ГлавнаяСтатьи Queen - Bohemian Rhapsody
Опубликовано 28.02.2016 в 09:30, статья, раздел Звук, рубрика Алхимия звука
автор: Андрей Алексеев
Показов: 515

Queen - Bohemian Rhapsody

Более сорока лет назад, 21 ноября 1975 года британская группа Queen выпустила свой четвёртый студийный альбом A Night at the Opera, ставший новой вехой в их творческом пути. Однако одна песня с этого альбома – Bohemian Rhapsody – была выпущена в виде сингла уже 31 октября. Эта композиция до сих пор считается многими самым успешным из того, что сделали Queen.

Это была очень серьёзная студийная работа. Во-первых, песня была довольно длинной – немногим меньше шести минут. Во-вторых, она имела сложную структуру (условно композицию можно было разделить на пять разноплановых частей). И, наконец, в-третьих, в процессе записи было использовано огромное количество наложенных партий – 180 вокальных и «столько гитарных, что хватило бы на целый оркестр». Неудивительно, что запись заняла около шести недель (только вокальные партии прописывали в течении недели). Как вспоминает продюсер Рой Беккер: «Оперная секция заняла у нас семь дней, по десять-двенадцать часов в сутки беспрерывного пения и бесконечного хохота потому, что было очень забавно всё это записывать, и мы смеялись до колик, работая в студии… Я бы сказал, что только эта композиция заняла у нас три недели, ведь фактически она соединяет в себе три песни».

В самом деле, на основе каждой из как минимум двух частей (лирической фортепианной и предпоследней хард-роковой) можно было сделать отличную рок-вещь – однако Queen создали единую композицию, и это несомненно было вызовом.

Когда музыканты объявили о своём желании выпустить песню в виде сингла, руководство лейбла приняла эту идею в штыки; по их словам, песня длиной почти шесть минут «не могла стать хитом»… Да… Это был 1975 год – больше сорока лет прошло, а какие знакомые симптомы! Это волшебное слово – «формат». Приятно сознавать, что в изменчивом мире музыкального бизнеса некоторые вещи не меняются десятилетиями.

Группе было предложено сократить время песни, однако Queen твёрдо стояли на своём – никаких сокращений. (Фредди: нас вынуждали идти на компромиссы, но резать песню – нет уж, увольте!). Всё могло бы закончиться грустно, однако произошла следующая история: музыканты показали демозапись песни известному английскому радиоведущему Кенни Эверетту, взяв с него обещание не пускать песню в эфир. «Хорошо» - сказал Эверетт и хитро подмигнул.

Сперва Эверетт раздразнил слушателей фрагментами песни, а потом наступили выходные и он прокрутил её целиком 14(!) раз. В результате, утром в понедельник у дверей музыкальных магазинов собрались буквально толпы жаждущих приобрести пластинку – а пластинки-то ещё не было! В результате компании EMI пришлось в срочном порядке (ещё до официального заявления о выпуске сингла) печатать огромный тираж. Как видно, в 1975 году нашлось немало людей, которых не испугала шестиминутная длительность песни.

Справедливости ради заметим, что никто, по большому счёту, не мог понять, о чём же, собственно, в этой опере поётся. Самое подробное объяснение, которого добились от Фредди, было: «Это песня о личных отношениях». Позже он вспоминал, что «…«Рапсодия» родилась не сразу, мне пришлось кое-что раскопать, хотя в целом это остроумная шутка и пародия на оперу. Почему бы и нет? Я ведь никогда не утверждал, что являюсь фанатиком оперы и разбираюсь в этом искусстве». Всё это никак не влияло на неоспоримую музыкальную уникальность «Рапсодии», благодаря которой она вышла на вершину британского хит-парада.

Сингл рванул вверх, однако у Queen появилась новая идея – запустить Bohemian Rhapsody по телевидению. Решили снять небольшой рекламный фильм. Съёмки заняли четыре часа (плюс один день монтажа) и обошлись в 4500 фунтов – немалые по тем временам деньги. В результате был создан поп-мини-фильм, который хоть и не был первым музыкальным видео в истории, ознаменовал, тем не менее, революцию в этом жанре. Таким образом, Queen привлекли к себе внимания телевидения весьма новаторским способом, появившись в телеэфире без всяких приглашений на интервью, а практика снимать клипы стала с тех пор общепринятой.

Песня удержала 1-е место девять недель, побив предыдущий рекорд. Было продано свыше миллиона экземпляров сингла только в Британии. Queen успешно завершили свое британское турне, и музыканты отметили свой триумф в переданном по телевидению концерте из лондонского «Хаммерсмит Одеон» для шоу «Old Grey Whistle Test» в канун Рождества, продемонстрировав свои новые сценические костюмы – яркие и причудливые, – будто бы визуально демонстрируя свой успех и обретенную уверенность в себе. Три дня спустя после ТВ-шоу альбом также вышел на 1-е место.

Едва ли есть смысл перечислять достижения и премии, которых были удостоены альбом A Night at the Opera в общем и песня Bohemian Rhapsody в частности. Важно другое: Queen пошли на смелый эксперимент, создав длинную многоплановую композицию, а затем отказались резать её в угоду формату и представили публике в полном виде. И публика не обманула их ожиданий. Конечно, возможно этому способствовала известность группы, однако факт остаётся фактом – осенью 1975 года люди услышали по радио отличную песню и слушают её до сих пор. Потому что настоящая музыка требует, чтобы её переслушивали. Требует, чтобы к ней возвращались.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: