миллионов человек. Для меня сейчас важно, что мои картины стали известны в узком кинематографическом кругу в Европе и на других континентах. Во многом этому способствовала правильная фестивальная стратегия. Со временем это дает потенциал расширять лояльную аудиторию. В сумме это получается достаточно весомое количество людей. 

— Ты с «Классом коррекции» объездил много фестивалей, побывал на всех континентах. Почти год не делал ничего, только ездил: сначала как конкурсант, потом и как член жюри.... И признался (опять же, в одном из интервью), что вместо того, чтобы использовать эти поездки для личного роста, ты просто потерял год жизни. Почему?

— Потому что фестивали, при правильном подходе, это совершенный инструмент не только для продвижения, но и создания новой картины. Заведомо проигрышно участвовать с новым фильмом в конкурсной программе и не иметь с собой следующего замысла, проекта, сценария с целью привлечения к нему ко-продюсеров и разного рода поддержки. Это называется «туризм», чем я, как многие режиссеры по неопытности и занимался, пока не появился первый драфт текста «Зоологии».

— Русскоязычному фильму, как правило, нелегко найти зарубежного сопродюсера. Что, по-твоему, смогло заинтересовать иностранного продюсера (в «Зологии» ИХ трое) в твоих фильмах? Наверное, в первую очередь фестивальные успехи и призы предыдущих работ?

— Я думаю, продюсеры ищут талантливые истории, авторов, перспективные проекты. Они подпитывают себя эмоционально, многие из них, не берусь говорить за всех. Сегодня в мире, а особенно в кино не существует границ. Даже не смотря на все трудности ко-продукции. Будь ты талантливый автор из Непала или Индонезии, России или Франции у тебя есть большие шансы найти себе единомышленников. Иван Твердовский

— Тебе важно, чтобы в истории, которые ты снимаешь, включались иностранные партнеры? И, какие это должны быть истории, чтобы они обратили внимание? За что цепляются иностранцы?

— Мы привыкли считать, что «они» кардинальным образом отличаются от «нас». Что у нас свой кинематограф, свой киноязык, все свое. И в этом своем нам кажется очень важным найти супер-конъюнктурную проблематику и преподнести ее в виде сенсации. Многих это искренне умиляет, вызывает усмешку, так как все наши проблемы, недостатки, родинки в интимных местах всем в общем-то достаточно хорошо известны. Меньше наши режиссеры думают об наднациональных и мультикультиурных проблемах, о том что беспокоит абсолютно каждого на земле, что объединяет каждого. 

— Расскажи, как вы выстраиваете работу с фестивалями? На основе чего формируется фестивальная стратегия твоих фильмов? Расскажи о практической стороне работы фестивального продвижения?

— В первую очередь это обусловлено сроками производства. Конечно каждый мечтает попасть в Канн, Берлин, Венецию или Торонто. Но ими фестивальный спектр не ограничивается. Конечно подбираются в первую очередь крупные международные площадки с крупным индустриальным рынком. На первичном этапе важно определиться с такого рода площадками, если от них поступает приглашение, конечно. Дальше идут национальные крупные фестивали, обустраивающие судьбу картины на конкретной территории. И уже после этого идут мелкие фестивали, недели кину, культурные события позволяющие отправлять в туристические путешествия участников съёмочной группы. Этот порядок нельзя менять. Всего один показ на приятном фестивале у теплого моря может закрыть ряд крупных фестивалей, лишить фильма продаж на довольно крупные суммы.

— Если «Класс коррекции» подвергся корректуре после общения с тем же «Кинотавром», то считался ли ты с чужим профессиональным мнением в рамках работы со своим вторым фильмом?

— Не считаю возможным комментировать слухи. Картина «Класс Коррекции» была полностью готова в феврале 2014 года. Кинотавр проходит в июне. Отборщикам была заявлена финальная версия со сведенным звуком, цветокоррекцией и cgi. Однако профессиональное мнение, компетентное, на разных этапах работы мне всегда важно. 

— Сейчас многие ругают ММКФ, говорят, что он не дотягивает до класса «А». Как к этому относишься лично ты? Насколько я знаю, ты работал отборщиком короткого метра ММКФ.

— Московский международный кинофестиваль, к сожалению вот уже много лет не выполняет функцию международного. У фестиваля нет мощной индустриальной площадки, международного кинорынка, его призы и награды ни каким совершенно образом не влияют на прокат международных картин на российском рынке, его участники как правило не обладают премьерным статусом, а следовательно не представляют интереса для национальных сейл-агентов. Я не берусь судить уровень конкурсных программ, организацию и прочее. Это исключительно национальное мероприятие, городское я бы даже сказал, которое не коим образом не влияет на судьбу картин в нем представленных.

— На какие фестивали стоит ориентироваться прежде всего российскому режиссеру, снявшему свой первый полный метр?

— Зависит о огромного количества факторов. В первую очередь от целей и задач самого режиссера. Если у него в приоритетах американский рынок, работа с англоязычной публикой следует обратить внимание на Торонто и Сан-Дэнс. Если в приоритетах работа с национальным прокатом или крупными телеканалами, то ни на кокой фестиваль не надо ориентироваться.Иван Твердовский

— Какие бы практические советы Вы дали авторам, которые едут на крупный фестиваль впервые?

— Не увлекаться туризмом, в первую очередь. Для осмотра достопримечательностей стоит выбрать другое время. Хорошо если ваш новый фильм участвует в одной из конкурсных программ фестиваля, а на макете или питчинге вы уже представляете свой следующий проект. Хорошо если вы найдете хорошего сейл-агента, который продаст ваш фильм на Нетфликс или на огромное количество территорий. Хорошо, если вы проведете с десяток встреч с европейскими продюсерами, договорившись с ними предварительно. Хорошо, если вашу новую идею поддерживают и берутся продвигать, формируют с вами единую команду. Здорово если у вас с собой всегда ноутбук с референсами, презентацией, буклеты по предыдущему фильму, визитки вашей кинокомпании. Все хорошо, кроме туризма. Отдохнуть вы успеете на маленьких нишевых фестивалях.  

— Отличается ли уровень принимаемых к показу работ, принципы отбора там и здесь, организация киносмотров и их коэффициент полезности? Есть ли у тебя фавориты среди фестивалей?

— Кинофестиваль это не тоже самое, что торговые центры, в которых представлены одни и те же сети магазинов с одинаковыми товарами. Без разницы в какой поехать, ближе или дальше. Фестивали отличаются друг от друг довольно сильно. У нас укоренилось довольно провинциальное мышление, что фестиваль — это красные дорожки, премьеры и бесплатное шампанское. Это не совсем так, вернее это только минимальный атрибут. Любое кино приносит деньги, зарабатывает. Даже самые яркие представители авторского кинематографа приносят прибыль своим создателям. Фестиваль в этом смысле выступает инструментом. Национальные фестивали отличаются от международных, региональные от национальных. Всем наплевать если у вас много бесполезных призов, побрякушек, дипломов маленьких нишевых площадок. Вы заработаете «лайки» на Фейсбуке, но никак не реальные средства и уж тем более возможность развиваться и продвигать себя дальше к следующей картине. Иван Твердовский

Так случилось, что в России нет ни одного крупного уважаемого международного кинофестиваля. На национальном рынке безусловный фаворит «Кинотавр». Есть крупный фестиваль дебютного кино «Движение» в Омске, фестиваль короткого метра «Короче» в Калининграде. Из международных фестивалей я бы отметил фестиваль «Меридианы тихого» во Владивостоке, ориентированный на Азиатский рынок и «Послание к человеку» в Петербурге, нацеленный на неигровой сегмент. Они безусловно не образуют вокруг себя серьезные рынки и территории, но их профессиональный уровень проведения и тщательность в селекции позволяют надеяться, что со временем они разовьются в крупные международные события.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: