ГлавнаяСтатьиСвяточные гадания: окно и валенок
Новгород чудесный:
Что напророчит случай
Опубликовано 7.01.2018 в 12:15, статья, раздел Увлечения, рубрика Новгород чудесный
автор: Мирослав Велесов
Показов: 1270

Святочные гадания: окно и валенок

Святочные гадания были прекрасно описаны Василием Андреевичем Жуковским в поэме «Светлана». Поистине это прекрасный справочник начинающего фольклориста.

Балладу «Светлана» В. А. Жуковский начал писать ещё в 1808 году, а закончил в 1812. Поэтому гадания, описанные в поэме, были популярны в конце XVIII — начале XIX века. Ими пользуются и до сих пор:

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;

Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;

В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Первый способ гадания, упоминаемый в поэме «...за ворота башмачок, сняв с ноги, бросали...», один из самых запутанных ритуалов, по сути содержащий в себе больше мистики, нежели психологии. В тёмное время суток несколько девушек выходили за ворота дома и через спину бросали назад себя обычный валенок. Слово «башмачок» поэт использовал лишь для сохранения размера и эстетики стихотворения. гадание святкиВ разных регионах России есть незначительные различия этого обряда. Но суть его сохраняется. Далее смотрели — в какую сторону укажет носок брошенного валенка, в ту сторону девушке выходить замуж. 

В этом обряде я нахожу больше элементов биолокации, которая, кстати, признаётся многими исследователями, как вполне действенная практика, нежели психологически оправданных действий. Однако, задам вопрос, уже хорошо знакомому нам психологу и специалисту по обрядам гадания Олесе Сытовой:

— Олеся, связан ли гадательный обряд «бросания валенка» с какими-либо особенностями человеческой психологии? Или это только мистика, и ничего больше?

— Это традиционный обряд, его из поколения в поколение передавали друг другу. Если судить через род, то многие обряды от поколений даются. Ну, тоже конечно нет глубины в нем.старинная открытка святочные гадания
Приготовить валенок, луковицу, лоскутки ткани одинаковых размеров, рюмку, соль, сахар, кольцо, корку черного хлеба, зерно, золотую вещь. Завернуть предметы в лоскутки, перемешать их в кастрюле, ссыпать в валенок. Вытащить любой замотанный в ткань предмет и узнать свое будущее. Если гадают несколько девушек, после каждой все предметы извлекаются из валенка и вновь перемешиваются.

Толкование:
Луковица: Жизнь в новом году будет горькой, наполненной слезами и печалями;
Рюмка: Пророчит пьющего супруга или веселую жизнь;
Кольцо: Скорое замужество;
Золото: Богатый муж, благополучная и «сытая» жизнь;
Соль: Ссоры и разногласия с милым;
Хлеб: Заурядная жизнь, бедный жених;
Зерно: Богатство и достаток;
Сахар: «Сладкие» чувства и море положительных эмоций. Вот этот обряд более интересный, тут есть над чем подумать, но с точки зрения, психологии все обряды основаны на самовнушении, на сколько человек в него верит, на столько и сбудется.

Ещё один любопытный способ гадания описывается в «списке Жуковского». Всего три слова «под окном слушали...». Вот это «под окном», малограмотные читатели, когда пытаются прочесть отрывок наизусть, частенько относят к «снег пололи...». Но нет! Обряд походов «слушать под окном» — ещё одно традиционное святочное гадание. Когда в деревне сгущаются сумерки, несколько девушек выходят из дома и идут к какой-либо избе, в окнах которой горит свет. Тихонько подходят к окошку, и затаив дыхание, прислушиваются. Первая фраза, которую они услышат, и будет заключать в себе судьбу на наступивший год. старинная открытка святочные гадания
Думаю, обряд основан на свойстве человеческого мозга отыскивать связи и логику, узнавать образы. Примерно такой же процесс происходит, когда в случайных бесформенных пятнах мы находим удивительно точные, знакомые нам образы. Именно это свойство, кстати, сподвигло проф. В. А. Чудинова отыскать знакомые слова и картинки среди переплетений трещин стены, скола камней, роста леса на склоне горы, и даже в формах облаков. Но он филолог, а не физиолог. Вот и попался на удочку воображения. 

В течение года случается множество событий. А наш мозг сам отыщет те, которые в точности подойдут к сакральной фразе. Но всё же этот обряд в русской традиции пережил века. Может не всё так просто? И снова обращаемся к Олесе Сытовой.

— Олеся, несёт ли в себе обряд «слушанья под окном» какую-либо практическую пользу? Или это всего лишь игра? И если игра, то каков её смысл? Ведь всякая игра либо учит, либо развлекает. 

— Это игра, все игра. А данная игра имеет еще и загадку и внушение, самовнушение. Человеку помогает то, во что он верит. Кто-то верит в Бога, кто-то в магию, кто-то в психологию. Силу обретает то, во что мы вкладываем смысл и веру. В данном гадании есть поверье — какое имя услышишь под окном, тот и твой жених будет. Еще оно несет в себе таинство. Любое гадание таинственно, это и привлекает людей к магии.гадание святки
Если судить с точки зрения психологии, то это внушение и самовнушение. Во что веришь, то и будет.
В этом обряде нет глубины. Я например, люблю родовые расклады, они несут глубину, можно в род окунуться и от туда взять для себя информацию с которой можно работать и дальше.

Следующий обряд в «списке Жуковского» обозначен фразой «...кормили счётным курицу зерном...». На практике, чаще всего в гадании использовали чёрного петуха. Но за неимением оного, мог сойти и белый, или всё та же курица. Одна из девушек отсчитывала несколько десятков зёрен и высыпала его на пол перед петухом. Если тот склевал всё зерно, то грядущий год обещал быть плодородным и удачным. Если же петух склёвывал часть зёрен, то оставшееся количество указывало на число дней до какого-либо значимого события. А если зёрна оставались нетронутыми, то год сулил неудачу. Святочные гадания Константин Маковский 1905 год

Тут всё просто. Животные тонко чувствуют настроение и атмосферу вокруг себя. Если психологический климат и здоровье семьи хорошие, то и птица была спокойна. И тут же начинала трапезу. А вот если в доме что-то не в порядке, меж членами семьи царит напряжение, здоровье слабое, того и гляди вспыхнет ссора, то состояние тревоги передавалось и петуху. Ну, какая уж тут еда. Ноги бы унести. К тому же, если в доме достаток, то лишний десяток зёрен, склёванных птицей, не вызовут у домашних никакой тревоги. А если семья бедна, то с каждым склёванным птицей зернышком, будет нарастать и подсознательное чувство агрессии у людей. Вопрос лишь в том, как скоро это произойдёт. Уровень терпения в малом определит дату апогея кризиса в большом. 

Выходит, что петух тут не причём. Он лишь индикатор психологического климата в семье. Издревле говорили: хочешь узнать о человеке, посмотри на его собаку. Так можно сказать практически о любом домашнем животном. В подавляющем большинстве случаев они копируют наш психологический портрет. гадание святки

А вот второй вид гадания при помощи домашней птицы более загадочен. По понятным причинам так гадали только в зажиточных семьях. Девушки отсчитывали большое количество зерна. Столько, чтобы накормить петуха досыта. А после уж считали, сколько зёрнышек осталось. Если чётное число (парное), то выйти в этом году девушке замуж.
Есть в этом гадании одна странность. Ведь для большинства девушек замужество являлось счастливым событием. Но испокон веков на Руси счастье приносило нечётное число. А чётное было символом неудачи. Тут без Олеси Сытовой не обойтись. 

— Олеся, как можно объяснить то, что на Руси нечётное число считалось счастливым, а чётное нет. И почему в гадании на «счётное зерно» замужество сулило чётное число оставшихся зёрен? 

— Это вопрос не только к истории Руси, но к экзистенциальной психологии, которая говорит об уникальности жизни человеческой и взглядов, исходя из нее можно сказать, так смотрели люди не вещи, да и до сих пор смотрят. Так же тут важен вопрос жизни и смерти. На это можно по разному посмотреть. Люди, не даря четное число цветов, бежали от вопроса связанного со смертью. Четное число на могилу приносят. Традиция такая. Вопрос смерти и жизни всегда волнует людей. Философы утверждают здесь по-разному. Кто-то говорит, что мы от смерти бежим. А Фромм утверждает, что мы бежим от жизни и свободы. Это тоже бегство в числа, традиция и игра сознания, страхи. Сколько ужасных поверий связаны с четным числом, а кто-то боясь смерти и от жизни отказывается.деревенская девушка

Получается, что традиции, привычки, устои и обычаи влияют на наше мировосприятие. Наши представления о мире складываются из стереотипов, полученных ещё в детстве. А коли группа людей живёт в мире одних и тех же традиций, то и набор ассоциативных связей у них весьма близок, что обуславливает не только лучшее взаимопонимание между людьми, но и является залогом предсказуемости их мыслей, а значит и поступков. Таким образом, можно заключить, что гадальные техники подобного рода лучше действуют на людей, долго проживающих в местности с крепкими традициями. Например, в деревне. В городе люди разные и традиционный уклад жизни у каждой семьи свой. А потому для городских эти гадания будут не точными, годными скорее для игры и забавы, чем для реальной пользы. Хотя, бывают и исключения.


Продолжение следует...

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: