ГлавнаяСтатьиЧистая музыка: орган + скрипка в Соборе Петра и Павла
Опубликовано 28.01.2018 в 20:55, статья, раздел Искусство
автор: Григорий Князев
Показов: 914

Чистая музыка: орган + скрипка в Соборе Петра и Павла

28 января в Соборе Петра и Павла в Великом Новгороде состоялся уникальный органно-скрипичный концерт. В сравнении с первыми органными концертами в костеле, собиравшими маленький кружок ценителей классической музыки, на последних концертах всё больше и больше слушателей, что даже яблоку негде упасть! И этот факт не может не радовать, как и сама классическая музыка в концертной программе каждого такого музыкального события в культурной жизни Великого Новгорода. 


В программе этого концерта мы услышали не только Генделя, Чайковского, Мендельсона, Пьяцоллу и Баха, но также и менее известных непрофессиональному слуху композиторов — Муффата и Сарасате. Надо сказать, что произведения не объявлялись, как, оказывается, принято в академических кругах. Так что можно сказать, что и мы попали в эти круги. То, что произведения не объявляли, в сочетании с приглушенным светом и божественными звуками, льющимися сверху со спины (как во всех кафедральных соборах, музыканты и их инструменты не видны) дало почувствовать пришедшим чистую музыку в лучших, прекраснейших ее проявлениях. 


Отдельно стоит сказать о музыкантах, с которыми мне удалось немного поговорить о музыке после этого замечательного концерта. В концерте приняли участие Баженова Анастасия (скрипка) и Печёнкина Лилия (орган). Обе юные и при этом талантливые исполнительницы обучаются сейчас в Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова по соответствующим классам. Так, для Анастасии музыка — это способ ее самовыражения, в то время как для Лилии это нечто большее — сродни точной науке, которую она пытается постичь. Как признались девушки, им важна связь с залом, и дело не в покашливаниях или шепоте, что, казалось бы, может мешать на концерте, а в особой общей атмосфере в зале, будто то столичный или провинциальный зал; вот и сегодняшний зал показался и Анастасии, и Лилии доброжелательно настроенным. Важно им и не то чтобы вступить во внутренний диалог-спор с исполняемым композитором или как-то «переиграть» его, а, скорее, понять его музыку, насколько это возможно, и донести ее до слушателя без «отвлекающих маневров», воздействуя прямо на душу человека — радуя ее, успокаивая или, наоборот, тревожа... 


Что касается слушателей, то многие, уходя из храма, искренне благодарили организаторов и исполнителей концерта, озвучивая свое желание прийти на следующий концерт в Соборе Петра и Павла 11 февраля. Предстоящий концерт будет по-своему уникален, ведь в нем орган будет сочетаться по звучанию с самым самобытным отечественным музыкальным инструментом — терменвоксом, — который впервые прозвучал в Великом Новгороде год назад, на концерте Петра Термена в "Диалоге". По мнению одного из слушателей, было бы интересно узнать, как звучит орган вместе с терменвоксом, но орган со скрипкой очень даже хорошо звучит — лучше, пожалуй, чем мы все ожидали. От себя добавлю, что орган звучал для нежно плачущей скрипки, как будто, утешающий и поддерживающий ее своим глубоким, утробным звучанием оркестр. И еще один парадокс восприятия музыки заметил этот чуткий слушатель: понимание музыки к нам приходит не когда мы ее напряженно слушаем, вслушиваясь в каждый такт, а когда мы под музыку начинаем слышать свою жизнь, свою душу, обретая, таким образом, двойное понимание: не только этой музыки, но и себя самих.

О предыдущих органных концертах в Великом Новгороде:

Органный концерт Ришарда Сварцевича в Великом Новгороде (ВИДЕО)

«Наследие мастеров»: Органные концерты в Великом Новгороде (видео)


Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: