ГлавнаяСтатьиУ Натальи Гвоздиковой - одной из красивейших советских актрис юбилей
Опубликовано 7.01.2018 в 19:40, статья, раздел Искусство
автор: ОК-журнал (Геннадий Орешкин)
Показов: 318

У Натальи Гвоздиковой - одной из красивейших советских актрис юбилей

Одна из самых красивых актрис золотого века советского кинематографа, Наталья Федоровна Гвоздикова родилась 7 января 1948 года. Мать была младше мужа, намного его пережила, и как позже откровенно делился Евгений Ильич Жариков: «Много Наташа от нее восприняла».


Будущая звезда не без влияния сестры отправилась покорять столицу — и поступила во ВГИК! Будучи еще студенткой на втором курсе Наталья исполнила роль Нины из пьесы «Маскарад». 


И тут же получила два предложения на съемки: в фильм «Белые дюны», а следом от самого Герасимова в «У озера»!


Тут ее заприметил Василий Макарович Шукшин — последовало участие и в «Печках-лавочках» и в «Калине красной», ревность Федосеевой-Шукшиной, — а еще Наташа Гвоздикова снялась в «Городе первой любви», «Петре Рябинкине», конечно, «Ох уж эта Настя» - короче, вполне перспективная «звездочка» экрана!


Тут-то и наступила «Большая перемена: давным -давно нет ни рабочей молодежи, ни вечерних школ, но его хочется смотреть снова и снова.... «Большая перемена» — один из самых добрых, сентиментальных советских фильмов. А началось все в 60-х годах с книги Георгия Садовникова «Иду к людям», где автор (сам преподаватель истории в школе рабочей молодежи) описал обычную жизнь своих учеников и коллег-учителей. Книга была далеко несмешной, а где-то даже грустной, но тем не менее довольно оптимистичной и жизнеутверждающей.


Кто-то из руководителей «Мосфильма» прочел ее и решил экранизировать эту историю. Режиссером должен был стать Алексей Коренев («Адам и Хева» — 1969, «Вас вызывает Таймыр» −1970). Несмотря на то, что в книге было не так уж много смешного, и автор был против, решили снимать именно комедию.
В целом весь сценарий значительно отличался от книги. В особенности, не совпадали образы главных героев. Так, например, в книге герой Евгения Леонова был женщиной, поскольку Нелли (Свеллана Крючкова в фильме) училась в девятом классе, а ее мама — в пятом. Петрыкин (Ролан Быков) был толстым и не очень симпатичным мужчиной.


Один из самых запоминающихся и обаятельных героев Ганжа (Збруев) вообще участвовал в одном-единственном эпизоде, когда Нестор Петрович выкуривал его из туалета, и был всего лишь хлипким тщедушным подростком. А Тимохина (Крамаров) и Люськи (Азер) не было в книге вообще, их персонажи режиссер придумал уже в процессе работы над сценарием. Кроме того, не было и любовного треугольника Нестор Петрович-Полина-Федоскин. 


Однако все эти изменения и добавления лишь улучшили фильм.В начале 1972 года Алексей Коренев приступил к кинопробам. Перед началом работы над картиной у него было всего лишь несколько актеров, которых он хотел пригласить в фильм без кинопроб. 

Это были великие старики МХАТа Анастасия Георгиевская (учительница географии) и Михаил Яншин (профессор Волосюк). Они сразу же без раздумий согласились принять участие в этой незатейливой комедии. Кстати, изначально фильм назывался вовсе не «Большая перемена», а «Приключения школьного учителя». Однако после того как заметка о съемках фильма была напечатана в газете «Вечерняя Москва», в Министерство просвещения посыпались жалобы со всего Советского Союза от возмущенных учителей. Многие считали обидным, что про их нелегкий и серьезный труд будут снимать легкомысленную комедию. В итоге Коренева вызвал к себе министр просвещения М. Прокофьев... Тяжело было найти главного героя: Кононов не соглашался, отличные пробы дал Константин Райкин, а еще и Андрей Мягков, Евгений Карельских, а вот Збруев пробоваться Нестором Петровичем не захотел! Уже был практически утверден Мягков — но он вдруг выдвинул условием, чтобы одну из главных ролей играла его жена актриса Анастасия Вознесенская, — Алексей Александрович выгнал его. Он твердо был намерен снимать трех актрис — дочь Елену, Наталью Богунову и Ирину Азер. Но пары и тем более центра «треугольника», где бы был наконец согласившийся Кононов, не из одной из троих не складывалось: в итоге Елена Коренева отказалась играть подругу Генки Ляпишева, Богунова сыграла Светлану Афанасьевну, для Азер режиссер сочинил роль. Отказался от роли Ганжи Юрий Векслер — будущий прекрасный оператор прислал сценарий на студию вместе с женой Светланой Крючковой, в которой режиссер тут же разглядел Нелли Леденеву, но вместе с Светланой приехала ее знакомая Наталья Гвоздикова.


У Коренева с Кононовым отношения изначально не заладились, тогда режиссер привел его в кабинет и ткнул пальцем в приехавшую актрису «Такая Полина вас устроит?» (дочь режиссера Елена Коренева рассказывала: «Миша вёл себя на площадке, как актёр, который категорически не доверяет режиссёру. Сидел в сторонке, демонстративно читал журнал и всем своим видом подчёркивал, что он случайно попал в фильм») — вот и в тот раз Кононов пожал плечами со словами, что готов попробоваться. Так Гвоздикова получила «звездную» роль!
Уже когда Алексея Александровича не стало, Наталья Федоровна вдруг припомнила, что тот ее домогался и даже сократил роль! Актриса Нина Маслова вспоминала: «Компания у нас собралась потрясающая. Все молодые, весёлые. Хоть и жили в жуткой гостинице в Ярославле с колоссальным количеством тараканов, всё равно было хорошо. Помню, отмечали 9 Мая. А зарплату нам почему-то не успели заплатить. Походили по комнатам, пособирали с каждого буквально по копейке, но стол накрыли». И про «домогательства» : «Роль Полины и впрямь сократили, но не Коренев — а студийное руководство! А Алексей Александрович просто любил всех, и Гвоздикова переживала, что не она главная в его романах!»


«Большая перемена» сделала Наташу Гвоздикову одной из самых популярных и востребованных актрис. Сразу приглашение в 5 проектов — шутка ли! И тут же отзывы о непростом характере актрисы!
Зам. министра Борис Тихонович Шумилин любил кино — а министр Щелоков имел возможность «пробивать» свои темы, и появилась череда действительно неплохих фильмов о советской милиции. «Рожденная революцией» — экранизации романа «Повесть об уголовном розыске» Гелия Рябова и Алексея Нагорного.

Замечательному актеру Юрию Александровичу Кузьменкову дважды не повезло стать милицейским супергероем: сначала — именно в «Рожденной революцией», где он пробовался на главную роль Николая Кондратьева, через несколько лет у Говорухина на «Место встречи изменить нельзя», но там все знали, что Жеглов «забронирован» за Высоцким!), — но именно Кузьменков случайно встретил в коридорах киевской киностудии партнершу по «Большой перемене» Наталью Гвоздикову — и привел ее к Григорию Кохану. Режиссера торопили: переписывался сценарий, а уже шли пробы, составлялся план съемок.


— На роль Кондратьева я пробовал много артистов — более 30 человек, — вспоминал режиссер Григорий Кохан. — Причем поначалу была задумка использовать двух актеров, чтобы один сыграл Кондратьева-старшего, другой — младшего. Мне хотелось договориться с Вячеславом Тихоновым. Увидев на пробах Жарикова, неизвестного для меня актера, я сразу понял: это то, что надо. Его можно загримировать под любой возраст — такой у него типаж. Правда, перед худсоветом мне пришлось его кандидатуру долго отстаивать. А вот на роль Маши я сначала утвердил одну молодую актрису из Одессы. Но ее отвоевать мне не удалось. Худсовет насторожила национальность актрисы, мол, «как это дворянку может играть еврейка?!» А тут ко мне подошел Жариков и сказал, что у них с Гвоздиковой отношения -, удивительно, ее мне показывал Кузьменков, я думал про их отношения.


Говорят, что Жарикова предложил один из «30-ки» актер Владимир Дюков — он в эпопее сыграл (отменно!) Леньку Пантелеева. Впрочем, есть версия, что Евгения Ильича на главную роль рекомендовал тот же главный консультант генерал Шумилин.
— Я умышленно «убил» Машу раньше, — вспоминал режиссер. — Просил ведь Женю и Наташу: «Ребята, подождите с ребеночком, дайте доснять фильм!» А они... Эх! В общем, в самом разгаре фильма стало уже заметно, что Гвоздикова беременна. Поначалу мы как-то выкручивались — снимали лишь крупные ее планы, а потом мне пришлось чуть изменить сценарий и «сбросить с поезда» Машу раньше.
Сниматься дальше Евгению Жарикову пришлось уже одному — без супруги. Сын Федор родился сразу же, как закончились съемки. — А я после съемок в больницу попал с инфарктом, — рассказывал Евгений Жариков. — Ведь это непросто в тридцать три года, столько мне тогда было, сыграть в фильме 60 лет жизни героя — от 17 до 77. В 1978 году фильм получил Государственную премию СССР — и всесоюзную популярность. 


Как и чета Гвоздикова-Жариков! Они стали заслуженными работниками МВД. Было время, когда их называли самой красивой парой Советского Союза.

Потом она сыграет еще в десятках постановок — но успех «Большой перемены» и «Рожденной революцией» больше не повториться; переживет длинный роман супруга с журналисткой Секридовой, обнародование которого привело к нервному потрясению и инсульту Жарикова и быстрому развитию ракового заболевания; в 2012 году Наталья Федоровна овдовела. Последней работой Натальи Гвоздиковой на данный момент является криминальный телесериал «Москва. Три вокзала», где она работала с такими артистами, как Владимир Стеклов, Андрей Фролов, Вадим Андреев и многими другими. В 2013 году она получила звание народной актрисы России. Сын Натальи Фёдоровны и Евгения Ильича Фёдор к актёрской профессии не имеет никакого отношения. Он закончил иняз, получил офицерское звание и стал переводчиком.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: