ГлавнаяСтатьиАлатырь: Масленица. Часть первая
Опубликовано 23.02.2017 в 10:23, статья, раздел Жизнь, рубрика Алатырь
автор: Круговина

Алатырь: Масленица. Часть первая

По всей России идёт Масленичная неделя. Проект нашего ОК-журнала под названием и «Алатырь», который ведёт фольклорный театр «Круговина», сегодня начнёт рассказ об этом празднике. Вы узнаете об истории и традициях русской Масленицы, в том числе и на Новгородчине.

Свет, свет, наша Масленица!
Протянись до Велика дня!
От Велика дня до Петрова дня!
Свет, свет, наша Масленица!
На горушку подымись!
На горушку высоко,
Чтоб видать далеко!

Свет, свет, наша Масленица! Протянись до Велика дня!

«Честная», «широкая», «разгульная», «обильная» Масленица - любимейший в народе праздник прощания с долгой холодной зимой и встречи долгожданной весны!
Масленицу гуляли целую неделю. Каждый из масленичных дней отличался своими традиционными обрядами, обычаями, развлечениями и имел собственное название: понедельник – «встреча» вторник – «заигрыш» среда – «лакомка» четверг – «разгул», «перелом», «широкий четверг» пятница – «тёщины вечёрки» суббота – «золовкины посиделки» воскресенье – «проводы», «прощенье», «прощёный день», «целовальник».

Тотьмянина Мария Витальевна «Масленица»

Масленица относилась к числу аграрных праздников, составлявших подвижную часть народного календаря. Срок её проведения зависел от даты главного христианского праздника - Пасхи. По православным пасхалиям празднование Масленицы начиналось за 56 дней до Пасхи и приходилось на время сыропустной недели, предшествовавшей началу Великого Поста.

Это соответствовало второй половине февраля - началу марта. Среди множества крестьянских календарных праздников Масленица занимала особое место. Она единственная не приурочивалась к конкретным дням христианского календаря и была древнейшим истинно народным праздником, отразившим в себе двойственность крестьянского мироощущения, вобравшего в себя элементы как христианских, так и языческих верований. Масленица включала обряды, относящиеся и к культу предков, и к рубежному времени — началу нового цикла, и к стимуляции плодородия.

Олицетворением праздника выступает чучело Масленицы, что является отголоском архаичного умирающего и воскресающего божества. Чучело Масленицы представлялось, по мнению В.Я. Проппа, средоточием плодородия и плодовитости, и ритуалы его проводов должны были сообщить это плодородие земле: как известно, пепел от масленичного костра, или само растерзанное чучело, раскидывали по полям.

Для крестьянина плодородие земли было крайне важно, поэтому он пытался на него воздействовать таким образом. Особенно важно это было весной, когда земля скоро пробудится от зимнего сна и начнёт плодоносить. Функцию стимуляции плодородия несёт и сожжение чучела Масленицы— уничтожение старого и иссякшего плодородия, смерть для будущего рождения, толчок для нового возрождения плодоносных сил.

Многие обряды Масленицы, такие как смотры молодожёнов, их гостевания у родственников, катания с гор и на лошадях, шуточные преследования холостых, — связаны с молодожёнами и неженатой молодёжью. Этим общество показывало исключительную важность брака для воспроизводства населения, а потому чествовало молодых людей репродуктивного возраста. Плодовитость людей в народном сознании была неразрывно связана с плодородием земли и плодовитостью скота.

Со стимуляцией плодородия связана еще одна сторона Масленицы — поминальная. Ушедшие предки, по представлениям крестьян, находились одновременно и в ином мире, и в земле, а значит, могли влиять на её плодородие. Поэтому крайне важным было не гневить предков и почтить их своим вниманием. Для этого в Масленице существует широкий пласт поминальной обрядности: элементы тризны (кулачные бои, скачки и т.д.), иногда посещение кладбищ, всегда обильные трапезы (изначально поминальные), обязательно включавшие блины, ставшие в современном массовом сознании главным атрибутом Масленицы. Вопреки широко распространённому мнению, блины не являются и никогда не являлись символом солнца у славянских народов. Блины у славян всегда были поминальным блюдом, поэтому они как нельзя кстати соответствуют поминальной сущности Масленицы.

(http://www.ethnomuseum.ru/maslenica; https://ru.wikipedia.).

Колорит новгородской масленицы

Празднование Масленицы в новгородских деревнях включало в себя ряд общерусских элементов. В то же время новгородская Масленица имела по сравнению с празднованием в других регионах России ряд существенных отличий, которые придавали ей особое своеобразие и местный колорит.

В многочисленных фольклорных экспедициях по Новгородской области нам удалось зафиксировать интереснейшие факты празднования Масленицы, местные обычаи и обряды. В этой статье мы хотим поделиться воспоминаниями жителей разных новгородских деревень о самом ярком народном празднике.

А мы масленицу увстрячали...

В некоторых деревнях, например, в Батецком районе, Масленицу встречали в предшествующую масленичной неделе субботу. Её называли «Малой Масленкой», в других местах — в воскресенье, которое называли «заговенным» или «мясным» воскресеньем, «мясным заговеньем» (потому что в этот день последний раз перед Великим постом ели мясо).

В Батецком районе именно на Малую Масленку многие пары старались сыграть свадьбу.

Во многих деревнях встреча Масленицы приходилась на понедельник.

Стоит отметить, что в новгородской Масленице не было особых обозначений, для всех дней масленичной недели, имели свое название, пожалуй, только «Малая Масленка», «Широкая Масленица» (начиналась с четверга) и воскресенья - «Заговенное, мясное» и «Прощёное».

Интересен тот факт, что во многих новгородских деревнях масленичный костёр разжигали не только во время прощания, но и во время встречи Масленицы. Дети и подростки собирали по деревне старые вещи, лапти, корзинки, веники, солому и дрова (которые порой приходилось и воровать), иногда рубили еловый лапник, верес – всё свозили за околицу и зажигали. Часто этот костерок возили по деревне на санках или в коробах.

Федот Васильевич Сычков «С гор» (1910 г.)

«В старину-то мы встречали её. Мы заранее, ребятишки, сколачивали санки из досок, потому что сгорят настоящие-то санки, не дадут дома. Наворуем дров, наносим за деревней ещё. Ну и вот встречали от Медведева и провожали туда, к Серёдке. Зажигаем костёр и везём на проволочинке, чтобы верёвочка не перегорела. На санках костёр горит, а ты кричишь что кому вздумается. Встречаешь в воскресенье первое, и провожали также. По дороге-то едешь, а там все сараи с сеном, нас мужики ругали. Костёр-то большой, хороший. Везли с Гудково до Медведева. До деревни не доезжали – мужики не пускали. С юга встречали, а провожали на север, туда в Серёдку. Но там никто не гнал, потому что лес. Провожали также, колотили санки… Куклу не делали. Припевки в Масленицу пели озорные».

(Васильев Андрей Афанасьевич, 1924 г.р. Родился в д. Гудково. Запись: 6 июля 2005 г. Новгородская обл., Мошенской р-н, д. Кабожа).

Деревенские ребятишки надевали березовые веники на палки, зажигали и с горящими вениками бегали по деревне.

«Веники берёзовые собирали (потому что парились берёзовыми вениками), на палку надевали и потом бегаешь, а он горит этот веник. Это было просто интересно. Раньше жгли на горке, чтоб видали, что у нас Масленка горит».

(Соколова Валентина Александровна, 1933 г.р. Родилась в д. Рыкулино. Запись: 10 июля 2007 г. Новгородская обл., Мошенской р-н, д. Петрово).

Федот Васильевич Сычков «На санках»

В деревнях Холмского района бытовали уникальные масленичные песни, которые исполнялись на единый обрядовый напев-формулу. Его структура включала в себя смысловую часть и припев со словами «душа» или «лёли». Подобные же формульные масленичные песни бытовали и на граничащей с Холмским районом территории юго-восточных районов Псковщины (Ареал бытования традиции часто не совпадает с административно-территориальным делением).

Пели эти масленичные песни особым напряженным, обрядовым, «истовым» звуком. Женщины специально поднимались на гору, чтобы песня была далеко слышна, чтобы «отголоски» шли. Такая особая манера пения отмечается в определении – «кричать песни». В масленичных обрядовых песнях всегда существовал выделенный зачин, таким образом, каждую новую строфу текста начинал один определенный человек «заводИха», после чего песню подхватывали всей артелью. (culture.ru)

На один напев-формулу могли исполняться тексты с различными сюжетами (конечно, касающимися Масленицы).

Порядок исполнения песен во время обряда, как правило, произвольный, однако некоторые из сюжетов масленичных песен закреплены за определенными обрядовыми моментами. Так, пение песен с зачином «А мы Масленицу дожидали», «сустречали» связано с началом масленичных гуляний:

А мы Масленицу увстрячали,

Увстрячали, душа, увстрячали.

Мы на горушке не бували...

На нашей горушке лён посеен...

А во льну в этым травы нету....

Только есть трава павилица...

(д. Патрахово, Холмский р-н, Новгородская обл.)

В прощёное воскресенье, когда провожали Масленицу, пели «А мы Масленицу прокатали» или:

Наша Масленица дырогая, дырогая, душа, дырогая.

Ты нямножечко пыстояла…

А мы думыли семь няделек…

Оказалыся семь дянёчкыв…

Нас скорёшенько пыдманила…

Ны большой посток пысадила…

(д. Шевкино, Холмский р-н, Новгородская обл.)

Другая тематическая группа песен была посвящена молодожёнам. В традиции встречаются как тексты-величания сложившейся паре, так и песни, в которых ругают, корят, хулят молодицу:

«А у Федьки жена – кобылица,

Она спить-храпить, что ласица,

За водой пойдеть – обольётся,

За дровам пойдеть – зашибётся,

А за сеным пойдеть — волокется,

За соломый пойдеть — обовьется,

А за хлебым пойдеть — обожрется».

(д. Патрахово, Холмский р-н, Новгородская обл.)

Федот Васильевич Сычков «Деревенская карусель»

Покатайтесь-ка, красны девушки!

Повсеместно в дни Масленицы устраивались ярмарки, катания — молодёжь каталась на лошадях, а с гор катались и ребятишки и молодые парни и девушки.

«На масленицу уезжали всеми семьями, оставались только стар и мал. Однажды родители уехали, остались только нас три девчонки: постарше меня на два года, я и помоложе на год. И я убежала. Подружка у меня была постарше на два года, мать ей говорит: «Поехали со мной». Так вот я ездила на ярмарку. На ярмарке было очень интересно. Брат, сестра, отец, мать – все были на ярмарке, они уехали специально, на разукрашенных лошадях, на саночках таких – специально возки такие были сделаны, разукрашенные. Лошадей украшали лентами, нет лент – всякими обрезочками красочными, и в косу лошади вплетали, и в сбрую. А самое главное – чтоб были хорошие колокольчики; на дуге висели, были и ручные. Хорошо получалося. Так масленицу встречали, - чтобы звон был на всю Россию. Масленица гудела. Начинались гонки на лошадях. Они устраивались на расстоянии 2-х километров. Така площадка была. Старались, кто кого обгонит. Закладывали: я за этого заложил, а ты – за того. Типа состязаний были на бега лошадиные. А потом ехали по деревням, обгоняя друг друга, с колокольчиками, с гармошками. (Катались с горы) на специальных скамеечках, на ножках, двое-трое. Садились и ехали. Ещё на лодках катались: из дерева вырублена серединка, к оставшемуся кусочку привязывали бечёвочку и катались».

(Фёдорова Мария Ивановна, 1924 г.р. Родилась в д. Гусево. Запись: 9 июля 2007 г. Новгородская обл., Мошенской р-н, д. Ореховно).

«Ребятишек и девок на лошадях катали. Коней выбирали специально. Были выездные кони. Его не запрягали никуда, только для праздников. Его запрягали, надевали на него подгарки (как хомут, только посередине большой колокольчик, кругом маленькие колокольчики, потом бубенчики). И вот он с такой музыкой разряженный бежит».

(Шишинёва Нина Константиновна, 1932 г.р. Родилась в д. Николаевское. Запись: 14 июля 2005 г. Новгородская обл., Мошенской р-н, д. Николаевское).

«Запрягали коней. Санки разукрашивали, всяки тряпочки доставали. Наряжали ленточками, в гриву вплетали ленточки эти разноцветные. В каждом хозяйстве саночки были. Ездили кататься на лошадях. Садились двое, трое, кто сколько. Катались из одной деревни в другую по кругу. С гармонями, с плясками. Весело, особенно в солнечный день. Самое главное – это такой из ремня круг. На нём бубенчики, колокольчики. Красота! Его на лошадь вешали. Лошадь-то бежит, головой трясёт, бубенчики-то звенят на огромно расстояние. Как будто ты летаешь».

(Фёдорова Мария Ивановна, 1924 г.р. Родилась в д. Гусево. Запись: 15 июля 2005 г. Новгородская обл., Мошенской р-н, д. Ореховно.).

Пётр Николаевич Грузинский «Масленица», (1889 г.)

«Раньше всю неделю масленка была: с понедельника до воскресенья. Например, в понедельник на Горке, во вторник хоть там, в Ореховне, в воскресенье хоть там, в Белькове… Блинами угощают, песни тоже поют. Гармошка, пляска, хорошо. Чучело не жгли, а жгли груды. Делали там дров да венки там. На лошадях катались. С гор мы катались на салазках. Соберёмся молодёжи-то деревня большая. Когда надоест беседка, прялки положим, салазки возьмём, катались на салазках. Горка у нас была. Салазки возьмём, сядем и кубарем. Валяемся всяко. Опять сядем, поедем. Идём по деревне. Гармонист идёт вперёд, а мы поём песни. Молодёжи много было».

(Никанорова Антонина Михайловна, 1921 г.р. Родилась в д. Калининское. Запись: 15 июля 2005 г. Новгородская обл., Мошенской р-н, д. Ивановское).

«Возьмём санки колхозные, санки, не дровни, а санки. Вот и поедем мы за деревню, у нас там высокая называется. А гора-то крутая, крутая, крутая, снега-то навьёт очень много. Вот и это человек шесть сядут в сани, а который руководит этими санками, значит, сзади эти подножки на эти встанешь, держишься за эту спинку. Видишь, что ни туда поехала – управляешь. Но крику-то, крику-то! Не оберёсси!».

(Калинкина Зинаида Васильевна, 1956 г.р. Запись: 12 июля 2006 г. Новгородская обл., Мошенской р-н, д. Ездуново).

«Ну, на масленицу все катались. У нас в каждой деревне был разделен: в Анашкине в четверг, в пятницу в Михееве, в субботу в Выскидно, а в воскресенье в Кабоже было.

У-у-у, сколько народу на лошадях катались кругом деревни. Вот там был проход, в нашем краю и кругом катаются. Ну, девушек своих катали и знакомых. Встречали масленицу в воскресенье. Возили на озеро соломы сноп и жгли её. В воскресенье раньше просили прощения: «Простите нас! Прощаю и я вас, и Бог простит!».

(Маслобоева Матрёна Ивановна, 1913 г.р. Родилась в д. Кабожа. Запись: 10 июля 2005 г. Новгородская обл., Мошенской р-н, д. Кабожа.).

Федот Васильевич Сычков «Катание с гор». (1937г.)

Продолжение следует …

В следующей части:

- Масленичные песни;

- Блины и пирожЕнцы;

- Теща для зятя пирог пекла...;

- А мы Масленицу прокатали...

В статье использованы материалы из личного архива Инны Фарафоновой, полевые записи фольклорных экспедиций Филологического факультета Новгородского Государственного университета им. Ярослава Мудрого (2005-2007 г.г.), материалы из архива научной лаборатории фольклора Новгородского Государственного университета им. Ярослава Мудрого.

Также вы можете узнать, КУДА СХОДИТЬ НА МАСЛЕНИЦУ 2017 В ВЕЛИКОМ НОВГОРОДЕ.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: