ГлавнаяСтатьиВ поле
Опубликовано 30.10.2015 в 11:32, статья, раздел Жизнь, рубрика Цвет новгородской губернии

В поле

Продолжаем наш проект, в котором вы вам показываем Новгородскую губернию столетней давности не с той стороны, к которой мы привыкли. И вместо привычных чёрно-белых фотоснимков знакомим с уникальными цветными кадрами дореволюционных времён. И сегодня в поле нашего зрения - настоящее русское новгородское поле. С косарями, жнецами и запахом скошенного сена.

Но вначале мы хотим рассказать, каким образом знаменитый русский фотограф Прокудин-Горский в начале прошлого века добивался такого качества цветных снимков, что и сегодня многим из них позавидуют современные профессионалы. Попробуем раскрыть все секреты.

Три стекла

Первое в мировой истории достоверное цветное фотографическое изображение было получено Джеймсом Максвеллом методом тройной экспозиции ещё 17 мая 1861 года. После этого кто только не пытался изобрести свой способ получения цветного изображения. Но, практически, все они основывались на одном – использовании при съёмке трёх разных светофильтров – красного, зелёного и синего. Разница была только в технологии самой съёмки и в различных растворах, которые наносились на фотографические пластины.

Например, в фотоаппарате Луи Артюра Дюко было три объектива с разными светофильтрами и, соответственно три разных пластинки. Потом эти проявленные пластинки совмещались вместе, и на них можно было смотреть через специальный окуляр. Неудобно, но красиво. Метод трёх пластин назывался «трихром».

В 1901 году выдающийся немецкий учёный Адольф Митте сконструировал оригинальную камеру для съёмки цветных изображений. В ней уже был всего один объектив, через который изображение попадало на каждую из трёх вертикальных пластин. Фотографируемый объект должен был замереть на пару минут, пока фотограф поочерёдно перемещал пластины и менял светофильтры.

Именно методом Митте и заинтересовался в начале XX века Сергей Михайлович Прокудин-Горский. И даже поступил к нему в ученики в лабораторию под Берлином. Вдоволь поэкспериментировав, он решил усовершенствовать метод своего учителя и с помощью любимой им химии добился, практически, идеального состава фотографического раствора, наносимого на стеклянные пластины. В Германии для Сергея Михайловича изготовили по чертежам Митте фотоаппарат, и он начал снимать Россию.

Поля под водой

Так началась уникальная эра отечественной цветной фотографии. Что с этими пластинами Прокудин-Горский делал дальше, и почему метод «трихрома» не нашёл массового применения, вы узнаете в следующем выпуске «Цвета Новгородской губернии». А пока, окунёмся в волшебный и воздушный мир цветных фотографий Сергея Прокудина-Горского и крестьянской жизни 1909 года.

Большинство из запечатлённых на этих кадрах мест, к сожалению, уже давно стали дном Рыбинского водохранилища.

На жнитве. Новгородская губерния. В районе реки Шексна. 1909 г.

Сенокос. Новгородская губерния. Дер. Леушино. 1909 г.

Стога сена. Новгородская губерния. Дер. Леушино. 1909 г.

Монастырский сенокос. Новгородская губерния. Леушинский женский монастырь. 1909 г.

Стог сена. Новгородская губерния. 1909 г.

Стога сена. Новгородская губерния. 1909 г.

Деревня Леушино. Новгородская губерния. 1909 г.

Мельница-толчея. Новгородская губерния. Дер. Леушино. 1909 г.

Васильки во ржи. Новгородская губерния. Дер. Леушино. 1909 г.

В следующий раз мы с вами отправимся в цветное путешествие по рекам Новгородской губернии.

Читайте в проекте: "Цвет Новгородской губерни: На привале"

Подготовлено по материалам различных сайтов.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: