ГлавнаяСтатьиВласьев день
Опубликовано 24.02.2016 в 07:57, статья, раздел Жизнь, рубрика Алатырь
автор: Круговина

Власьев день

В новом проекте под названием "Алатырь", который ведут участники фольклорного театра "Круговина", мы расскажем о сегодняшнем празднике, который в народе называли Власьев день.

Прольет Власий маслица на дороги - зиме пора убирать ноги,

Путь ей ведом, за Прохором следом.

Мороз запел - санный след оледенел.

24 февраля (11 февраля по старому стилю) - Власьев день (Васса, Власий, Коровий праздник, болг. Власовден, серб. Власовдан, чеш. Bla?ej?v den) - день памяти святого священномученика Власия Севастийского, жившего в III-IV вв. в Каппадокии, которой он был епископом.

Святой Власий почитается многими народами как покровитель рогатого скота. В русской традиции самого святого называют «коровьим богом», а Власьев день, 24 февраля, считается «коровьим праздником».

О святом Власии Севастийском

Святой великомученик Власий почитался всеми славянами; но наибольшим уважением он пользовался в восточнославянских землях, где его чтили как первейшего охранителя и покровителя домашнего скота. Это представление было, очевидно, связано с жизнеописанием святого.

Священномученик Власий, епископ Севастийский, известен своей праведной, благочестивой жизнью. Он был единодушно избран жителями и рукоположен во епископа города Севастии. Было это в царствование римских императоров Диоклитиана (284 - 305) и Ликиния (307 - 324) - жестоких гонителей христиан. Многие христиане в то время скрывались от преследователей в пустынных и уединенных местах. Власию также пришлось удалиться на гору Аргеос, где он жил в пещере. К нему приходили дикие звери и кротко ждали, пока святой окончит молитву и благословит их; больных животных святитель исцелял. Здесь он скрывался и во все гонение Ликиния, проводя дни в молитве и посте; здесь же и был найден языческими воинами, которые привели его к правителю. Последний сперва ласково уговаривал Власия принести жертву идолам, но, видя твердость христианского епископа, велел бить его нещадно палками и затем заключил в темницу. Когда об этом узнала одна благочестивая вдова, то она заколола своего единственного поросенка, сварила его, взяла плодов и овощей и понесла эту пищу святому в темницу. Поблагодарив и благословив ее за ее доброту, св. Власий сказал: «Всякий год совершай так в память мою, и не оскудеет в доме твоем ничто из необходимого».

Между тем мучитель снова позвал Власия на суд. Но ни бесчеловечные мучения, ни просьбы — ничто не могло поколебать св. Власия. Твердость его веры так поразила бывших при этом семерых христианок, что они открыто исповедали себя верующими во Христа и были бесчеловечно умерщвлены.

Святой Власий был после мучений обезглавлен.

Мощи священномученика Власия во время крестовых походов были перенесены на Запад, частицы их хранятся во многих странах Европы.

(Источник: http://days.pravoslavie.ru)

(На фото: Священномученик Власий, епископ Севастийский. Фрагмент иконы XVв. Русский Музей)

Все эти и многие другие обстоятельства жизни святого Власия и явились причиной того, что святой стал почитаться скотоводческими народами как покровитель и охранитель скота.

Волос - Велес

Традиционные представления о святом Власии восходят к образу языческого скотьего бога Волоса (Велеса).

Волос (Велес) - бог скота, торговли и богатства. Согласно мнению известного исследователя Рыбакова, культ Велеса возник в эпоху охотничьего хозяйства и был связан с культом медведя (Велес изображался у западных славян человеком с головой медведя, а у восточных – медведем, в руках у него был рог тура – своеобразный рог изобилия). С переходом к скотоводству этот бог становится покровителем домашнего скота («скотий бог»), по-прежнему сохраняя свои древние функции.

В «Повести временных лет» имя Волоса (а в северорусской огласовке — Велеса) не упомянуто среди имен богов пантеона, созданного князем Владимиром. Однако нет сомнений в том, что Волос — один из немногих языческих богов, которым поклонялись на всей территории Древнерусского государства. Каменные идолы Велеса хорошо были известны в северорусских землях. По преданию, святилище Волоса существовало на р. Колочке, в 16-ти верстах от г. Владимира. Об идолах Волоса (Велеса) в Киеве и Новгороде упоминается в житии св. Владимира и житии св. Авраамия Ростовского.

(На фото справа: Изображение идола Велеса на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде)

С утверждением христианства Волос был заменен христианским покровителем скота святым Власием. В Новгороде, Киеве и Ярославле уже в XI веке на местах языческого поклонения Волосу были поставлены церкви св. Власия. На месте капища Волоса на реке Колочке был основан Волосов-Николаевский монастырь. В этом монастыре находилась чудотворная икона Николы, которая, по преданию, многократно являлась на дереве висящей на волосах. Но несмотря и на это, имя Велеса сохранялось и сохраняется в народных памятниках. В Великом Новгороде есть Волосова улица. В Переяславле-Залесском, при царе Василии Иоанновиче Шуйском, находился Волосов камень (житие Иринарха Ростовского в рукописи).

Святой Власий был не единственным заменителем Волоса. Частично функции Волоса восприняли также святой Василий Кесарийский — покровитель свиней, или в народе — «свиной бог», святые Флор и Лавр — покровители коневодства — «конские боги», святой Никола и святой Егорий. Кроме того, культ Волоса нашел продолжение в представлениях о некоторых представителях низшей демонологии: например, в поверьях о лешем, водяном и домовом.

(На фото: Церковь священномученика Власия на Волосовой улице (ул. Большая Власьевская) в Великом Новгороде)

Интересно!

По информации справочника «Улицы Великого Новгорода» О. В. Запольской и С. В. Моисеева, в древности по направлению Каберова-Власьевской улицы проходила Волосова улица. Волосова улица впервые упоминается в 1165 году. Существующая же улица была образована в XVIII веке в результате перепланировки города и называлась Варваринской по находившемуся здесь монастырю святой Варвары. В XIX веке улица называлась Малая Власиевская. В 1919 была переименована в честь деятеля германского и международного рабочего движения А. Бебеля. В XIX веке улица была застроена деревянными частными домами с прилегающими к ним огородами и садами. На ней находилось владение Власиевской церкви. Сейчас застроена административными и жилыми зданиями.

О связи Волоса с сельскохозяйственными культами свидетельствует сохранявшийся вплоть до XIX века обычай оставлять на поле после уборки хлеба несжатыми горсть колосьев, которые называли «Волосовой бородкой» (а в некоторых местах — «Николиной бородой», «божьей бородой» и т. п.). Вот, например, описание обряда «завивания бороды», записанное в Новгородской губернии в 1870-е годы:

Когда выжнутся, оставляют на поле небольшой кустик колосьев и говорят одной жнее: «Ты верти бороду Волосу, или Велесу, другояко скажут». Та три раза ходит около куста и, захватывая серпом пряди по 30-ти колосьев, припевает:

«Благослови-ка меня, Господи,

Да бороду вертеть:

А пахарю-то сила,

А севцу-то коровай,

А коню-то голова,

А Микуле — борода».

Из этого описания хорошо видно, что Волос и святой Никола взаимосвязаны по функции покровительства урожаю. Сам обряд изготовления «бороды» — закручивание колосьев в жгут или заплетение из них косы и прижимание их камнем к земле или закапывание верхней части стеблей рядом с корнями — осмыслялся как жертва богу и способствовал возвращению силы земле, а соответственно, и обеспечению хорошего урожая на следующий год.

«Святой Власий, дай здоровьица теленочку!»

До сих пор повсеместно молят святого угодника Власия, - не только в день, посвященный его памяти, 24 февраля, но и во всякое иное время, - о защите домашнего скота.

Это нашло отражение в иконографии: так, на иконах великомученика Власия иногда изображали на белом коне в окружении лошадей, коров и овец или же только рогатой скотины. При этом в русских деревнях образ святого Власия нередко ставили в коровниках и хлевах для защиты скота от всякой напасти, а также применяли иконы святого во многих обрядах, так или иначе связанных со скотом, в частности, при общих молебнах в день первого выгона скота в поле или во время повальных моровых болезней. Например, при приближении мора русские крестьяне, заботясь о благополучии скота, носили образ св. Власия по хлевам, окропляли весь скот крещенской водой и окуривали ладаном.

(На фото справа: Святые Власий и Спиридоний. Новгородская школа ок. 1407 г.)

Власьев день во многих местах России в народной традиции знаменовался многолюдными молебнами, совершавшимися обычно между заутреней и обедней. Молебны могло сопровождать водосвятие: сгоняли коров к церкви и кропили их освященной водой для здоровья и бодрости, а затем давали им есть специально приготовленные пышки с молочной кашей или закармливали ржаным хлебом. Это делалось для того, чтобы у коров был хороший удой.

Аполлон Коринфский в своих трудах описывает празднование этого дня так: «На Власьев день повсеместно служатся власьевские молебны, причем во многих селах сохранился обычай пригонять рогатый скот к церковной ограде ко времени служения этих молебнов, чтобы его можно было окропить святой водою». В некоторых местностях Русского Севера на Власьев день жители деревень приносили в церковь свежее коровье масло и ставили его в новой посудине под икону чествуемого святого. Такое масло в Вологодской, Новгородской и других соседних губерниях в XIX веке звали «воложным», «волосным» или «власьевым». Оно поступало в пользу церкви. Отсюда ведется и такая поговорка: «У Власия - и борода в масле». Далее Аполлон Коринфский описывает: «После окропления святой водою скот гонят по дворам, причем старухи, идя за своими коровами, причитают: «Святой Власий! Будь счастлив на гладких телушек, на толстых бычков! Чтобы со двора шли - играли, а с поля шли — скакали!». (Аполлон Коринфский. Народная Русь. 1901 г.).

(На фото: Власьев день)

В некоторых русских деревнях на Власьев день проводился «обряд опахивания», который по сегодняшним меркам выглядит довольно жестоко. Если в деревне к Власьеву дню были больные животные, то во избежание эпидемии как раз и проводили «обряд опахивания». Для этого заболевших овцу, барана, корову и лошадь связывали хвостами, обходили с иконой Власия и отгоняли в овраг за село, где забивают камнями со специальным приговором. После этого трупы животных сжигали без остатка. По поверью такая жертва должна была отвести «коровью смерть» от села.

Еще Власьев день был интересен тем, что с этого дня начинались скотные торги, которые считались самыми удачными и без обмана, поскольку нарушение торговцами клятвы именем Святого Власия сулило им множество несчастий.

Крестьянская детвора помнит о Власьеве дне по сдобным молочным пышкам, которые пекутся в этот «коровий праздник» в память покровителя стад. Хорошая да заботливая, охочая до гостей хозяюшка напечет пышек всегда столько, что хватит не только всех ребят досыта накормить-полакомить, а и нищую братию на паперти оделить, чтобы та молила угодника Божия, «святого пастыря», о защите двора подающей «власьеву милостыню» ото всякой напасти. Одну пышку берегут на божнице до нового Власьева дня, так как это является, по словам старых людей, лекарством от скотской болести: стоит-де только покрошить ее в месиво, да, с молитвою ко Власию, дать больной животине - все как рукой снимет! «Не нами заведено - не нами и кончится!» - говорит деревня об этом поверье: - «Старые люди Богу лучше нас верили, а нам те и заповедали - блюсти Власьеву пышку на всякую беду, на всякий, упаси, Господи, случай!». (А.А. Коринфский. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. Издание книгопродавца М.В. КЛЮКИНА. Москва, Моховая, домъ Бенкендорфъ.1901.)

Власьевские морозы

В народном календаре с Власьевым днем связывалось отступление сильных зимних холодов и приходом оттепелей. Говорили: «Влас, Скотный бог, сшибил с зимы рог», «На Власия февраль зиму выдувает», «Пришёл Прохор да Влас – скоро весна у нас».

В народе считали, что около Власия бывает семь морозов: три до Власия, один на Власия и три - после него.

Помимо обрядов, направленных на благополучие скота, имя св. Власия связывалось с акциями земледельческого характера. Так, на следующий день после Власия на три утренних мороза было принято выставлять на улицу зерно, предназначенное для посева, а потом подмешивать его к остальному зерну при будущем посеве. Это называлось «делать семенное» и делалось - в надежде на обильный урожай. Таким образом, покровительству святого Власия поручался не только скот домашний, но и будущий его корм.

А хозяйки, заканчивая ко Власьеву дню пряжу льна и кудели, отбирали лучший изо всей пряжи моток и выставляли его на первую после Власия утреннюю зорьку на мороз. От этого, считали они, вся пряжа делается ровнее, белее, и тоньше. «Позорнишь пряжу после Власия,- будешь с деньгами на Маслену!» -говорится в старой поговорке деревенской (т.е. выгодно продашь прядево): «Власий уйдет, масло на дорогу прольет»... А широкая Масленица - не заставит себя долго ждать после Власьева дня, если не вздумается ей - веселой затейнице - самой об иной год опередить его. (А.А. Коринфский. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа. Издание книгопродавца М.В. КЛЮКИНА. Москва, Моховая, домъ Бенкендорфъ.1901.)

Фото из открытых источников.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: