ГлавнаяСтатьиДмитрий Иванов: «Нужно рассказать правду о войне без лакировки и украшений»
Опубликовано 14.12.2017 в 16:30, статья, раздел Наследие, рубрика Да судимы будете
автор: Марина Чупракова
Показов: 559

Дмитрий Иванов: «Нужно рассказать правду о войне без лакировки и украшений»

Министерство культуры Российской Федерации, Правительство Новгородской области, Новгородский музей-заповедник при содействии Управления ФСБ России по Новгородской области, Прокуратуры Новгородской области и Российского Военно-исторического общества представляет проект «Да судимы будете».

 
Интернет-журнал «Область культуры» продолжает рассказывать вам о проекте «Да судимы будете». Мы начинаем серию интервью с участниками реконструкции суда над нацистскими военными преступниками 1947 года в Великом Новгороде. Это люди абсолютно разных профессий, разных взглядов на жизнь, у каждого из них — свой мотив участия в проекте «Да судимы будете»...
Дмитрий Иванов Великий Новгород
Следующий участник реконструкции, с которым мы вас знакомим — Дмитрий Иванов.

— Кто вы по профессии? Чем увлекаетесь?

— Имею несколько профессий. Первое образование медицинское, второе режиссёрское. Сейчас работаю журналистом. Пишу сказки, рассказы в жанре фэнтези, а так же бытовые истории. Увлекаюсь литературой, историей, туризмом, космосом.

— Почему вас заинтересовал проект «Да судимы будете»? Чем вам близка эта тема?

— Проект заинтересовал возможностью более глубокого изучения истории, погружения в эпоху. Я писатель, и для меня важно и интересно изучить разных людей, увидеть их поведение в экстремальных ситуациях. Важность проекта вижу в том, чтобы нынешней молодёжи и последующим поколениям рассказать правду о войне без лакировки и украшений. Хочу, чтобы современная молодёжь поняла, что война — это не торжественный марш за медалями, не конвейер по производству героев, а в первую очередь — это горе простых людей, их боль и их смерть. И надо приложить все усилия, чтобы такое не повторилось.
Если у Вас в жизни было горе, умножьте его на количество людей, живущих в стране. Если Вам когда-то было страшно и больно, умножьте этот страх и эту боль на то же количество. И тогда вы получите всего один день войны. Вот поэтому войн быть не должно.

Мой интерес к этому проекту основан ещё и на твёрдой убеждённости в том, что сама идея разделения людей на «лучших» и «худших» только лишь по национальному признаку — это идея ошибочная в своей основе. И этот судебный процесс, как и все остальные, от Нюрнберга до Новгорода, лучшее доказательство моей правоты.Дмитрий Иванов — участник реконструкции

— Кто тот человек, которого вы реконструируете, как бы вы его охарактеризовали?

— Человек, которого я реконструирую — Петер Доблер, лейтенант полевой жандармерии. Человек уже в возрасте, но имеющий невысокое офицерское звание. На передовую, где действительно опасно, он не рвётся. Предпочитает «работать» в тылу. Война для него и способ обогащения, и возможность почувствовать себя более значимым, унижая мирное население. В жизни он человек слабый, может быть потому и не достиг большего по службе. К тому же его поступки оправдывало высшее германское командование, избавляя его от угрызений совести. Победа Советского Союза была для Петера Доблера неожиданностью, потому он искренне напуган необходимостью ответа за свои злодеяния. 

Думаю, что одним из важнейших факторов, толкающих захватчиков на такие чудовищные преступления, был страх. Даже находясь в дали от фронта, но на захваченной советской территории, фашисты не чувствовали себя спокойно. Ведь партизаном мог быть не только небритый мужик из леса. Партизаном могла оказаться и красивая стройная девушка, и старушка, и даже ребёнок. Ужас сводил с ума тех, кто пришёл на нашу землю с войной.

На судебных процессах многие оккупанты признавались, что они так же боялись не выполнить приказы германского командования. Гитлеровская машина порабощения несла смерть не только завоёванным народам, но и тем немцам, кто осмеливался ослушаться приказов вышестоящего начальства. Эти приказы заставляли военнослужащих совершать бесчеловечные преступления, всё больше и больше погружаясь в бездну кровавого безумия. Но были и те немцы-антифашисты, кто отваживался бороться против гитлеровского режима, вступал в сопротивление. Они знали на что шли, и тем не менее вели эту борьбу, побеждая страх перед карательной системой Третьего Рейха. Одна из известнейших организаций сопротивления, куда входили и немцы-антифашисты «Красная Капелла», которой руководил  Харро Шуль­це-Бой­зен. Поэтому выбор у немцев был. И одни, не взирая на страх, выбрали честь и совесть, а другие, сломленные или одурманенные пропагандой, пошли преступным путём.Дмитрий Иванов - да судимы будете

— Как вы готовитесь к реконструкции? Что для вас самое сложное?

— Историю Отечественной войны я изучал давно. Требовала работа. Вспоминал рассказы обеих бабушек. Одна была в оккупации в Дрибине, другая была связной у партизан в Бобруйске. Ей было всего 16 лет, а она доставляла партизанам важнейшие сведения. Малейшая оплошность в этом деле привела бы к неминуемой и мучительной смерти. Бабушка мало рассказывала мне о тех событиях. Чаще она просто говорила: — Страшная она, та война. Не хочу её вспоминать. 

Знание немецкого языка, общение с немцами, живущими в Германии, просмотр фото- и видеохроники помогли мне понять ход мыслей реконструируемого персонажа.
Самое сложное было поставить себя на место офицера полевой жандармерии Третьего Рейха, побывать «в его шкуре». Ведь идеологически мы с Петером Доблером находимся по разную сторону фронта. Но, как реконструктор, я должен был понять мотивы его поступков. Подчеркну: не простить, а понять. Скажу честно, побывать «в шкуре» человека, убившего огромное количество беззащитных людей, было страшно и невероятно мерзко.

— Зачем современному человеку нужно знать о суде 1947 года?

— Зачем человеку память? Когда в детстве мы обжигаемся, прикоснувшись к горячей кастрюле, надо ли это помнить? Конечно надо. Иначе мы обожжёмся вновь. Точно так же и прошлые ошибки Человечества забывать нельзя. Иначе мы рискуем обжечься на них снова. 

Цивилизованная часть немцев воспринимает Вторую Мировую войну, как позорную и трагическую часть истории своей страны. Но в наше время во многих странах мира есть недальновидные люди, которые не помнят уроков истории. Они готовы опять вести свой народ путём расовой сегрегации, обрекая его на последующее раскаяние в своих злодеяниях против других народов. Вот почему современным людям нужно знать о суде 1947 года.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: