ГлавнаяСтатьиАвторское кино Даниила Бондаря
Опубликовано 4.02.2018 в 14:15, статья, раздел , рубрика Киновзгляд
автор: Юлия Сергеева
Показов: 223

Авторское кино Даниила Бондаря

«Это зависимость — общаться с такими прекрасными светлыми людьми, которые вне зависимости от жизненных обстоятельств, служат своему призванию. Великое счастье — быть рядом с ними. А еще счастье — рассказать о них».

ДАНИИЛ БОНДАРЬ
Родился в 1973 году в Москве. В 1996 году окончил Международный эколого-политологический университет, факультет журналистики. Работая в рекламе, получил образование журналиста по специальности «телеведущий». Занимался политическим PR. Даниил БондарьОсновал студию телевизионных и документальных фильмов. В течение нескольких лет посещал курсы по различным специальностям в кинопроизводстве: сценарист, оператор, звукорежиссер, монтажер. Создал более полусотни телепрограмм, теле- и документальных фильмов. 

Фильмография: 

2008 Антарктида на ощупь
2012 Атака длиною в жизнь. Василий Андрианович Тураев
2013 Тася
2014 16 ноября эры милосердия (совм. с И. Морозовым)

Как сам говорил Даниил, «Авторское кино для него — способ самовыражения. Иногда снимает кино „под заказ“ и корпоративные фильмы. Когда-то давно занимался рекламой. „Безумие рая“ — это 5я работа, как режиссера. Как продюсера, наверное, 66я. Даниил бы с удовольствием разделял обязанности продюсера и режиссера, но пока, увы, не нашелся тот продюсер, который готов вкладывать деньги в его творчество без предсказуемого результата...»

— Даниил, как Вы сами считаете: лучше смотреть ваш фильм, зная подробности о герое ( кто он, на самом, деле) или нет?

— Трудно ответить. Не знаю. Но я монтировал фильм и закладывал, что зритель не знает, кто этот человек. И более того, зритель сразу не должен понять, что это художник. И так, наверное, происходит, понимание приходит где-то на 7й минуте. 

— Если честно, я тоже не сразу поняла, что это художник. Где-то в средине фильма прозвучали его имя и фамилия, и я сразу же решила погуглить — узнать об этом персонаже подробнее...

— Да, но где-то в начале фильма есть небольшая подсказка: кадр, где есть подрамник и холст. А потом и появляются уже картины...

— Да, но не понятно все-таки, чьи они. Никак эти картины не ассоциируются с выпившим человеком, которого мы видим в кадре. То есть, я скажу так, свои впечатления: интереснее кино смотреть, когда не знаешь, кто перед тобой, но совершенно иное восприятие, когда знаешь. Другие эмоциональные оттенки появляются. 

— Вероятно...

— Как пришла идея фильма? Сначала появился герой или замысел?

— Замысел сначала. Я узнал, что есть художник, который живет такой жизнью. Мне захотелось об этом рассказать историю.Даниил Бондарь

— Вы интересуетесь искусством? Это тема ведь не спроста к вам пришла?

— Я снял до этого фильм о «митьках», называется «16 ноября — эра милосердия». И узнал от художников-митьков, что один из членов их сообщества — художник В. Яшке. Услышал, как он живет (еще даже картины его не видел и меня это сильно впечатлило. Понял, что есть возможность рассказать о параллельной реальности в художественном мире. 

— Почему параллельная? По-моему, достаточно органичная для художников..

— Параллельная — в его голове. Для него. Меня же впечатлила не сама реальность — что я пьяных не видел? — А именно то, что внутри него существует другая реальность, что в картинах и выражено. То есть, замысел был сформулирован именно таким образом. А потом я уже увидел его картины и понял, что не ошибся: идея правильная. 

— То есть, в название фильма — «Безумие рая» — вы сразу даете ответ, разгадку, КЛЮЧ к авторскому замыслу?

— Ну да. Хотя я никак не хотел бы трактовать образ жизни героя (пусть каждый понимает по-своему). Каждый вправе жить, как хочет. Ему — хорошо. Окружающим плохо не делает — и ладно. Безумие Рая Даниил Бондарь.

— То есть, это его своеобразная философия, а не то, что он, вдруг, случайно докатился до такого?

— Безусловно. Когда образ жизни — цельный, когда его убеждения и поступки не расходятся, это уже философия. 

— Сам он произвел на вас, действительно, впечатления счастливого человека?

— Абсолютно. Он в нирване. 

Как ему удается сохранить внутренний свет, ведя такой образ жизни. По идее, одно противоречит другому..

— Не соглашусь. Дело в том, что, если свет есть — он пробьется абсолютно через все. Его образ жизни — чему он противоречит? Повторюсь: герой никому плохо не делает, зла окружающим не приносит. И, если он подпитывается своим образом жизни духовно, то ради Бога.

— При этом, надо умудриться сохранить дикую работоспособность... Как вы объясняете для себя, как ему это удается?

— Неблагодарное дело трактовать своего героя. Но попробую. Если предположить, что, потребляя алкоголь, человек попадает в некое безвременье (и даже в крайних случаях, — в амнезию), то, наверное, это и есть способ сохранить работоспособность. Для некоторых творцов — это некий метод сохранить в себе силы. В таком состоянии нет понятий: «работа и отдых», это некое существование, в котором энергия выходит туда, куда ее направляют. 

— И он в таком состоянии каждый день что-то пишет?

— Нет, конечно. Зависит от настроения. Настроение и энергия движутся своим курсом.

— Ну да. У него же нет обязательств, дедлайнов?

— Нет, бывают обязательства. Крайне редко, но бывают. Что-то пишет из картин под заказ. Бывает, издательство что-то попросит. Это случается все реже. Но, тем не менее... 

— Как удалось уговорить героя на съемки? Он же, судя по всему, не нуждается в пиаре? Его картины раскупаются еще свежими многими коллекционерами...

— Уговаривать не пришлось. Просто пришли с общим знакомым к нему, постучались в дверь.. «Это с тобой? Со мной. Ну, заходи». А то, что идут съемки, ему было все равно. Спрашивают, задают какие-то вопросы — отлично, есть повод для разговора. 

— То есть, вы заранее замысел с ним не обсуждали? 

— Сразу пришли с камерой. Чистый Stend UP. 

— Сколько снимали по времени?

— В течение недели. Каждое утро приходили к нему. 

— У меня вообще сложилось впечатление, что не всегда человек был за камерой. Просто поставили технику и все.

— Нет, всегда. Два человека находились в каморке. Оператор и звукорежиссер. 

— Это была ваша режиссерская провокация — посадить его у ТВ и смотреть выступление Владимира Путина?

— Что вы?! Этот человек сам, кого хочешь, спровоцирует. Это было просто реагирование на происходящее. Чистой провокацией (даже не провокацией, а уговорами) было — заставить написать картину. Сам он не хотел этого делать. После 20й просьбы, с трудом, но согласился..

— В итоге — это одна из лучших сцен фильма. Вы так здорово поймали его эмоции в процессе. То есть, несмотря на его «состояние», он еще проявляет интерес к тому, что происходит в мире, следит за политической ситуацией?... 

— Ну, вы же понимаете, разные есть состояние у людей под влиянием алкоголя: у кого-то не слушается организм, но при этом мозг ясный. У других: наоборот, голова затуманенная, а тело живет. Мой герой — в полном, ясном сознании.

— В фильме, кроме него, еще 2 героя: его друг (либо просто собутыльник, не понятно) и его собака. Преданная и переживающего. Вы специально хотели показать эту драму, как пес сострадает своему хозяину? 

— У них — это обоюдное чувство. Сострадание и привязанность. Как я мог убрать собаку, если между ними такая внутренняя связь. Не возможно ее было выкинуть, если в этом есть органика. 

— А второй человек — кто он художнику, друг? 

— Можно назвать другом, но нельзя назвать близким человеком. Для Яшки — вообще весь мир друзья, если кто-то не проявляет агрессии, хамства. То есть, в принципе, он расположен ко всем. Этот человек к нему однажды пришел и сказал — «Негде жить. Ну, живи здесь». 

— Что вас поразило в нем, как в герое, в человеке — до съемок и во время?

— Повторюсь, что подготовительного периода не было: мы сразу зашли и стали его снимать. Поразило в нем все: творчество, прежде всего. Мне интересно было препарировать источник, докопаться — откуда идет свет? И в фильме, мне кажется, я дал ответ на этот вопрос: свет идет из души этого человека, а душа его тесным способом соприкасается с его интеллектом. Он прекрасно образован, начитан. А образ жизни — это просто, чтобы нам интересно смотреть было. И кто, что видит. Кому-то просто весело от картины пьяного человека, кому-то, как мне, интересны глубинные вещи. Прежде всего, мне интересно его творчество: его потрясающие картины. После того, как видишь его картины, хочется жить. И душа радуется, и настроение хорошее. А, когда еще узнаешь «Из какого ссора рождаются стихи...» В данном случае — поэтика живописи... Ну, все. 

— Вы не в коем случае, не относитесь к его «зависимости», как к человеческой слабости?... 

— У меня, как у документалиста, вообще не может быть таких градаций, как слабость, сильность. Моя задача — отражать реальность. Я стремлюсь к объективности. Я старюсь не делать оценок герою. Зачем зритель тогда? Если я буду заниматься дидактикой какой-то — мне это самому не будет интересно. А тут — я просто приглашаю на разговор. 

— Из чего складывался бюджет картины? Это малобюджетное кино?

— А где критерий? Если я пойму, то отвечу: малобюджетное или нет. Даниил Бондарь В мастерской

— Просто скажите: было финансирование или нет? 

— Я снимаю фильмы исключительно на свои сбережения. Поэтому для меня — любой фильм это крупнобюджетное событие. Надо сначала заработать, а потом потратить. Абсолютную цифру не назову, потому что не помню, но она в рамках создания абсолютного полнометражного док кино. Я не могу сказать, что сильно где-то сэкономил. 

— Не получается получить господдержку?

— Я подавал много лет подряд в Минкульт, но за это время выиграл один грант.

— Как складывается фестивальная судьба Ваших картин? И в частности, этой?

— Я отправлял сам на многие фестивали, но только один фестиваль, в Португалии, взял его в конкурс. Я понимаю, почему так происходит. На каждый фестиваль присылают десятки тысяч работ, там сидят отборщики и, что: они смотрят все работы, в 50 мин.? Вряд ли... Наверное, смотрят «на ускоренной» или первые 5 мин. И поэтому пробиться очень тяжело. Практического результата мое творчество не имеет. Может, это и хорошо. Потому что, если бы я работал под заказ, наверное, я бы себя мог уже упрекать в необъективности, а так — мне абсолютно спокойно. В общем. Накапливаются деньги — снимаю. Нету — стою в творческом простое. 

— Что вам дает общение с такими неординарными личностям, как герой вашей картины «Безумие рая», художник Владимир Яшке? 

— Счастье общения. Я вижу великие проявления духа, в самых разных обстоятельствах. Еще не просто духа, но и еще работы этого духа. Потому что картина, как и любое творчество, как результат творческой деятельности — это квинтэссенция души и разума. Я получаю наслаждение. Это зависимость — общаться с такими прекрасными светлыми людьми, которые вне зависимости от жизненных обстоятельств служат своему призванию. Великое счастье — быть рядом с ними. А еще счастье — рассказать о них. Газет и интернета не на всех хватает. 

Я их фиксирую и думаю, не зря. Найдется когда-нибудь историк или искусствовед, который захочет рассказать про того или иного художника, и у него всегда будет возможность обратиться в Красногорский архив или другой архи, найти кино и почувствовать наше врем. Не только в его проявлениях ценовых, но и других тоже.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: