ГлавнаяСтатьиВолотово
Опубликовано 25.12.2015 в 09:29, статья, раздел Наследие, рубрика Цвет новгородской губернии
автор: Валерий Рубцов
Показов: 1417

Волотово

Последний в этом году выпуск нашего проекта «Цвет Новгородской губернии» вновь посвящён учёному и фотографу Леониду Мацулевичу. В прошлый раз мы познакомили вас с его биографией и фотографиями церкви Спаса на Нередице. В этот раз настала очередь узнать, что за технологию использовал он при съёмке и увидеть цветную Церковь Успения на Волотовом поле сто лет назад.

Картофель, сажа и стекло

О технологии цветной съёмки Прокудина-Горского вы уже знаете, практически, всё. Во втором и третьем выпусках проекта мы вам подробно рассказали о технологии «трихром». Снимки получались очень качественными и реалистичными. Но технология имела и большие недостатки: громоздкое оборудование для съёмки и проекции, невозможность съёмки движущихся объектов.

Решить эти проблемы был призван совсем другой способ цветной съёмки, который запатентовали в 1903 году знаменитые французы - братья Люмьер. Те самые, которые внедрили в нашу жизнь кинематограф. Ушлые бизнесмены быстро поняли бесперспективность вкладывания денег в «три стекла» и занялись совершенствованием раствора, наносимого на фотографические стёкла.

По методу «автохрома» на фотопластину были нанесены перекрывающиеся, случайно разбросанные, микроскопические гранулы картофельного крахмала, пространство между которыми заполнялось чёрной сажей поверх чёрно-белого основного фотоматериала. Гранулы были окрашены оранжевой, зелёной и синей краской и работали как светофильтры. Плёнка обрабатывалась как обращаемая, и гранулы крахмала должны были оставаться неподвижными относительно плёнки, чтобы после обработки цвета правильно воспроизводились.

Конечно, цветные снимки, получавшиеся по этому способу, не были настолько качественными и максимально приближенными к натуральному цвету, как по методу «трихром». Зато эти пластины можно было использовать в любом фотоаппарате, а для просмотра проявленных снимков подходил обыкновенный «Волшебный фонарь». Да и напечатать в журнале или на плакате их уже было проще.

Именно своей простотой «автохром» и привлёк студента Леонида Мацулевича. И в свою научную поездку в Новгород, он взял несколько цветных пластин, благодаря чему мы сегодня можем любоваться уникальными снимками новгородских церквей 1910 года.

Волотовские фрески

Церковь Успения на Волотовом поле привлекла Мацулевича, конечно же, своими уникальными старинными фресками. В то время он сильно увлёкся Византийской и древнерусской живописью и долго изучал наши храмы, где фрески хорошо сохранились.

Церковь Успения на Волотовом поле. Новгородская губерния. 1910 г.

Сама церковь была поставлена на возвышенном берегу Малого Волховца неподалеку от Новгорода в 1352 году архиепископом Моисеем.

Во время шведской оккупации 1611—1617 года церковь была разорена, однако ни стены, ни фрески не пострадали. В 1825 году часть постройки обгорела во время грозы.

Но во время Великой Отечественной войны Успенская церковь в течение 29 месяцев находилась на линии фронта и была полностью разрушена немецкой артиллерией.

Вход в церковь Успения на Волотовом поле. Новгородская губерния. 1910 г.

В 1363 году храм был украшен настенной живописью по заказу новгородского архиепископа Алексея. Уникальные фрески не пострадали ни во время шведской оккупации, ни во время пожара. Но в Великую Отечественную были, практически, полностью уничтожены. Площадь утраченной фресковой живописи составила около 350 м².

Фреска северной стены.Церковь Успения на Волотовом поле. Новгородская губерния. 1910 г.

Восстановленная церковь была торжественно открыта 28 августа 2003 года. В том же году около 1,7 миллиона фресковых фрагментов поступили на реставрацию в Новгородскую научную мастерскую «Фреска».

С 2008 по 2010 году в храм были возвращены на их прежние места несколько восстановленных росписей: фреска мученика Прокопия с орнаментом, композиция с изображением двух неизвестных мучениц, а также фрагменты храмового «полотенца» фреска «Сон Иакова» и «медальоны» с изображениями мучеников Никиты и Иосафа; фрески с изображениями архангела Михаила и пророка Захарии, площадь которых составляет около четырёх квадратных метров.

Фреска южного свода. Церковь Успения на Волотовом поле. Новгородская губерния. 1910 г.

Продолжение следует!

Подготовлено по материалам различных сайтов.

Все выпуски проекта «Цвет Новгородской губернии».

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: