ГлавнаяСтатьиЛидия Смирнова — героиня двух эпох
Опубликовано 13.02.2018 в 18:30, статья, раздел Искусство
автор: ОК-журнал (Геннадий Орешкин)
Показов: 591

Лидия Смирнова — героиня двух эпох

В свое время Лидия Смирнова свела с ума не одного мужчину. Что же такого рокового было в этой милой хохотушке? 
Ее руки добивался композитор Исаак Дунаевский. Ради нее режиссер Константин Воинов, снимавший Смирнову почти во всех своих фильмах, пытался уйти из семьи. А главный режиссер Театра киноактера Лев Рудник из-за страсти к актрисе поплатился своей должностью и был сослан в Ростов. Сама же Смирнова, одержав очередную победу, лишь кокетливо вопрошала: «Даже не понимаю, что во мне находят мужчины? У меня большой курносый нос, толстые губы... А не накрашенная я и вовсе похожа на поросенка. Пытаюсь это скрыть косметикой, но удается не всегда!» А между тем детство у этой «столичной штучки» было трудным, если не сказать больше.

Лидия Николаевна Смирнова родилась 13 февраля 1915 года в семье царского офицера и земской учительницы.
Ее детство пришлось на лихие для нашей страны годы — революцию и Гражданскую войну. Девочка рано потеряла своих родителей. Ей было всего четыре года, когда по трагической случайности погиб 9-месячный братик Лиды. Мама не смогла пережить этой гибели, сошла с ума и вскоре умерла в психиатрической лечебнице. Позже погиб на фронте отец, воевавший в Гражданской войне на стороне Колчака. И быть бы Лидочке очередной сиротой, пополнившей огромные ряды беспризорников, если бы не старший брат отца, бухгалтер, который взял девочку в свою семью.
Чтобы облегчить жизнь семья перебралась в Москву, но и там было очень тяжело. Сама девочка долгое время не знала, что она им не родная. Лидия практически голодала, но старалась во всем быть первой. Она пела, танцевала, принимала участие в спортивных состязаниях. Во время лыжного марафона семнадцатилетняя девушка встретила своего будущего мужа. Журналист Сергей Добрушин тоже участвовал в забеге, уже через месяц стали мужем и женой. Оказалось, что оба любили экстрим.

Сразу после регистрации брака Лидия и Сергей отправились в горы, потом сплавлялись на байдарках. Но Сергей считал, что профессия актрисы не годится для его жены, работа экономиста (Смирнова успела окончить промышленно-экономический техникум при Училище имени Баумана) — наиболее подходящий вариант. Но надо знать упрямый характер Смирновой. Поняв, что супруг отрицательно относится к ее театральным опытам, она отправилась... в труппу знаменитого режиссера Александра Таирова. Там ее с радостью приняли и почти сразу же стали доверять интересные роли. Так что вскоре Лидия Смирнова превратилась в настоящую звезду труппы. Камерный театр в те годы был невероятно популярен в Москве. Лидия Смирнова успела сыграть роль в спектакле «Аристократы», но дальше ее театральная карьера затормозилась.

Кинорежиссер Корш-Саблин пригласил молодую актрису на главную роль в картину «Моя любовь». Этот фильм стал судьбоносным для Смирновой. После премьеры она проснулась знаменитой, и предложения о новых ролях стали поступать просто с космической скоростью. С другой стороны — такое блистательное начало карьеры поставило крест на ее мечтах о материнстве. Когда съемки «Моей любви» шли полным ходом, выяснилось, что Лидия беременна. Услышав эту новость, режиссер решил, что интересное положение актрисы может всерьез помешать продолжению работы над картиной, и предложил ей сделать аборт. Позже врачи скажут, что Лида никогда не сможет иметь детей... Но тогда — в 1940-м — Лидия стала объектом внимания. Среди первых мужчин Советского Союза она выбрала лучшего. Композитор Исаак Дунаевский ухаживал за Смирновой очень красиво. На целых три месяца он снял для нее роскошный трехкомнатный номер люкс в гостинице «Москва». Он забрасывал ее цветами, подарками, но главное — одаривал своей любовью и вниманием. Даже годы спустя она хранила одну из его телеграмм: «Люблю тебя свято и страстно, чисто и греховно, нежно и требовательно, ревниво и доверчиво». У них даже появился свой тайный пароль на время встреч. Когда она появлялась, тихонько стуча в дверь, Дунаевский неизменно восклицал: «Солнце пришло!» Эта фраза стала условным знаком.
 Когда страну облетела страшная весть — Гитлер напал на СССР, супруг Лидии, Сергей Добрушин, тут же записался в ополчение. И предупредил свою супругу: «Если меня не убьют, я вернусь только в одном случае — если не буду изувечен». ...Он так и не вернулся с войны, не написав ни одного письма. В годы войны Смирнова продолжила сниматься в кино. В 1942 году вышла картина «Парень из нашего города», в которой она исполнила главную женскую роль Вари Лукониной-Бурминой. Партнером же актрисы по фильму был выдающийся актер Николай Крючков. Вот что писали о той работе критики: «Здесь впервые Смирновой достался хороший драматургический материал (сценарий писал Константин Симонов). И играла она очень тактично: весь героизм приходился на долю Сергея Луконина (Николай Крючков), а она просто его ждала. В финале Варя читает во фронтовом госпитале симоновское «Жди меня» и, видя раненого, но живого Луконина на носилках, неожиданно заканчивает хрестоматийное с тех пор стихотворение лирическим порывом необычайной силы: «Товарищи, это мой муж!».

Вот такой бытовой пафос доходил до зрителя сильнее, чем возвышенные и назидательные сентенции.
Другой удачной работой Лидии Смирновой стала роль партизанки Феньки, попавшей в лапы фашистов, в картине режиссера Эрмлера «Она защищает Родину». Актриса вспоминала: «Снимали зимой в горах, делая вид, что это средняя полоса России. Меня раздели, натерли ноги спиртом так, что подошвы горели, и пустили босиком по снегу. Ощущение такое, что несколько часов ходила по иголкам. Правда, в фильм вошел дубль, где мои ноги обмотаны тряпками: такова актерская жизнь, а может... режиссерская безжалостность». Смирнова жила в одной комнате с актрисой Верой Марецкой. Обе они высоких званий не имели, лауреатских пайков им было не положено, поэтому порой банально голодали. И вот в один из дней в дверь постучали. На пороге стоял режиссер Эрмлер, который решил подкормить свою даму сердца. В руках он держал кастрюлю, в которой томились два яйца всмятку. Не успел режиссер произнести и нескольких слов, как в дверь вновь постучали.

Это был оператор Рапопорт, который тоже принес яйца, чтобы подкормить даму сердца. Но только не два, а целых... пятьдесят — весь свой паек. Вера Марецкая, которая славилась острым языком, язвительно прокомментировала ситуацию, обращаясь к своей подруге: «И ты еще раздумываешь? Один так и будет всю жизнь носить по два яйца всмятку, а другой отдаст все, что имеет».
Вскоре Лидия вышла замуж за оператора. Впоследствии актриса признавалась: «Лучше Рапопорта меня никто не снимал. Он умел делать то, что сейчас уже вышло из моды: великолепные кинопортреты...». Позже режиссер Константин Воинов, у которого Смирнова снималась в «Женитьбе Бальзаминова», «Дядюшкином сне», «Приюте комедиантов», настолько увлекся актрисой, что бросил жену, дочь, поселился в коммуналке и все ждал, когда его муза поступит так же. Узнав, что Смирнова не собирается разводиться со своим мужем, он все рассказал Рапопорту. Но ничего не изменилось. Разлучить эту пару не удалось никому. Кроме тяжелейшей болезни, которая внезапно настигла Владимира. И вот тогда Смирнова, которую все считали ветреной вертихвосткой, проявила себя совсем с иной стороны. Забросив светские вечеринки, она всю себя посвятила умирающему мужу. Лишь благодаря ее стараниям Рапопорт, которому врачи отмерили не больше трех лет, прожил еще тринадцать!

Когда же она осталась одна, тут-то и вспомнились «Моя любовь» и ранний аборт. «Сначала я думала: ну нет детей — и не надо. А позже выла по ночам, мечтая о малыше». Она уходила из жизни, забытая всеми. И только после ее смерти современники вдруг осознали, какой большой актрисой была Лидия Смирнова.

Ее можно с полным правом назвать героиней двух эпох. Свою первую роль она сыграла в 1940 году. Последнюю — в 2000-м, в фильме Ренаты Литвиновой «Нет смерти для меня». Название режиссерского дебюта Литвиновой оказалось пророческим: красота и талант Смирновой не исчезли, для них, как выяснилось, смерти не существует...

Она жила с высоко поднятой головой, не позволяя показаться просто слабой. Ей предназначалось место на Новодевичьем, но она и тут сумела настоять на своем: скончалась Лидия Николаевна 25 июля 2007 года и была похоронена на Введенском (Немецком) кладбище, рядом с могилой мужа.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: