ГлавнаяСтатьиПланета Земля, космодром Байконур, современные технологии аттракциона в стиле 70-х (Часть 2)
Опубликовано 20.01.2018 в 12:15, статья, раздел Искусство, рубрика Взгляд из-за угла
автор: Андрей Киселёв
Показов: 728

Планета Земля, космодром Байконур, современные технологии аттракциона в стиле 70-х (Часть 2)

До сих пор помню, как по коже забегали мурашки, когда мы проехали КПП с большой надписью: «Космодром Байконур». В голове проскочила мысль: «Началось»! Дорога здесь жуткая — понятное дело, она строилась для военной техники — бетонные плиты покрыли асфальтом и вперед... 

Наш туристический автобус дребезжал, скрипел и подпрыгивал, так, что болели все внутренности, не знаю, как у остальных пассажиров, но мои точно. А за окнами простиралась бесконечная пустыня, покрытая редкой, выгоревшей на солнце, растительностью. Вездесущие верблюды на обочинах, что-то жевали и провожали источник шума на больших колесах равнодушными взглядами. Байконур Девушка-экскурсовод, отчаянно балансируя в проходе между кресел, рассказывала всякие интересные факты из истории космодрома. Запомнилось то, что арендованная Россией площадь здешней земли составляет свыше шести тысяч квадратных километров. Пятнадцать пусковых установок (столов). От одной крайней точки до другой ехать больше четырех часов. Но впечатлило нас с другом, совсем другое — на протяжении всего пути, как около дороги, так и вдали среди холмов, на глаза нам попадались руины каких-то явно производственных зданий, заброшенные многоэтажные дома, пустующие ангары с покосившимися воротами, ржавая техника. Этот унылый, апокалиптический пейзаж, ну никак не вязался с передовыми технологиями человечества, ради освидетельствования которых, мы все здесь, в принципе, и оказались. Мое воображение упорно сочетало действительность с декорациями планеты Плюк из фантастического фильма Георгия Данелия «Кин-дза-дза»... Байконур И вот, наконец-то добравшись до монтажно-испытательного корпуса, туристы рассыпались вдоль железнодорожного полотна в ожидании появления из огромных ворот эшелона с ракетой. Народа собралось довольно-таки много — несколько автобусов. Кроме нас — праздношатающихся зевак, здесь были и те, кто сюда приехал поработать — журналисты, операторы, фотокорреспонденты, иностранные шпионы всех мастей, суетливые блогеры, вооруженные до зубов спецназовцы и даже один индус, который все время задумчиво курил давно погасшую сигару... Чувствовалась всеобщая нервозность, которая в одно мгновение разрядилась после резкого гудка зеленого тепловоза, появившегося из темноты открытых ворот. Следом за ним показалось материальное подтверждение человеческого гения — ракета — продукт труда нескольких тысяч специалистов высокого класса. На удивление, уложенная на платформу она показалась мне маленькой, не соответствующей моим представлениям. БайконурТак же был разрушен стереотип картинки новостных репортажей — белая ракета уходит в небо — основной цвет покрытия оказался серым. Уже потом нам рассказали, что после заправки топливом ее корпус покрывается инеем, от того, и привычный цвет. Интересно, что тепловоз движется со скоростью человека идущего неспешным шагом. Эта неписаная традиция Байконура, появившаяся благодаря Сергею Королеву, который лично, пешком сопровождал ракету Юрия Гагарина до пусковой установки. Поэтому мы смогли поглазеть на проезжающий мимо эшелон еще раз, для чего просто погрузились в автобусы и проехали к железнодорожному переезду, находящемуся где-то посередине пути следования.Байконур
Кстати этот самый путь, вернее его траектория, тоже имеет свою особенность. Казалось бы, чего проще проложить через пустыню прямую железную дорогу? Ан нет. Космический корабль везут каким-то странным дугообразно-челночным способом. (Местные пожимают плечами и объясняют это особенностью мышления военных строителей.) Последним этапом нашей утренней вылазки на космодром был стартовый комплекс. Предупредив об опасности этого места (здесь уже находилась часть топлива, а с ракетой начались предстартовые работы) нас провели на смотровую площадку, окруженную невысоким металлическим забором и цепью из доброжелательных представителей службы безопасности. Сбившись в туристическое стадо, народ возбужденно галдел на разных языках, ожидая самого главного действия. И вот, ракета едва заметно шевельнулась — транспортировочная платформа, на деле оказавшаяся еще и подъемным механизмом, очень медленно, я бы даже сказал, с нежностью, начала придавать аппарату вертикальное положение. Возможно, этот процесс занимает не очень много времени, но мне он показался настолько вечным, что я стал раздражаться. Байконур Тут, понимаете ли, ракету поднимают, а все вокруг галдят, суетятся, делают селфи. Особенно «вымораживали» итальянские путешественники. Эти эмоционально несдержанные любители спагетти безостановочно стрекотали на своем благозвучном языке, заполняя все пространство смотровой площадки, на их фоне развязные американцы смотрелись рядовыми тихонями в странной одежде. В какой-то момент я покосился на друга, надеясь на поддержку, но Ярослав олицетворял мрачное спокойствие — итальянцы были его соседями по гостинице... Наши мучительные ожидания вознаградились впечатляющей предстартовой картинкой. Представьте... Яркое солнце. На длинных флагштоках в порывах горячего ветра бьются флаги стран участников полета. И сама, устремленная ввысь, ракета — оказавшаяся на самом деле огромной. Я даже в своих самых дико сумасшедших фантазиях не мог представить, что окажусь здесь! Никакая фотокамера, никой другой механизм не смогут передать красоту увиденного, мне оставалось лишь впитывать в себя и смаковать каждую минуту своего присутствия.
Но внутренний фотограф-любитель все равно потребовал удачного кадра, и потому понесло меня, с каменным лицом, сквозь охрану периметра к журналистам, которые удачно расположились прямо напротив пускового стола.Байконур Ребята из «службы» большие молодцы — вычислили меня, дурака со щелкающим телефоном среди профессиональных, «рентгеновских» объективов, за пару минут. Ломать руки не стали, просто попросили вернуться в стадо... Прошло почти полгода. Яркий вкус приключений, естественно, притупился. И «наш» экипаж уже благополучно вернулся на Землю.

Но воспоминания нет-нет, да и всплывут, отдельными кусочками красочного калейдоскопа, ставшего теперь уже моим прошлым... Гостиница «Центральная» в сердце раскаленного солнцем умирающего города — без интернета, с лакированной мебелью под орех и фантастическим, утренним компотом из настоящих сухофруктов. Заброшенный парк аттракционов с ржавым колесом обозрения и бродящими по аллеям верблюдами разных мастей. Каждый раз, проходя мимо под их умиротворенными взглядами, я ожидал подлого плевка в спину, но пронесло.
Туристы, которых с каждым днем становилось все больше и больше. Трещащие без умолку итальянцы. Шумные американцы, в клубных пиджаках на голое тело. Кажется, всегда хмельные, вальяжные французы. Незаметные японцы. И наши... Много интересных... Невысокая девчушка лет двадцати с мощным фотоаппаратом на груди. Это коротко стриженное, конопатое чудо приехало провожать уже восьмой экипаж! Учитывая стоимость тура — она могла бы купить вполне приличный автомобиль среднего класса, но... Владимир — крепкий старик больше половины жизни проработавший на заводе, который выпускал, что-то там, для ракет. Кстати, очень даже справедливый подарок от дирекции на седьмой, круглый юбилей.

Конечно же, запомнились скромные, с аскетичной обстановкой, домики, в которых на космодроме жили Королев и Гагарин. Вот ведь поистине преданные Родине, не ради благ и выгод, были люди!Байконур
Конечно я, не знаю условий проживания современных космонавтов, но то, что с ними можно встретиться, просто гуляя вокруг «Центра подготовки», это факт. Наша группа, в прямом смысле, наткнулась на итальянского члена экипажа — Паоло Несполи, который давал интервью блогеру-соотечественнику, стоя около дерева посаженного Гагариным. Замечу — никакой охраны! Мы прошли мимо буквально в метре от него! Мой скудный, позорный словарный запас английского позволил только пожелать удачи. Кто-то, из «особо впечатлительных», попытался пожать ему руку, но он отшатнулся, как от колонны прокаженных с Юпитера. Дело в том, что космонавтов перед полетом обеззараживают, проще говоря — моют спиртом, так что руками их лучше не трогать. И, кстати, мужик впечатлил — крепкого телосложения, для космонавта слишком высокий и, самое главное, в возрасте... Человеку 60 лет! На момент нашей встречи он уже дважды побывал на орбите Земли. В списке: американский шаттл «Discovery» и наш корабль «Союз ТМА-20». Всем бы такое здоровье!Байконур

Экипаж в полном составе мы увидели на следующий день, 28 июля. Там же — в «Центре подготовки космонавтов». При их погрузке в автобус рейса «город-космодром». Ждали два часа. Под палящим солнцем. Истекая потом. Среди тисков максимального количества зевак, журналистов, охраны и еще, каких-то подростков-фанатиков из школ с «космическим» уклоном, которые (мать их), не переставая истошно вопили патриотические речевки. Я все время боялся упасть в обморок. Но вот, «Земляне» дали траву у дома (еще одна традиция) и под припев песни мимо быстрым шагом, прошел «наш» экипаж. И все. Народ возбужденно пошумел несколько минут и разбежался по автобусам. По моему, никто не осознал значимости произошедшего — слишком уж буднично все было. Ребята в синих комбинезонах просто поехали на работу. Следом за ними потянули и мы.

Примерно через час, экипаж уже упакованный в скафандры, предстал перед государственной комиссией. Когда будете смотреть фото, может возникнуть вопрос о небольших чемоданчиках в руках космонавтов. Так вот, это индивидуальная вентиляционная система, которая поддерживает постоянную температуру тела. И еще — они в памперсах. Путь ведь неблизкий, мало ли что... После короткого раппорта будущие обитатели орбитальной станции помахали провожающим на прощание и отбыли в сторону стартовой площадки. Нас же — всю толпу зевак и командированных, отвезли в музей, коротать время до главного события этого дня.Байконур

«Музей истории космодрома Байконур». Признаюсь, я не особо жалую подобные заведения, где основную часть экспозиции составляют фотографии. Но!.. Этот музей находится в пустыне, на территории космодрома. Он большой — всем туристам (а нас было не мало), нашлось место. Все предметы подлинные, действительно побывавшие в руках людей в разной степени причастных к освоению космоса. Да и среди фотографий есть кое-что интересное — особенно поразил предельно правдивый стенд, рассказывающий о катастрофах на старте. В общем, моя общая оценка «десять», по пятибалльной системе. Дополнительные бонусы за: чистоту, яркую подсветку, исправные кондиционеры и, конечно же, добродушных служителей. Ну, где еще в таком месте вам помогут зарядить телефон? А если вы отстали от группы, то... Специально для вас домики Первого Конструктора и Первого Космонавта по новой снимут с охраны, откроют и терпеливо подождут пока вы все осмотрите. Каково, а? Но и это еще не все. В музее есть бар. Самый настоящий, с полным «боекомплектом». Так что время ожидания проходит незаметно...Байконур

Очень жарко... За черными руинами слева прячется солнце... Справой стороны стоят временные сине-белые павильоны, где продают воду, чай, кофе и сувениры... Там прохлада, возможность посидеть на пластиковых креслах и большие плазмы, транслирующие подготовительные работы перед стартом... За спиной какие-то здания с заколоченными окнами... Перед глазами забор из колючей проволоки, пустыня и белоснежный столб ракеты, в полутора километрах... Мы что-то говорим, но все мысли только об одном — «сейчас будет старт, сейчас будет старт»... Народ толпится у забора... Каждый старается выбрать место получше... И вдруг! Раздается громкое шипение, под ракетой появляется огонь, по ушам бьет грохот сгорающего топлива, корабль дергается и с неимоверным ревом, изрыгая пламя, уходит в небо...

Все именно так, быстро, и произошло. Это было полгода назад, но даже сейчас я иногда смотрю на ночное, если повезет, звездное небо и думаю: «А я вас видел, ребята». И улыбаюсь...

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: