ГлавнаяСтатьиНакануне Рождества: О духовности
Опубликовано 6.01.2018 в 12:15, статья, раздел Наследие, рубрика Кем быть?
автор: Наталья Беляева
Показов: 828

Накануне Рождества: О духовности

Готовность к духовному развитию заложена в каждом человеке, но для того, чтобы она наполнила его жизнь и душу, необходимо влияние окружающей среды и то воспитание чувств, которое не может заменить образование.

«Духовность-это высший уровень самосознания человека и эмоционально дифференцированного отношения к явлениям окружающей жизни» Л. Н. Собчик (доктор психологических наук, профессор кафедры психологии МОСУ). Это понятие нельзя подменить высоким интеллектом и эрудицией. ДуховностьСклонность к поискам высшего смысла жизни, направленность интересов на иные сферы познания, нежели практически необходимые, наблюдательность и терпимость в отношениях с людьми, идущие от сердца доброта и сострадание вполне могут быть свойственны и малообразованным людям. Человек, не постигший смысла своей жизни, целью дальнейших действий видит только перспективу удовольствий, минутных радостей, расслабления и наслаждения. Вот такой образ «развлекающегося человека» выдвигается сейчас как престижный в центр современного общества. Духовные потребности искажаются. Сводятся к примитивным импульсам, удовлетворяемым на «рынке наслаждений». Если активность человека направлена, прежде всего, на то, чтобы добыть себе пищу, жильё, одежду, то потребности более высокого порядка (в творчестве, самореализации) угасают, даже не сформировавшись в полной мере. ДуховностьПоскольку его мотивация не выходит за рамки физиологических потребностей, необходимость проявить себя, утвердить себя как личность осознаётся им искаженно. Чаще всего потребность быть личностью подменяется желанием утвердить себя путём подавления личности другого. И чем меньше возможности у человека самореализоваться в социально-одобряемой деятельности, тем с большей вероятностью он будет искать возможности добиться успеха в деятельности асоциальной.

Чаще наиболее достойные люди как раз и отличаются тем, что не ради конкретных благ они совершенствуют своё «Я», стремясь к высоким идеалам. Для них сам процесс духовно наполненной жизни является самоцелью. Это личность, пытающаяся понять своё предназначение в этом мире, стремящаяся наполнить свою жизнь определённым смыслом и активно реализующая свой потенциал во имя неких идеалов, а не в сугубо эгоистических целях.Духовность

Если человек не преступает законов справедливости не из страха перед наказанием, а по велению собственных нравственных установок, нарушение которых грозит ему утратой самоуважения, то это уже признак более высокой организации. Духовность- это понятие, которое содержит в себе неравнодушие к окружающему миру. Это стремление наполнить свою жизнь увлечённостью и интересом к разным сферам бытия, любовью к природе, к людям, к тому, что не является практически необходимым. Неподражаемо об этом сказал Николай Гумилёв. В противовес обыденным интересам, он привлекает наше внимание к иным ценностям.

Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.
Но что нам делать с розовой зарей
Над холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?
Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.
Мгновение бежит неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти всё мимо, мимо...
...Так век за веком — скоро ли, Господь? —
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.


Тяга к духовному обогащению, часто неосознанная. Может возникнуть как явление вторичное у людей, много страдающих, разочаровавшихся, «ушедших в себя» в силу вступившего в действие защитного механизма «эскейпа». У многих эта дорога к храму буквально приводит к Богу или к религии, что не одно и тоже.
В своих работах талантливый учёный, немало претерпевший за независимость своих взглядов, Владимир Павлович Эфроимсон утверждал единство генетической, психологической и социальной составляющей в человеческой индивидуальности. ДуховностьИзучая выделявшихся своей незаурядностью личностей, на основании анализа данных, полученных в процессе многолетних генетических, биохимических, психологических и культурно-исторических исследований, Эфроимсон пришёл к следующим выводам: гениальная одарённость зиждется на определённых психофизиологических процессах, обеспечивающих эффективность и быстроту познавательных процессов, выраженную интуитивность и дар предвосхищения, хорошую память и богатство ассоциаций. 

Он утверждал, что даже такое присущее высоким душам человеческое свойство, как альтруизм, является генетически обусловленным. Вопреки эгоизму, жадности, агрессивности и другим негативным свойствам, которые не украшают людей и приносят в мир страдания и разрушение, человечество развивается и совершенствуется благодаря иным, лучшим качествам человеческой души: способностью жертвовать собой ради других, умение любить и сопереживать.

«Мы выживем,- писал Эфроимсон,- если сохраним в себе такие качества, как самоотверженность и стремление к взаимному общению».

Другие статьи автора

Подписывайтесь на наши социальные сети: