ГлавнаяСтатьи Сценография (не путать со стенографией)
Опубликовано 8.03.2016 в 12:54, статья, раздел Арт, рубрика Идём в ногу
автор: Валентина Иванова (Валентина Иванова)

Сценография (не путать со стенографией)

Сразу покаюсь – в прошлый раз я не совсем точно сформулировала то, о чем буду писать в дальнейшем. Попробую еще раз: мы будем рассказывать о разных направлениях в мире дизайна, исходя из нашего опыта, – ведь всегда легче писать о том, что знаешь не понаслышке, а, как говорится, «изнутри», можно и проанализировать то, что сделано, и сопоставить с другими работами, и выводы сделать, чтобы двигаться дальше.

Вот как-то так…

И еще одна тема - студенческие работы. Александр Иванович Милосердов преподает «Дизайн архитектурной среды» на кафедре «Дизайн» НовГУ. И, пользуясь служебным положением, подберет самые интересные, на его взгляд, работы студентов, чтобы мы с ними познакомились. На всякий случай запомним их имена.

А интересные люди – всегда были, есть и будут, постараемся рассказать о тех, с кем свела судьба – спасибо ей за это.

Итак, сегодня - о сценографии.

Сначала поясню заголовок: это из опыта Александра Ивановича, мне с таким встретиться не довелось (видимо, у него круг знакомств пошире), говорит, и правда путают.

Есть масса определений этого понятия (это не все, берегу ваше время):

1. Сценогра?фия (театрально-декорационное искусство) - вид художественного творчества, занимающийся оформлением спектакля и созданием его изобразительно-пластического образа, существующего в сценическом времени и пространстве.

2. Сценография - Перспективное изображение предмета на плоскости, с соблюдением действительных размеров. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910.

3. Сценография - оформление. Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин …

4. Сценография - и; ж. Оформление театрального спектакля … Энциклопедический словарь.

Вам какое больше нравится (понятно)?

Ну, что могу сказать:

Первое – да, сильно, особенно, насчет времени и пространства.

Второе – правильно, конечно, но слишком примитивно.

Тришин – молодец, долго не заморачивался. Хотя в основном и прав.

Четвертое – простенько и со вкусом. Обо всем. Будем ориентироваться на него.

Сейчас, когда существует широкоформатная печать (на баннерах, тканях и чем угодно), трудно представить, что этот задник для хореографической постановки «Золушка» в Городском Доме Культуры, нарисован нами в 1999 году на холсте водоэмульсионной краской. Задников (так называется на театральном языке задний план сцены) было два – парадная зала королевского дворца, где проходил бал, и дом Золушки, а это более 200 м2.

Немного отвлекусь на историю. Задник для сцены впервые стали применять во времена эпохи Возрождения с появлением площадного театрального искусства. Это было совершенно оправдано и функционально – на площади театральное действо без задника просто невозможно осуществить. Он ограничивал пространство и концентрировал внимание публики на происходящем на сцене. В те времена это был просто кусок светлого холста.

Искусство росписи задников возникло в 17 веке с появлением стационарных театров. Задачей художника было как можно реалистичней воспроизвести действительность, создать полную иллюзию реальности. Получается, что над «Золушкой» мы как раз в этих лучших традициях и работали.

Эскизы делал Александр Милосердов (к сожалению, не сохранились), он был и художественным руководителем процесса, как и практически во всех последующих проектах. Принимало участие в работе 5 человек: Александр Милосердов, Артур Галимов, Алексей Некрасов, Юлия Смирнова и я, Валентина Иванова.

Процесс происходил так: холст раскладывался на полу. Сначала нужно было сделать разметку, нанести контуры изображения. Особенно сложной была эта работа для задника, изображающего дворцовую залу: нужно было очень точно простроить перспективу, учитывая, что изображение не должно искажаться при просмотре из различных мест зрительного зала. Забегая вперед, скажу, что это удалось. На премьере, когда открылся занавес, народ даже непроизвольно подался назад, а мальчик лет семи, сидевший рядом, вскрикнул и спросил у мамы: «Смотри, это взаправду?».

После разметки начиналась живопись. Мы разводили краски и расходились по своим участкам. И здесь еще очень важная деталь: надо было, чтобы все выглядело единым целым – а ведь работают пять человек, у каждого из которых свой стиль, «своя рука», но ничего, и с этим справились, подлаживаясь друг к другу.

Порисуем-порисуем – поднимаем задник вертикально, чтобы увидеть общую картину. Анализируем, опускаем, поправляем, продолжаем. Работать приходилось в основном по ночам, так как днем на сцене обычно проходят всяческие мероприятия.

Часы – объект, не нарисованы, сделаны тоже нами.

Работа подходила к концу, и нам сказали: «надо ставить свет». И тут я с радостью хочу рассказать еще об одном участнике этого проекта, вернее, участнице – это мастер по свету Лариса Дедух.

Она садилась в последних рядах, рядом с будкой осветителей (чтобы лучше видеть сцену и руководить процессом), и начиналось волшебство… Менялся цвет, акценты, направление, насыщенность освещения. И постепенно наш холст приобретал еще больший объем, глубину, загоралась нарисованная люстра, все становилось живым и настоящим. Мы сидели в зале и зачарованно смотрели на эту сказку – сказочную работу профессионала, Мастера. Спасибо Вам, Лариса! Браво!

Роль света в сценографии очень велика. С его помощью можно объединить пространство сцены или, наоборот – разделить на части, поставить нужные акценты, приблизить или отдалить объекты, расширить пространство или сузить его, придать происходящему на сцене различную эмоциональную окраску. Свет даже может быть действующим лицом спектакля, если этого требует сюжет или режиссерская задумка.

А вот - для сравнения. Сами решайте, в чью пользу – это все-таки Мариинка!

Балет "Золушка", Мариинский театр, Санкт-Петербург, 2002г., сценография: И.Уткин, Е.Монахов

За работу над «Золушкой» нам вручили премию Ура. Была такая общественно-культурная ежегодная премия, родившаяся в конце 90-х прошлого уже века. Вручалась самым ярким представителям культурной жизни города. Вот, сочли, что мы достойны. А мы и правда гордимся этой работой.

В ГДК мы оформили еще два спектакля: «Карлсон» и «Волшебство Зазеркалья», для детского театра балета. Тогда им руководила Елена Александровна Флюгова - замечательный хореограф и красивый творческий человек. Именно она пригласила нас для оформления этих постановок. Спасибо ей большое за это – за интересную работу и бесценный опыт. О «Карлсоне» у нас фотографий, к сожалению, не осталось.

А это - «Алиса», так мы для простоты называли. Над ней работали: Александр Милосердов, Андрей Давыденков, Владимир Заплатин и я. Мастером по свету была уже знакомая нам замечательная Лариса Дедух.

Сценография – неисчерпаемая тема для творчества. Очень многие знаменитые художники работали в этой области: делали эскизы костюмов и постановок, некоторые даже сами писали громадные декорации – И.Билибин, А.Васнецов, И.Левитан, В.Серов, В.Поленов, М.Врубель, М.Бакст, А.Бенуа, К.Сомов, Н.Рерих, К.Юон, В.Татлин и многие другие. Каждый из них подарил театру свою яркую индивидуальность, свое видение мира и сценического пространства.

Билибин И.Я.. Эскиз к опере "Золотой петушок" Николая Римского-Корсакова

Н Рерих. Старый Псков. Эскиз декорации к опере Н.А.Римского-Корсакова «Псковитянка»

Л. Бакст. Эскиз декорации к балету "Шехеразада" на музыку Н. А. Римского-Корсакова

А. Бенуа. Эскиз декорации к балету Стравинского "Петрушка"

В. Татлин. Макет декорации к сверх-повести В. Хлебникова «Зангези»

Художественные традиции в театре продолжаются и в наши дни. Михаил Шемякин осуществил грандиозный проект для Мариинского театра. В новой постановке балета П.И.Чайковского «Щелкунчик» он не только был автором эскизов декораций и костюмов, но также обработал либретто и сценарный план Мариуса Петипа и был постановщиком спектакля, для того, видимо, чтобы более полно осуществить свой художественный замысел. В процессе этой работы он создал более 1000 эскизов!

С появлением новых технологий появляются и новые способы оформления сцены. Вот, например – проекционная сценография, еще есть термин: «видеодекорации». Статичное или видео-изображение может проецироваться на любую поверхность сцены: на пол, задник или проекционный экран.

Гала-концерт “Шедевры мирового балета” (Talarium Et Lux, Москва, 2013)

Мюзикл «Снежная королева» по мотивам сказки Г.Х. Андерсена и пьесы Шварца

А вообще, эта тема настолько широка, глубока и неисчерпаема, что, может быть, мы к ней еще вернемся.

Фото из открытых источников и архива автора.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: