ГлавнаяСтатьи Led Zeppelin - Stairway to Heaven
Опубликовано 21.02.2016 в 14:31, статья, раздел Звук, рубрика Алхимия звука
автор: Андрей Алексеев
Показов: 707

Led Zeppelin - Stairway to Heaven

В прошлый раз мы говорили о Smoke On The Water. Однако примерно в то же время была создана ещё одна песня, впоследствии ставшая одной из величайших рок-композиций в истории. Я говорю о Stairway To Heaven.

В 1970 году британская группа Led Zeppelin выпустила свой 3-й альбом, названный, соответственно, Led Zeppelin IV. В отличие от их предыдущих работ, этот альбом был более акустическим, мягким по звучанию. Возможно, поэтому он получил весьма резкие отзыва как со стороны музыкальной (прежде всего, американской) прессы, так и от слушателей. Такая реакция была воспринята музыкантами, особенно Джимми Пейджем, весьма болезненно. Любопытно, что в это время в Англии, по опросам читателей газеты Melody Maker, Led Zeppelin были признаны лучшей группой, сместив с первого места The Beatles, занимавших лидирующую позицию последние восемь лет; Роберт Плант был признан лучшим британским певцов, а Led Zeppelin II – лучшим британским альбомом. На фоне таких успехов неудача 3-го диска была ещё более обидной, поэтому при следующей записи были учтены прошлые ошибки.

К работе над следующим альбомом приступили в декабре 1970 года. Поначалу запись проходила в лондонской Islands Studio, но потом было решено переехать в деревню, в поместье Headley Grange графства Хэмпшир, подальше от ярких огней Лондона. Съезжались туда из разных концов. Вскоре после приезда музыкантов прибыла и передвижная студия Rolling Stones Mobile (та самая, на которой в тот же период писались The Rolling Stones и Deep Purple). На следующий день приступили к работе над новой песней. Это и была Stairway to Heaven.

Собственно, к этому моменту была только основная музыкальная тема и обыгрывающие её аккорды, но по мере того, как разные секции песни (6-струнная гитара, 12-струнная гитара, соло) стали срастаться воедино, становилось ясно, что получается нечто по-настоящему мощное. Роберт Плант схватил карандаш и тут же придумал почти весь текст.

«Три четверти слов он написал сходу», – скажет Джимми впоследствии. - «Он думал, никуда не уходя. Поразительно, ведь, правда!?»

Текст Stairway to Heaven отражал увлечение Планта духом дохристианской Британии и во-многом был навеян книгой британского историка Люиса Спенса «Magic Arts In Celtic Britain» – Искусство магии в кельтской Британии. Центральная линия «духовного совершенствования леди» берёт начало как раз в длинном перечне героинь кельтской мифологии. С явно языческим изображением деревьев и ручьёв, волынщиками и Королевой Мая, Stairway to Heaven является приглашением к возврату к кельтским, дохристианским духовным ценностям.

Работа надо альбомом шла быстро, и уже в конце января группа вернулась из деревни в Лондон для доработки гитарных соло и вокала. Когда очередь доходила до Пейджа, студию обычно закрывали, оставляя Джимми наедине с техником. Так Пейджу лучше работалось. Он ещё раз просушивал запись, потом делал два-три варианта соло и лучший дубль уже шёл на пластинку. На этом альбоме Пейдж использовал Gibson

Les Paul, однако для соло на Stairway to Heaven ему требовался другой звук. Тогда он вытащил старый Телекастер, подаренный ему еще Джеффом Беком. Пейдж не использовал эту гитару несколько лет, но она как талисман оказывала на него благотворное воздействие. Джимми подключил гитару к усилителю и сразу же записал соло. Песня была готова.

Интересно, что в Stairway to Heaven Джимми Пейдж играет в одной части на 6-струнной гитаре, а в другой – на 12-струнной, вследствие чего возник вопрос о концертным исполнением песни. В Чикаго Пейдж когда-то видел известного блюзового исполнителя Эрла Хукера, играющего на гитаре с двумя грифами. Пейдж понял, что это единственный инструмент, способный передать различные секции “Stairway” в условиях концерта. Но такие гитары не производились: было сделано лишь очень ограниченное количество. И Джимми отдал обычную гитару в Gibson, где её и переделали в рекордные сроки.

В заключении хочется привести отрывок из воспоминаний Джимми Пейджа об одном из концертов мартовского тура 1971 года:

- Мы играли в Дублине на двадцатитысячном стадионе. В нашу программу уже входили композиции с нового альбома – «RockAndRoll», «BlackDog,», «GoingToCalifornia» и «StairwayToHeaven». Последнюю мы решили припасти на окончание концерта. Мы с Джонсом достаточно много репетировали вступление и добились хорошей сыгранности. Так вот – я вступил, Джонси подхватил, и вдруг явственно сбился. Я удивился – с ним такого не случалось никогда. Каково же было мое удивление, когда Роберт забыл вступить и пропустил первую строчку. Черт, да что такое творится? Я взглянул (гневно!) в сторону Планта и увидел, что он опустил микрофон и смотрит в зал. За моей спиной был Бонэм, и краем глаза я увидел, что он привстал за барабанами и тоже напряженно вглядывается вперед. Тут и я обратил свой взор на публику… Потрясающе! Почти весь зал светился самодельными огоньками – зажигалками, газетами, спичками… Я был ошеломлен – такого торжества звука я в своей жизни еще не встречал. Именно в этот момент я осознал, что «LedZeppelin» создали хит, который обеспечил нам всем Вечность!

Фото и видео из открытых источников.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: