ГлавнаяСтатьиНа волне к успеху
Опубликовано 22.12.2017 в 15:15, статья, раздел Своё дело
автор: ОК-журнал (Дарья Балышева)
Показов: 1118

На волне к успеху

Практически у каждого из нас есть своя страничка ВК или ФБ. Более творческие люди ведут свои видеоканалы или регистрируются в Живом Журнале. Но может ли хобби стать работой и начать приносить деньги? 

Это не понаслышке известно рижскому блогеру, писателю, сценаристу Славе Сэ, который прославился именно благодаря ЖЖ. Мне удалось с ним встретиться и задать пару вопросов, касающихся его любимого дела.Слава Сэ

— Здравствуйте, Слава, вы вели и продолжаете вести «Живой журнал». Как вышло, что сетевые записки стали книгой? Было ли это предложение от издательства, или вы сами к этому стремились?

— Мне повезло. Я стал частью той «сетературы», которую издательства решили переложить на бумагу. В конце нулевых годов Живой Журнал расцвёл. Число подписчиков у топовых блогеров сравнялось, а то и превысило тиражи крупнейших писателей. С точки зрения бизнеса — очевидный ход. Издали Таню Соломатину, Дениса Цепова, Лору Белоиван, Марту Кетро, Нарине Абгарян. Потом и меня.
Позже выяснилось, что у блогеров и писателей совсем разная работа. И аудитории разные. Пишущий в сети человек нацелен на немедленный ответ, на реакцию, весёлую болтовню. А сочинение книг — это затворничество и нелюдимость. Погружённость в себя и концентрация. 

Из-за этой разницы большинство блогеров остались авторами одной книги. И по этой же причине сетевые страницы многих популярных писателей весьма бедны подписчиками. В этом смысле я такой, крепкий середнячок. И тем, и этим угодил.

— Ожидали ли вы, что книга будет популярна?

— Никто ничего не ожидал. Хотя, за меня боролись два издательства. Первое предложило тираж 2000, второе — 3000 книжек. Одного согласия было мало. Требовалось ещё подготовить, назовём её так, рукопись. Нельзя просто скопировать тексты с сайта. Нужно собрать их, обработать, выбросить ругательства, поменять имена, переделать шутки и обстоятельства, понятные только адресатам. Слава Сэ
Гонорар совершенно не оправдывал затраченного времени. Но решил, пусть будет детям память. Вырастут, прочтут книжку про себя. Только ради этого согласился. Видимо из-за того что о деньгах тогда не думал, всё и вышло более-менее складно.
Потом обнаружилось, многие люди по-прежнему читают бумажные книги. Им мои опусы показались забавными. Снова совпадение и везение, по-моему.

— Как вы призываете музу? Откуда черпаете вдохновение?

— Вдохновения не существует. Есть некая волна, поток, на который можно настроиться. Гоголь несколько страниц исписывал, зная наперёд что всё пойдёт в корзину. Стивен Кинг говорил, что первые десять минут всегда уныние и неразбериха, потом затягивает и через пару часов уже надо выныривать, чтобы совсем не унесло. Но без этого волевого усилия — наперекор лени, похмелью, усталости, болезни — никто ничего не пишет. То что вы называете вдохновением, это маленькая такая награда за самодисциплину. Как-то так.Слава Сэ

— Пробовали ли вы писать книги для детей? Если нет, то хотели бы попробовать?

— Тут надо разделять книги о детях и книги для детей. Совсем разные жанры. Например, Юрий Норштейн совсем не детский мультипликатор. Более того, дети боятся его мультфильмов. Нарисованная Норштейном заставка к «Спокойной ночи, малыши» с точки зрения большого кинематографа — гениальна. Викторианский стиль, техника исполнения, всё живое, даже тени. Куклы с настоящими эмоциями. Но дети не знают викторианского стиля. Стали возмущаться. В результате вернули пластилиновый паровозик, простой и яркий.
Писать для детей я, наверное никогда не возьмусь. Очень много ограничений, — по языку, по образам. Я, всё-таки постмодернист, иронизирую над штампами. А детям нужны простые, яркие сюжеты, обаятельные при том.
То есть, о детях смогу написать. Для детей — вряд ли.
Объединить эти две формы смог только Чуковский. Всем гениям гений.

— Кроме книг, вы пишете сценарии. Как вы стали сценаристом? Это было ваше желание или предложение? Что вам нравится больше, писать книги или сценарии?

— Я бы не назвал себя сценаристом. Это совсем отдельные люди, они многое знают о самой технике кино и работают иначе. Для них нормальная задача — написать за три дня полный метр. А потом десять раз его переписать до неузнаваемости по требованию продюсера или режиссёра. В такой спешке остаётся только сюжет и общие направления, по мотивам которых на площадке лепится кино. Там не важны сами тексты, в сценарии они технические. Допустимо, например, трижды на странице написать «графиня в шоке». Меня от такого выворачивает.
Работа сценариста очень непростая и не благодарная, я преклоняюсь перед этими людьми, но себе такого надолго не хотел бы. Да и не органично мне это. Хотя сам процесс съёмки фильма, конечно, завораживает. Там сплошные мистика и магия.

— Вам интереснее писать сценарии для фильмов или мультфильмов?

— Мультфильмы интересней. Можно дурачиться сколько влезет. Вообще нет никаких ограничений. Наоборот, чем фантастичней, чем дальше в сторону от штампа, тем лучше. Сценарии же для фильмов похожи на узкие дорожки. Заданы жанр, время, органика актёров. Сейчас ещё американские киношколы создали целые формуляры правил сценария. Сочинительство превратилось в подгонку героев под требования киношных политбюро. Это тоже интересно. Но когда есть выбор, приятней творить то что считаешь правильным именно ты, а не комиссия киночиновников.Слава Сэ

— Последняя ваша книга была издана в 2015 году. Можно ли ждать новинок?

— Знаете ли, я в вопросах обещаний стал мистиком. Озвученные планы удивительным образом не сбываются. Спрогнозируешь что-то, да ещё и поделишься, тут же всё переиначивается, все намерения кувырком. Одно знаю, никогда не будет так, как намечено. Лучше или хуже, но главное — иначе.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: