ГлавнаяСтатьиМасленица. Часть вторая
Опубликовано 25.02.2017 в 11:15, статья, раздел Жизнь, рубрика Алатырь
автор: Круговина
Показов: 1255

Масленица. Часть вторая

Блинкам горушку укладали, сверьху масельцем поливали...

В православных церковных книгах обычно Масленицу называют мясопустной или сыропустной неделей. Она начинается после окончания Вселенской Субботы и продолжается вплоть до Великого поста.

Народное название «Масленица» эта седмица получила от того, что всю эту последнюю неделю перед Великим постом, включая постные дни — среду и пятницу — можно было вкушать «масляное», а также сыр, яйца, рыбу и молочные продукты.

На Масленицу пекли блины, готовили множество всякой снеди, старались «наесться впрок», недаром Масленицу прозвали в народе «Обжорной неделей». Однако широко распространённое мнение, что блин на Масленицу — это символ солнца — всего лишь красивая версия, не имеющая подтверждения. Впервые сравнение блина с весенним солнцем сделал Куприн, но это был литературный прием (А.И. Куприн, «Юнкера»: «Блин красен и горяч, как горячее все прогревающее солнце, блин полит растительным маслом — это воспоминание о жертвах, приносимых могущественным каменным идолам. Круглый, горячий блин — символ яркого солнца, красных дней, хороших урожаев, ладных счастливых браков...»). Блин – это наиболее архаичная форма хлеба, поминальная пища, которую пекли не только на Масленицу, но и в другие праздничные даты.

Борис Васильевич Зворыкин «С широкой Масленицей».

Поминовение предков являлось одним из основных компонентов русской Масленицы. Следы весеннего культа предков прослеживаются в масленичной обрядности разных местностей. Суббота перед масленицей отмечалась как Родительская. В первой половине XIX в. обычай отдавать первый блин покойным родителям или поминать их блинами, видимо, бытовал широко. Во многих новгородских деревнях первый блин, испеченный на Масленицу, клали на божницу, на слуховое окошко или на изгородь «для родительских душ». Иногда отдавали нищим или съедали «на помин душ усопших».

В некоторых местах ходили на могилы к своим усопшим родителям и родственникам в Прощёное воскресенье, руководствуясь тем, что, согласно Евангелию, покаяние и пост могут доставить спасение и прощение грехов только тогда, когда мы искренне примиримся со всеми ближними и от души простим им обиды, причинённые нам. Оставляли блины на могилах «для усопших сродников».

«А вот блины пекли начинали с понедельника. И вот помню, первый блин спекёт бабушка и несёт в конец огорода, кладёт на столбушку. Это на помин души всех умерших дедов и прадедов».

(Васильев Андрей Афанасьевич, 1924 г.р. Родился в д. Гудково. Запись: 6 июля 2005 г. Новгородская обл., Мошенской р-н, д. Кабожа).

Во многих масленичных песнях упоминается мифологизированный образ масленичной горы, которую устилают блинами и поливают маслом: «Мы на горушке не бывали... Блинков с масельцем не ядали... Блинкам горушку укладали... И мы масельцем поливали...» Вероятно, этот образ в сознании носителей традиции связывается с культом умерших предков1.

В некоторых новгородских деревнях блинов не пекли, а готовили другие масленичные кушанья: оладьи («олашки»), творожные ватрушки, «пирожéнцы», «прима?занцы», «преснýхи», сочни, пироги; каши – «кутью», «гýщу». К Масленице могли варить пиво, кисели, курили вино, готовили яичницы. В качестве обрядовых блюд готовились и молочные – творог и сыр.

Переженцы, периженцы, пироженцы, пиряженцы, пироженики – печенье удлинённой формы из квашеного теста, жареное в масле на сковороде (Новгородский областной словарь. Новгород, 1994. C. 120).

Преснуха – лепешка из пресного текста (Новгородский областной словарь. Новгород, 1994. C. 5).

«Пекли не блины, а пироженцы. Толщиной с палец тесто накатают, поставят в печку, маслецем смажут. Делали обычное дрожжевое тесто. Раскатывали его тонко-тонко. А потом скатывали, ножичком резали. Со сметаной ели, а блинов мы не знали. А ещё запекали в эти пироженцы копейку, зёрнышко, уголёк. Вытащишь монетку – к богатству, зерно – к урожаю, жито (ячмень) – к богатству».

(Яковлева Екатерина Ивановна, 1935 г.р. Запись: 7 июля 2002 г.,Новгородская обл., Боровичский р-н. д. Передки).

Тёща для зятя пирог пекла

В традициях Русского Севера и Северо-Запада семейно-брачная тема масленичных ритуалов отличается особенной развёрнутостью. Чествование молодожёнов – обязательный атрибут северно-русской Масленицы – имело целью принять только что женившиеся пары в свою общину, в круг женатых людей. С этой целью им устраивали смотрины, катали с гор, заставляя целоваться, катали по деревне на лошадях, зарывали в снег. Поскольку невступление в брак могло нарушить мировое равновесие, холостую молодёжь на Масленицу высмеивали и хулили.

Особый размах Масленица везде получала с четверга («Широкая Масленица»), в некоторых местах со вторника, среды. Именно в это время родители выданных в этом году дочерей приезжали на празднично убранной лошади к родителям зятя и приглашали молодожёнов («молодых») к себе в гости. Таков был обычай. В четверг молодой муж запрягал лошадь в выездные сани и оба нарядные, отправлялись «к тёще на блины», возвращаясь домой в воскресенье, или даже в «чистый понедельник». Здесь они разъезжали по многочисленным родственникам. Принято было дарить подарки родителям и родственникам. За это молодых одаривали деньгами, угощали блинами и др. Кое-где сохранялся обычай оставления своей молодой жены на одну-две недели в доме родителей, где она ткала холсты, которые оставляла у родителей. В этом случае молодой уезжал один.2

Справа: Борис Васильевич Зворыкин «С широкой Масленицей».

Гостевание у родных – один из важнейших сюжетов масленичных обрядов и песен, бытующих на Севере. Большое распространение в разных регионах России имели песни с похожим сюжетом, в котором высмеивались отношения тёщи и зятя:

Тёща для зятя пирог испекла,
Тёща для зятя пирог испекла,
Корочку мешала, 3 пуда издержала,
Корочку мешала, 3 пуда издержала,
Соли да крупы на четыре рубли,
Сахару да масла на восемь рублей,
Три утки, три гуся, да семь лебедей,
Три утки, три гуся, да семь лебедей.
В печку сажала, чело изломала,
Из печи тащила, всю печь разворотила.
Этот пирог семерым ни съесть,
Семерым ни съесть, восьмерым не поднять.
Зять в гости пришёл, да уприсягу пирог съел,
Да уприсягу пирог съел, да на другой поглядел.
Тёща по горенке похаживает,
Да скоса на зятюшку поглядывает.
Да как тебя, зятюшка, не разорвало?
Да как тебя, зятюшка, не разорвало?
Дочь ты моя, больше зятя не води,
Дочь ты моя, больше зятя не води.
Зять рассердился, домой побежал,
Зять рассердился, домой побежал.
Сам идёт дорогой, а пузина стороной,
Сам идёт дорогой, а пузина стороной.

(Андреева Ирина Семёновна,.1959 г.р. Запись: 04 декабря 2001г. Новгородская обл., Старорусский р-н., д. Дубовицы).

На долгий лён...

Не менее важными элементами масленичной обрядности были обычаи, призванные воздействовать на плодородие земли. Среди них нельзя не выделить катания с гор «на долгий лён» – традицию, сохранившуюся повсеместно на Севере и Северо-Западе и до нашего времени.

Пожилые женщины и старухи редко участвовали в катаниях молодёжи. Однако в воскресенье, а в некоторых местах - в «чистый понедельник», они усаживались в дровни или розвальни и с песнями катались по деревне «на долгий лён». Этот обычай, в различных вариантах, сохранялся на всей территории Новгородской области. В некоторых местах (Старорусский, Волотовский и др. районы) на Масленицу катались, по словам старожилов, вообще только для того, чтобы вырос хороший лён. Кое-где в Холмском районе такое значение приписывалось катаниям детей. Во многих селениях Демянского района мужчина специально для этого проезжал из конца в конец деревни, собирая женщин и старух, выезжал за деревню и возил их по полям. В Боровичском районе женщины и старухи специально разъезжали по чужим деревням, объясняя это тем, что чем дальше уезжаешь кататься, тем длиннее вырастет лён. Иногда этот обряд приобретал шуточную форму. В Чудовском районе местами сохранялся обычай катания «на долгий лён» шутников, старика со старухой на «подсанках». В руке старик при этом держал помело.3

В некоторых новгородских масленичных песнях упоминаемый ранее мифологизированный образ масленичной горы часто связан с растущим на ней льном: «На нашей горушке лён посеян, а во льну в этом травы нету...».

Борис Васильевич Зворыкин «С широкой Масленицей».

А мы Масленицу прокатали

Масленица имеет особое положение в годовом календарном цикле – она отмечает рубеж между двумя сезонами: «зимой» и «летом», делит год пополам. Жители деревни Дворищи Хвойнинского района Новгородской области в последний день, провожая Масленицу, выкрикивали: «Прошщай, наша Масленца! Дожидать будем красно лúтико!» – «Масленица угонит ведь зúму-то, лето будет подходить к нам». В этих слова осмысляется пограничный характер праздника.

Основная мифоритуальная идея Масленицы выражается в том, что на смену старому, изжившему себя миру должен прийти новый, полный сил и энергии. Главным символом всего «старого» в русской традиции выступает масленичный костёр – для его сооружения используется хлам, старые, негодные вещи, одежда, отжившая свой век утварь и пр.

Проводившиеся в последние десятилетия этнографические исследования Новгородской области показали отсутствие на данной территории не только какой-нибудь широкой, но даже локальной устойчивой традиции проводов Масленицы с использованием чучела, образа, широко растиражированного в последнее время во всех регионах России.

Единичные сведения о присутствии масленичного чучела в новгородских материалах XХ века указывают на эпизодическое использование этого атрибута в западных и южных районах, что может свидетельствовать о его заимствовании из традиций других регионов России, книг или даже средств массовом информации.3

В некоторых деревнях делались маленькие куклы-Масленки, которые хранились дома на божнице.

«В этот день делали масленицу, красиво её наряжали и сжигали её на костре. Для костра собирали веники и голики. Делали маленькие масленки. Их хранили за иконами рядом со свечкой».

(Суворова Любовь Ивановна,1929 г.р. Запись: 1999 г. Новгородская обл., Парфинский р-н. д. Кузьминская).

Кульминацией праздника было сжигание Масленицы в воскресенье вечером.

Во всех селениях сооружался масленичный костер, который в некоторых местах называли «грудой, грудкой», в других - «клеткой», его же называли и «Масленица», «Маслена», «Масленка». Как и во время встречи Масленицы, для прощального костра собирали по деревне старые вещи, бочки из-под дёгтя, веники, голики, солому и пр. Масленичные костры устраивались за околицей, иногда на озере, чаще на возвышенных местах. Раньше практически в каждой деревне была своя «гора», где проводились праздники. Вечером вся округа освещалась масленичными кострами, которые были видны в соседних деревнях. Самые яркие и самые продолжительные из них были предметом гордости селения на целый год.

«Раньше на санках все собрали весь мусор: все веники старые, корзинки старые, все и на самую высокую гору возили. И вот зажжём и смотрим, ага, в той деревне лучше или в нашей лучше. С горы на горы виден костёр. Жгли всякий хлам и бегали вокруг костра».

(Карасева Надежда Николаевна, 1941 г.р. Родилась в д. Клирошановское.Запись: 13 июня 2005 г. Новгородская обл., Мошенской р-н, д. Клирошановское).

«Неделю праздновали. В первые дни шло потихоньку приготовление. Основное гуляние начиналось с четверга. Вот каждый день обозначал что-то, своё было название. Самое интересное – это воскресенье. С гор мелкота, подростки катались. Тоже санки делали, украшали, гиком таким, с шумом, с гамом. У нас красивая гора была. Чучело было обязательно, потом его жгли. Ребятишки носят его, на кол повесят, зажгут. Всё было».

Фёдорова Мария Ивановна, 1924 г.р. Родилась в д. Гусево. Запись: 15 июля 2005 г. Новгородская обл., Мошенской р-н, д. Ореховно.).

Семен Кожин «Масленица. Проводы».

«Обычно до четверга как-то не так она, а потом блины, еда. Проводы масленицы. Это запомнилось нам больше, как детям. Собирали весь хлам, какой только можно было найти: веники, лапти и прочее, прочее. Всё это сносили на высокую гору. В каждой деревне своя гора. Всё это зажигали, там это плясали, бегали, прыгали вокруг костра. Так провожали масленицу».

(Шишинёва Нина Константиновна, 1932 г.р. Родилась в д. Николаевское.Запись: 14 июля 2005 г. Новгородская обл., Мошенской р-н, д. Николаевское).

«Жгли на озере масленку-то. Собирали солому, веники. Делали такую, как бабу, высокую. И вот эту маслену жгли вечером. Это в воскресенье. Гуляли субботу и воскресенье. Катались на лошадях. С гор катались на лыжах, санях, дровнях».

(Петрова Мария Ильинична, 1934 г.р. Родилась в д. Языкова Горка.

Запись: 14 июля 2005 г. Новгородская обл., Мошенской р-н, д. Николаевское).

«Масленицу-то до утра и жгли. На горке озеро-то большое у нас было. Поленницу унесём, всю растащим, да жжём. Ох, всего бывало. Тряпок намотаешь, этого сделаешь, чтоб тебе светло, всю ночь гуляешь на Масленке. Весело было. Масленицу из дров жгли, опорок (опорки — обрезанные валенки - от автора) всяких с чердака нароем старых, из соломы, из всего. Навозишь, и не знаешь сколько и навозишь. Весело мы на озере жгли. Ох, хорошо было. На Масленицу блины пекли, оладьи пекли. Раньше пост был, потом мама примазанцы печёт, ватрушки творожные. Масло били...».

(Балкова Татьяна Георгиевна, 1924 г.р.Родилась в д. Языкова Горка. Запись: 12 июня 2006 г. Новгородская обл., Мошенской р-н, д. Ореховно).

«Масленицу жгли. Чучела мы не делали, мы делали грудку большую. Вот собрали, пока девчонкой была, всякой хлам. Вот грудку сделаем и сожжём. Вот потом и прыгаем. Придём от туда все вымазавши как черти. Такую вот масленицу пели:

«Масленица … ,

Не дала нам погулять.

Загнула хвост

На Великий Пост»

(Рыбакова Екатерина Ивановна, 1933 г.р. Родилась в д. Алексейково. Запись: 7 июля 2006 г. Новгородская обл., Мошенской р-н, д. Бережок).

Фольклорный театр «Круговина». Масленица. 2014 г.

«А у нас на Масленицу как? В четверг пойдём гулять Дубишки, Горехово, и до понедельника. Вот мы неделю Масленицу и гуляли. Все семь дней собираем мы солому, лапти старые, чего-чего мы не собираем. Вот такой высокий бугор. А на Масленку и зажжём. И ругали Масленку, и блякали, и по-всякому.

Масленка … , не дала нам погулять,

Сарафанов поносить,

На беседку походить.

А потом: «Дорогая наша Масленка сгорела!». Она сгорит, а мы все бегаем.

«Дорогая наша Масленка сгорела!» И вот 15 раз так. Я так пою, другие…».

(Андреева Екатерина Ивановна, 1926 г.р. Родилась в д. Бочалиха, Хутор Новошутово. Запись: 9 июля 2006 г. Новгородская обл., Мошенской р-н, д. Ягайлово).

Фольклорный театр «Круговина». Масленица. 2013 г.

«На дровнях каталися, а где гора большая. Туда и поедем. На гору, на дровни сядем все, человек пять-шесть, и под гору. А потом насобяраем тряпок и на горы где-ни масленку жжём, из тряпок, да кто чё найдёт, там и колёсы, говоришь, резиновы зажгут, дак ух какая груда-то. То-то перед грудом мы скакали, по одной. У меня было ново пальто сожжено».

(Серебрякова Анастасия Яковлевна, 1923 г.р. Жила в д. Исходово. Замуж вышла в д. Хирово. Запись: 11 июля 2006 г. Новгородская обл., Мошенской р-н, д. Хирово).

«Прощалися с Масленцей. Наступал Великой Пост. Масленицу жгли. В клетку накладём, насобираем дров и там маленько соломки и зажжём, и круг бегают, круг Масленцы.

Дорогая ты наша Масленка,

Дорогая – широкая …».

(Иванова Мария Степановна, 1918 г.р.Вышла замуж в д. Григорово. Запись: 11 июля 2006 г. Новгородская обл., Мошенской р-н, д. Григорово).

«Дров кто принесёт, ёлок нарубит, лапок, и вот и туда, тоже на гору, на тую несут, на крутую, и вот только трескотень. Даже в деревне и то было слышно.

«Масленица … , не дала нам погулять,

На беседку походить,

Кавалеров поводить».

(Калинкина Зинаида Васильевна, 1956 г.р.Запись: 12 июля 2006 г. Новгородская обл., Мошенской р-н, д. Ездуново).

«А Масленку праздновали – жгли. Соберёмся молодёжь-то, и зажжём, и горит, а мы бегаем около (на горке). Куклу не делали, так только пожжём и всё. Длилась полну неделю.

«Дорогая наша Масленка!

Дорога наша, хорошая,

Ты тянись-ка, наша Масленка,

До Христованни, да до Петрованни».

(Воронова Елена Андреевна, 1921 г.р. Родилась в д. Высокое. Запись: 10 июля 2007 г. Новгородская обл., Мошенской р-н, д. Петрово).

«На масленицу гуляли с понедельника. В воскресенье собирали веники, дрова, зажигали клетку, прыгали через клетку. В клетку дрова как в печку клали. Кругом костра бегали. Костёр жгли, где сеяли рожь. Чучело не делали».

(Соколова Екатерина Васильевна,1928 г.р. Родилась в Тверской области. Запись: 11 июля 2007 г. Новгородская обл., Мошенской р-н, пос. Семёнкинский).

«Для Масленки не жалели и льна, ну, и немножко дров. И разжигали на бугре. И мы такую кучу сделаем, как стожок сена. Так туда выше, выше, вот таким конусом. И смотрим, горит: «Ой, в Семёнкине-то горит хуже, хуже, у нас лучше». И видим: там жгут, там… Сожгли чучело это. Мы особо не ругались, что сатану жгём. А где-то: «Ой, это сатана пусть горит, сатану жгём». У нас нет».

(Арапова Лидия Александровна, 1938 г.р.Запись: 14 июля 2007 г. Новгородская обл., Мошенской р-н, д. Рыкулино).

«На лошадях ездили, который день назначено (в пятницу – там-то катаются, в субботу – там, в воскресенье – там-то). Ребяты-то лошадей запрягут. С шарками ездили. Чучело не делали. Масленка кончилась – и беседка кончилась. Пост начинался, надо ткать».

(Новикова Анастасия Ильинична, 1915 г.р. Запись: 13 июля 2007 г. Новгородская обл., Мошенской р-н, д. Морозово).

Вот такой, по воспоминаниям деревенских жителей, была в прежние годы Новгородская Масленица!

Детский фольклорный ансамбль «Круговина» - «Ой, блины мои, блины»

Детский фольклорный ансамбль «Круговина» - «А мы Масленицу сустречали»

Фольклорный театр «Круговина» - «А мы Масленицу увстрячали» (д. Патрахово, Холмский р-н., Новгородская обл.)

Фольклорный театр «Круговина» - «Дорогая-то наша Масленка» (д. Погорелово, Пестовский р-н., Новгородская обл.)

Фольклорный театр «Круговина». Масленица. 2014 г.

В статье использованы материалы из следующих источников:

1 - http://www.culture.ru;

2, 3 - Научно-практическая статья Васильева М.И. «Традиции новгородской Масленицы и современные формы празднования». (Сборник «Культурное обозрение - информационно-аналитический сборник №3 (Великий Новгород, 2011 год), а также, материалы из личного архива Инны Фарафоновой, полевые записи фольклорных экспедиций Филологического факультета Новгородского Государственного университета им. Ярослава Мудрого (2005-2007 г.г.), материалы из архива научной лаборатории фольклора Новгородского Государственного университета им. Ярослава Мудрого.

Читайте другие статьи проекта:

Алатырь

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: