ГлавнаяСтатьиХромолюминаризм
Введенская сторона:
реакция зрителей на неё была не просто отрицательной
Опубликовано 18.01.2018 в 15:15, статья, раздел Искусство, рубрика Введенская сторона
автор: Елена Жирова
Показов: 452

Хромолюминаризм

«Я хочу свести фигуры современных людей к их сути, 

заставить их двигаться так же, как на фресках Фидия, 

и расположить на полотне в хроматической гармонии».

Жорж Сера

Жорж-Пьер Сёра (1859 — 1891) — известный французский художник, один из самых ярких лидеров постимпрессионизма, основатель неоимпрессионизма, создатель оригинального живописного метода дивизионизма и особой техники письма пуантилизма.

В постоянной коллекции живописи Института искусств Чикаго находится всемирно признанный шедевр — картина Жоржа Сёра «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт». Именно благодаря этой работе в истории искусств появилось новое художественное течение — неоимпрессионизм, или по более точному определению самого художника, — хромолюминаризм.Воскресный день на острове Гранд-Жатт. 1884–1886. Х., м
Впервые «Воскресная прогулка» была представлена публике в 1886 г. в Париже на восьмой, последней, выставке импрессионистов. Интересно, что реакция зрителей на неё была не просто отрицательной: общее непонимание и раздражение бурно переходило в полную неприязнь, грубые насмешки и злые упрёки. Однако серьёзные критики удостоили картину очень высокой оценки, в частности, Феликс Фенеон отмечал, что Сёра «предлагает полную и систематическую парадигму новой живописи», а Камиль Писсаро был убеждён, что «это искусство — шаг вперёд, и в определённый момент оно даст поразительные результаты». Действительно, так и произошло: убеждёнными сторонниками живописного метода Жоржа Сёра стали многие художники, например, Поль Синьяк, Льюсьен Писсаро, Анри Кросс, Шарль Ангран, Максимильян Люс, Ипполит Птижан, Тео Ван Рейссельберге, Джованни Сегантини; за самим методом утвердилось название дивизионизм (фр. divisionnisme — разделение, дробление), а оригинальная техника письма, которая возникла на его основе, стала называться пуантилизм (фр. pointillisme — точечность).Пудрящаяся женщина. 1890. Х., м.
Картину «Воскресная прогулка на острове Гранд-Жатт» Сёра писал два года. Расположенный в пригороде Парижа остров был самым популярным местом отдыха горожан. Уютные парки и тихие пляжи острова были необыкновенно живописны, размеренные, неторопливые прогулки отдыхающих словно подчёркивали манящую атмосферу светлого счастья, и воскресная жизнь парижан превращалась здесь в радостный, домашний праздник, тайну которого и стремился запечатлеть Сёра. Постоянно возвращаясь на остров и наблюдая за отдыхающими, художник делает несколько этюдов и множество набросков. Пытаясь понять сущность цвета, Сёра пишет свои этюды на маленьких дощечках — крокетонах (фр. croquis — эскиз). Выполненные на натуре, они сохраняли для художника самое главное — палитру красочного слоя и живую вибрацию найденных мазков. В отличии от импрессионистов Сёра всегда проверял разумом свои визуальные наблюдения. Следуя собственному убеждению, что в основе живописи лежат объективные законы природы, Сёра обстоятельно и подробно изучает цвет. Стихию свободного мазка он стремится объяснить научно, согласно закону дополнительных цветов. ZHorzh-Syora.-Vsadnik-na-ulitseРисунок. 1879–1885. Фактурная бумага, карандашВ своих рассуждениях художник опирается на исследования американского физика, профессора Огдона Николаса Руда — монографию «Научная теория цветов», вышедшую во французском переводе в 1881 году, научные труды учёного-химика М. Э. Шеврёля («О законе одновременности контраста цветов») и Д. Саттера («Феномены видения»), Ш. Блана («Грамматика искусства рисунка»), Ш. Анри («Введение в научную эстетику»). Сёра приходит к заключению, что цвета поступают на сетчатку глаза как разной длинны световые волны и там смешиваются, поэтому красочные пигменты живописной палитры необходимо наносить на холст «точка за точкой» чистыми основными цветами — красным, синим и жёлтым, естественно создавая определённый оптический эффект в глазу зрителя. «Если в картине Сёра, — писал Феликс Фенеон, — рассмотреть квадратный сантиметр одного тона, то в каждом кусочке этой поверхности увидишь целый водоворот мелких точек-элементов, составляющих соответствующий оттенок цвета. Рисунок. 1879–1885. Фактурная бумага, карандашРассмотрим лужайку в тени: большинство мазков передают чистый цвет травы; разбросанные изредка оранжевые мазки дают представление об ослабленном солнечном свете; пурпурные мазки вводят дополнительный тон к зелёному; синие мазки, обусловленные соседством с освещённым солнцем газоном, уплотняются ближе к границе света и тени и постепенно разряжаются после разграничительной линии. Раздельно положенные на холсте радом друг с другом красочные мазки разнообразных цветов соединяются на сетчатке глаз. Таким образом, получается не смешение пигментов, а оптическое смешение цветов».

После «Воскресной прогулки» Сёра создаёт большую композицию «Натурщицы», полотно «Пудрящаяся женщина», пишет картины «Парад» и «Цирк». Каждая работа становится своеобразным экспериментом, живописным примером научной строгости передачи цветовых эффектов и построения композиции. Друг Сёра, поэт Эмиль Верхарн, искренне и всегда восторженно восхищаясь творчеством художника, вспоминал: «он был самым упорным искателем, обладая самой сильной волей, он твёрдо решил познать неведомое. Сена в Гранд-Жатт, весна. 1888. Х., м.Он был человеком, способным к абсолютной сосредоточенности, он умел обобщать идеи и с беспощадной логикой синтезировать их, выводить законы из каждого случайного наблюдения и не упускать ни единой мельчайшей детали, которая может дополнить его систему».

Творческое наследие рано ушедшего из жизни Жоржа Сёра составляют около семидесяти живописных и графических работ — коллекция, ставшая не только открытием хроматических импульсов свечения изображения, но и оказавшая значительное влияние на становление фовизма, кубизма, немецкого экспрессионизма и итальянского футуризма.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: