ГлавнаяСтатьиЯков Барбанель: Жизнь после жизни
Опубликовано 18.10.2015 в 13:08, статья, раздел Звук, рубрика Записки музыканта
автор: Жан Помор
Показов: 767

Яков Барбанель: Жизнь после жизни

Материал приурочен ко дню рождения выдающегося музыканта, дирижёра, деятеля культуры нашего города Якова Иосифовича Барбанеля (18.10.1937 - 02.06.1990)

Яков Иосифович Барбанель остался в памяти современников как талантливый руководитель духового оркестра, как очень одарённый музыкант, замечательный преподаватель и, наконец, как прекрасный человек.

Джаз и рок

Родился 18 октября 1937 года в городе Сольцы. Всего себя посвятил музыке, радел за её развитие в нашей области. Бесспорно, он внёс весьма заметный вклад в этом отношении, а его заслуги по продвижению джаза в Новгороде просто нельзя переоценить. Он был интеллигентным и скромным человекам, при этом хорошим организатором, обладал даром убеждения, способностью вести людей за собой.

Яков Иосифович также запомнился активной деятельностью за время работы художественным руководителем в областной филармонии. Благодаря нему в наш город приезжали многие известные артисты и исполнители. Со многими Барбанель был знаком лично. Например, с И. Кобзоном, П. Слободкиным, В. Семёновым, Л. Зыкиной, Л. Сенчиной.

Жизнь Якова Иосифовича была непростой, он много перенёс. В те годы власть далеко не всегда понимала и поддерживала его стремление развивать в Новгороде джаз. Трудно было и в период гонений, связанных с рок-музыкой: за время работы в областной филармонии он являлся администратором коллектива под названием «Август», который был приравнен к року и попал в немилость. Якову Иосифовичу удалось сохранить ансамбль, помочь его участникам перебраться в Ленинград и продолжить свою профессиональную деятельность там.

Он просил транспорт, добивался возможности выезжать за пределы города, чтобы оркестр выступал по всей области, чтобы люди везде могли слышать музыку.

Яков Иосифович был «многодетным отцом», заботившимся об участниках оркестра, практически, как о собственных детях: кому-то помогал с инструментом, кому-то - с нотами, кому-то - с образованием или с решением жилищных проблем. У него всегда было много дел, забот.

Несмотря на все сложности и препятствия, он всё же продолжал заниматься тем, что считал безмерно нужным, значимым. Являлся надёжной опорой для родных и близких, а также ориентиром для подрастающих поколений музыкантов. Он занял достойное место в истории нашего города и останется заметной персоной в летописи его культуры.

С большим уважением!

В этот день своими воспоминаниями о Якове Иосифовиче и былых временах делится некогда участник оркестра Якова Барбанеля, а теперь - руководитель городского духового оркестра - Анатолий Павлович Малышев:

- Когда я поступил в музыкальное училище в 1964 году, уже существовал джазовый оркестр под управлением Якова Барбанеля. У нас с ним разница в возрасте, наверное, лет 13...

Это был великолепный оркестр! Оркестр, в котором играли замечательные ребята.

У Якова было хорошее качество: он умел организовать людей, умел их за собой повести. Его идея и задача на тот момент - продвинуть джаз в нашем городе. И у него это получилось. Он являлся классным организатором, и оркестр был очень приличный!

Мне повезло: Яков взял меня в оркестр. Мы играли и были рады, счастливы, что занимаемся музыкой под управлением такого замечательного человека и профессионала.

Тогда оркестр представлял собой полноценный бэнд. Пять саксофонов. Пять труб. Три тромбона. Ритм группа — барабаны, контрабас, гитара. Полный состав. Причём, музыканты были очень приличные.

Молодые ребята получали колоссальный опыт в оркестре Барбанеля. Вот, например, Юрий Андреев — мой погодок, отличный саксофонист. Он пришёл совсем молодым, и занятия в оркестре дали ему очень много. Сейчас он уже является заслуженным артистом, великолепным музыкантом и, к моей радости, продолжает играть в нашем оркестре. Играет с тех лет и до сегодняшнего дня, это наследие того оркестра.

В те времена оркестр исполнял именно классический джаз. С аранжировками дела обстояли очень непросто. Сейчас можно в Интернете найти почти любую оркестровку, а тогда источников было мало. Брали, в основном, аранжировки саксофониста оркестра Ванштейна — Запольского. Это был известный оркестр, базировался в Ленинграде. Яков сам писал оркестровки, но не много. В основном, репертуар брали оттуда. Направляли человека, он ехал, просил, переписывал ноты. И вот таким путём доставались материалы. В результате игрался классический джаз. А ведь это просто удивительная музыка. Это же очень красивый джаз. И оркестр был весьма популярен…

Новгородцы относились к оркестру с большим уважением. С большим уважением! Оркестр играл с хорошими афишами - с фотографиями музыкантов, оркестр много ездил по области, людям нравилось.

У оркестра были певицы. Например, Людмила Маркарьян. Сейчас у неё другая фамилия, но у нашего поколения в памяти она так и осталась - Людмилой Маркарьян. Она была ведущей певицей, очень талантливый человек… Был даже танцевальный дуэт, которым исполнялись зажигательные танцы под аккомпанемент оркестра. Тогда это было здорово, это был хороший уровень, и люди с удовольствием приходили на выступления.

Каков был статус оркестра? Городской духовой оркестр, он выступал на всех важных общественных, политических мероприятиях. Это были и партийные конференции, и демонстрации, шествия. Но нужно ещё раз отметить, что имелся уклон в сторону джаза. Я, скажем, сейчас стараюсь, чтобы оркестр играл и классическую духовую музыку, и джаз. Яков же определённо тяготел к джазу. Это было нормально в тот период времени. На практике, оркестр выступал только в городе и области, но был очень известным. Я считаю, это достижение Якова Барбанеля.

Времена были специфические. Власти относились к тому, что городской оркестр исполнял джаз… - по-разному, откровенно говоря. Были моменты, когда поддерживали, были — когда осуждали. Знаете выражение: «кто играет джаз, тот Родину продаст»? Ну, было такое время... Однако Яков Иосифович проводил свою линию, несмотря ни на что. И молодец.

Яков был тромбонистом. Великолепным тромбонистом. Он был воспитанником военного оркестра ленинградского артиллеристского училища. Получил очень хорошую исполнительскую школу. А это очень важно. Он попал в оркестр, где, скорее всего, рядом находились замечательные профессионалы. И он прошёл эту школу. Затем закончил новгородское музыкальное училище. А впоследствии Яков играл вместе со своим оркестром, а также преподавал в том же музыкальном училище - вел класс тромбона.

Как руководитель коллектива он был очень требовательным. Умел добиваться своей цели. Профессионал и великолепный дирижер. Его требовательность и положительные качества вырастали в качество, в добротное звучание оркестра.

В коллективе были хорошие, рабочие взаимоотношения. Якова уважали. Молодёжь очень занималась, крепко занималась. Как вот и у меня сейчас молодёжь — она очень занимается, старается. У Якова присутствовало правильное сочетание: были «ветераны» и была молодёжь. Это очень значимый момент: когда в коллективе есть те и другие. Молодёжь пытается подтянуться до уровня этих замечательных, опытных «ветеранов», это хорошо.

Молодые люди в оркестре, вообще, многому учатся: и жизни, и отношению к своей работе, к дисциплине. И так далее. Существует масса таких аспектов, которые очень полезно влияют на развитие - как оркестра, так и каждого человека…

Яков был хорошим другом и человеком. Мы много общались. Помимо всего прочего, несмотря на свою строгость, Яков был потрясающим хохмачом! Юморист. Любил забавные истории и анекдоты. Видел людей. Умел дать четкое определение каждому, с юмором, но справедливо и интересно. Ложилось четко в десятку. Мы поражались, насколько он был точен в этом. Его до сих пор цитируют.

Мы с Яковом дружили - он заходил ко мне, и мы разговаривали. Он много повидал, хорошего и плохого. Судьба у него, вообще, была не простая. Особенно тяжело Яков переживал потерю, смерть супруги. Потом, я считаю, большое везение, что он встретил очень хорошего, приличного человека, прекрасную женщину: я о второй жене Якова — Галине Барбанель... Он был очень деятельным человеком, ответственно, глубоко ко всему относился. Очень глубоко. Возможно, поэтому так рано и ушёл — в 52 года...

Повторюсь, мы были друзьями. Вспоминаю о нем всегда с радостью. Например, как мы с ним хотели открыть в Новгороде духовую школу и тому подобное… Это был очень хороший человек.

Добрая память.

P.S.

Яков Иосифович Барбанель ушёл из жизни 2 июня 1990 года. Наверное, не будет преувеличением, если сказать, что это была трагедия для всего музыкального Новгорода. В текущем году исполнилось 25 лет со дня смерти. Но его до сих пор вспоминают с почтением и уважением, а его оркестр – с восторгом. В 2013 году с успехом прошёл большой концерт памяти, приуроченный к 75-летию Якова Иосифовича, объединивший на один вечер его родных, близких и поклонников творчества. За свой непродолжительный век он воспитал много первоклассных музыкантов, замечательных людей. Немало юношей и девушек выросли на его примере. Для них он являлся авторитетом - как профессионал, как руководитель и как человек. Яков Иосифович оставил светлую и добрую память в сердцах тех, кто его знал. Его наследие живо и продолжается до сих пор - в деятельности нашего замечательного городского оркестра. А ведь это так важно. Бесценный дар, сделанный им городу, продолжает приносить плоды и после смерти маэстро. Это редкое и волшебное явление – жизнь после жизни.

Благодарим за предоставленные информационные и фотографические материалы родных и близких Якова Иосифовича Барбанеля.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: