ГлавнаяСтатьи Бел-горюч камень
Опубликовано 26.02.2016 в 12:08, статья, раздел Жизнь, рубрика Алатырь
автор: Круговина
Показов: 1141

Бел-горюч камень

«Круговина» продолжает свой проект в ОК-журнале. Назвали мы его «АЛАТЫРЬ». Это не случайный выбор. Алатырь — одно из самых загадочных и притягательных явлений русской культуры. Сегодня же сама народная традиция стала все больше интересовать соотечественников, при этом оставаясь большой загадкой, terra incognita, белым пятном.

У фольклорного театра «Круговина» из Великого Новгорода есть некоторый опыт встреч с живой традицией русского народа и приоткрывания завесы неизвестности для современных горожан. В этом блоге мы будем освещать народные будни и праздники, забытые, но уникальные обряды, обычаи, поверья - круг календаря и круг жизни русского крестьянина.

«На море-Океане, на острове Буяне стоит гора Арарат, а на той горе, на Арарате, лежит заповедный Алатырь-камень...».

«Как на море на Океане, на острове Буяне, есть бел-горюч камень Алатырь, на том камне устроена огнепалимая баня...».

«В чистом поле охорошилась, на все четыре стороны поклонилась, на горюч камень Алатырь становилась, крепким словом заговорилась...».

«На море-Окияне лежит бел-алатр-камень, а на камени сила небесная. Пойду я поближе, поклонюсь пониже: Силы Небесные, пошлите свою помощь и силу на наш скот милый живот – в чистое поле, в зеленые луга да тёмные леса».

Сегодня часто Новгород называют «Родиной России», «колыбелью русской государственности». Новгородцы хранили древние былины о временах князя Владимира. По предположению одного из виднейших историков русской литературы в 19 веке Н.С. Тихонравова, стих о Голубиной книге, в котором содержится одно из первых письменных упоминаний Алатырь-камня, мог сложиться в своем первоначальном виде именно на территории Псковско-Новгородского края и впервые встречается в письменных источниках как раз там, где новгородцы хранили свои предания старины глубокой – на Русском Севере, на Урале, в Сибири.

Бел-горюч камень Алатырь

Всем каменьям в мире мати.

Из-под камушка, с-под Алатыря,

Зачинались ветры чистые.

Из-под камушка, с-под Алатыря,

Протекли реки быстрые.

Всему миру на пропитанье,

Всему миру на исцеленье.

(«Стих о Голубиной книге»)

На фото: Исток Волги

Из-под белого Алатыря-камня «выбегает Волга-река», и она берет свое начало на Новгородчине, на Валдае. Еще А.Н. Веселовский, один из самых авторитетных исследователей духовных стихов заметил, что история народного суеверия немыслима без углубления в христианские источники».

Вот и фольклорному театру «Круговина» встречался Алатырь-камень в экспедициях по Новгородчине:

Бежал вол через горы, нес боль за море.

Прибег за море, там стоит белый камень Алатырь.

Кинул вол ту болячку на Алатырь-камень,

Стал ее рогами бодать, ногами топтать.

Забил, затоптал, да кинул на дно морское, на желтые песка,

Где ветер не веет, солнце не греет, дождь не идет.

Лежи, дитячья боль, не подымайся ни вчера, ни завтра,

А в сей день я тебя ключом закрыла, а ключ в колодце утопила.

Слово мое крепко, как Божья истина. Аминь.

Алатырь — бел-горюч камень... Это слово из старинных легенд на слуху и в сердце у многих. Важнейшие понятия для сознания русского человека - «центр» и «граница». Представления о встрече и расставании у славян так или иначе связаны с ними, образуя устойчивый ряд знаков и символов. Многие заговоры, записываемые даже сегодня, рассказывают об Алатырь камне, как центре мироздания. Заговоры и духовные стихи (хотя последние и появились достаточно поздно) воспроизводят древние мифологические представления наших славных предков.

В самом центре мироздания лежит бел-горюч (горяч, искрящийся, бел-блестящ, злат, гладок, железный) Алатырь (Алтырь, Алтарный камень, Латырь, Златырь, Златарь, Алтарь), совмещая две координаты — «верх» и «низ». В «Голубиной книге» Алатырь-камень помещен на Фаворской горе, в пещере; одновременно сам он — гора Нагорной проповеди. Этот камень как голова Адама, на которой насыпана гора Голгофа и сверху утвержден крест Господень, а по своему значению он близок к тому, чтобы отождествиться с самим Христом.

Именно в этом кроется такой огромный авторитет этого камня в народном сознании; большего «центра» трудно вообразить. Как в западноевропейских традициях роль центра выполняет Грааль — сосуд, чаша тайной вечери, который питает и исцеляет, понимаемый и как чудесный камень, так на Руси - Алатырь–камень!

На фото: Алатырь-камень

Христианская символика, богатая в отношении Алатыря, и еще более — в отношении Грааля, наложилась на древнейшие и важнейшие языческие представления, о которых нам сообщает фольклор, особенно заговоры. Как правило, зачин заговора отсылает к мифологическому центру. Это — камень. «Под тем камнем сокрыта сила могучая и силы конца нет», говорит А.Н. Афанасьев. Заговоры характеризуют его как основу мира, его главную опору. В заговорах Алатырь называется бел-горюч камнем, его эпитет — огненный, о нем говорится — горит как золото. Для наших предков Алатырь, тоже, что для греков пуп земли. На том камне стоит престол Божий сидит на нем красная девица с палицей железной и зашивает раны кровавые: «Не девица сие есть, а Сама Пресвятая Дева, Мать Богородица». Посреди старинного Георгиевского собора древнейшего русского Юрьева Монастыря под Новгородом - каменный орлец, как древний бел-горюч Алатырь камень.

На фото: Свято-Юрьев мужской монастырь, Великий Новгород

В былинах и песнях "бел горюч камень" или просто камень часто упоминается без названия Алатырь. В былинах богатыри наезжают на камень, лежащий у трех дорог. В сказках, как и в былинах, на камне надписи о грозящей опасности; богатыри собираются у Алатырь-камня.

На фото справа: Богатырь у трех дорог

В духовном стихе о Голубиной книге Алатырь-камень - "всем камням мати": на нем "опочив держал" Христос с апостолами, "утвердил веру на камне" у Латырь-камня останавливаются корабли, берут "много с него снадобья".

В основе образа Алатыря лежат древнейшие представления о чудесных камнях, камне, лежащем на границе двух миров, - в живых и мертвых.

Происхождение самого названия камня – Алатырь остается неясным. Еще в 19 веке А. Н. Веселовский производил Алатырь от слова "алтарь". Согласно точке зрения В. В. Мартынова, алатырь происходит от иран. *al-atar, букв. «бел-горюч», то есть эпитет камня является таким образом прямой славянской калькой его названия. Другие предполагают происхождение Алатыря от утраченного, вероятно, литовского корня, со значением "янтарь". Вероятно, именно этот корень роднит Алатырь с греческим "электрон" (от греческого же электор — лучезарный, сияющий) с норманнским наименованиям корабельного компаса «leidtarsteinn», попавшего на Русь в 13 -14 вв. через Новгород.

Научный консультант статьи - Даниил Крапчунов.

Фото – из открытых источников.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: