ГлавнаяСтатьиПиктография: от наскальных рисунков до пиктограмм и комиксов.
Опубликовано 9.03.2016 в 18:30, статья, раздел Арт, рубрика Каллиграфия для всех
автор: Михаил Данилов
Показов: 1087

Пиктография: от наскальных рисунков до пиктограмм и комиксов.

С появлением письменности люди смогли выражать свои мысли более точно. Verba volant, scripta manent (Что написано пером, не вырубишь топором). Преимущество письма - в возможности сохранения записей и получения письменных свидетельств. Никогда больше события не сотрутся из человеческой памяти. Эмоции, чувства, страсти, желания, торговая деятельность, финансовые отчёты, договоры между народами, войны и мирное время… Человеческая история не будет забыта! Статьёй «Пиктография: от наскальных рисунков до пиктограмм и комиксов» мы открываем цикл текстов о каллиграфии от наскальных рисунков до граффити на вагонах нью-йоркской подземки. Автор статей – новгородский художник, писатель, поэт Михаил Данилов.

Каллиграфия - искусство красивого и чёткого письма. Самый древний и самый простой способ письма появился, как считают учёные, ещё в палеолите - «рассказ в картинках», так называемое пиктографическое письмо (от латинского pictus - нарисованный и от греческого grapho - пишу). То есть «рисую-пишу». Письмо это, конечно же, очень несовершенное, ведь прочесть рассказ в картинках можно по-разному. Поэтому, пиктографию как форму письма далеко не все специалисты признают началом письменности. К тому же для древнейших людей любое подобное изображение было одушевленным. Так что «рассказ в картинках», с одной стороны, наследовал эти традиции, с другой - требовал известной абстрагированности от изображения. В настоящее время пиктографическое письмо официально представлено письменностью донгба (дунба), которой владеют до нескольких десятков пожилых представителей народа наси, живущего в предгорьях Тибета.

Принципиальное отличие знаков пикто­гра­фии - пиктограмм - от знаков «обычного», фонетического письма заключается в незакреп­лён­но­сти за пиктограммой конкретной единицы языка и возможности интерпретации пиктограмм на любом языке; пиктограмма может быть «прочтена» как слово, синоним этого слова, словосочетание, предложение с различными вариациями смысла, несколько предложений.

Ряд народов создал развитые системы пиктографии, позволявшие передавать сложные сообщения, например система нсибиди в Западной Африке, «женское письмо» юкагиров на северо-востоке Азии, пиктография индейского племени делаваров, с помощью которой был записан эпос «Валам-Олум», рукописи ацтеков и миштеков, в которых наряду с пиктограммами встречаются попытки передачи собственных имён с помощью «ребусных написаний».

Пиктографическое письмо насчитывает тысячи знаков. Вся сложность и вместе с тем ограниченность данной системы объясняются движением ее самой по направлению к идеографическим письменностям. Такое движение не может не сопровождаться расширением смысла знаков, а также их упрощением и канонизацией начертания, проще говоря, эволюционированием данного вида каллиграфии в истории человечества.

Типологически выделяются 2 разновидности пиктограмм: «иконические», имеющие сходство с изобра­жа­е­мым понятием или объектом (знак солнца для передачи понятий «день», «солнце» и т.п.), и «символические», условные (генетически, восходящие к «иконическим», образным, но утратив­шие внешнее сходство с изображаемым объектом). Пикто­гра­фи­че­ское сообщение может состоять из одного сложного знака-сообщения, в котором «читаются» его составные элементы, и после­до­ва­тель­но­сти простых знаков-пиктограмм, развёрнутых в пространстве в виде отдельных «кадров».

В современных культурах пиктография применяется как вспомогательное средство общения, напри­мер в дорожной сигнализации, указателях на выставках и международных соревнованиях и т. п. (играет важную роль в условиях многоязычия или неграмотности большинства населения), а также как художественное средство (детские и юмористические рассказы в картинках).

Сама же традиция рассказов в картинках восходит к XVI и XVII веку, когда в Валенсии и Барселоне начали продавать картинки для народа, чаще всего на религиозную тематику. Это пересказ жития святых в сериях небольших гравюр, отпечатанных на листках цветной бумаги («аллилуи»). Рисунки на светские сюжеты назвались «аускас». Своеобразного пика в своём развитии рисованные истории достигли в США, где получили специфическое название «комикс» (от англ. comic - смешной). Первый американский комикс «Медвежата и тигр» вышел в 1892 году в журнале «The San Francisco Examiner».
К сожалению, на этом связь комиксов с каллиграфией заканчивается. Стоит упомянуть разве что «филактеры» - «словесные пузыри», которые, как правило, изображают в виде облачка, исходящего из уст, или, в случае изображения мыслей, из головы персонажа. В оригинальных, рисованных от руки комиксах, слова автора обычно вписывались в «филактеры» вручную. Иногда, если художник, автор комикса, не блистал хорошим почерком, для этого нанимался профессиональный каллиграф.

Восходящие к 16 в. попытки создать на основе пиктографии универсальное средство общения - пазиграфию, призванное преодолеть барьеры естественных языков, не имели успеха («неоглифы» Ал. Бати, «пикто» Х. Енсена и др.).

Источники:

Дирингер Д., Алфавит, пер. с англ., М., 1963;
Истрин В.А., Возникновение и развитие письма, М., 1965;
Кондратов А.М., Книга о букве, М., 1975;
Богдеско И.Т. Каллиграфия. - СПб.: Агат, 2005;
Кауч М. Творческая каллиграфия. - М.: Белфакс, 1998.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: