ГлавнаяСтатьиРассказ о том, как сын мельника стал другом короля. Часть 1
Опубликовано 12.12.2017 в 14:57, статья, раздел Искусство, рубрика Рассказы о музыке и музыкантах
автор: Наталья Серова
Показов: 791

Рассказ о том, как сын мельника стал другом короля. Часть 1

Заканчивается 2017 год, в котором было много интересных событий в области культуры как на Новгородской земле, в нашей стране, так и в мире. В концертных залах звучала музыка разных эпох, стран и стилей, отмечались юбилеи композиторов, чьё искусство преодолело законы времени, но трогает сердца людей XXI века и любимо ими! Завершая в этом году цикл статей о композиторах — юбилярах, не могу не рассказать вам, уважаемые читатели, о замечательном композиторе, музыка которого прекрасна как свежий воздух, но жизнь которого была полна, порой, противоречивыми событиями и поступками, и о которой существует много спорных суждений. Имя этого композитора — Жан Батист Люлли. Люлли

28 ноября 2017 года исполнилось 385 лет со дня рождения основоположника французской национальной оперы, вошедшего в её историю как создатель лирической трагедии, крупнейшего композитора Франции периода правления Людовика XIV, скрипача — одного из основоположников французской скрипичной школы, клавесиниста, дирижёра, основателя Королевской Академии музыки, музыкального педагога и прекрасного танцора Жана Батиста Люлли. В этом же году, но 22 марта, исполнилось 330 лет со дня его смерти. 

В своём творчестве Люлли обращался ко всем жанрам, существующим в его время. Его перу принадлежат 13 опер, музыка к балетам и театральным спектаклям, духовные произведения, инструментальная музыка различных жанров — сюита, дивертисмент, увертюра, трио. Однако, наиболее интенсивно творчество композитора развивалось в тех жанрах, которые были популярны и любимы при дворе Людовика XIV — «Короля-солнце». Это балет, опера и инструментальная музыка. 

Оперы Люлли, получившие название «лирические трагедии», возникли под влиянием классицистского театра XVII века — высокого искусства сильных страстей, трагических конфликтов и героизма во имя светлых идей, основанного на античной мифологии, древнегреческих трагедиях и средневековой рыцарской литературе. В своих операх композитор, желая отразить величие страстей и характеров героев, конфликт чувства и долга, использовал патетически приподнятую певучую декламацию, речитатив, который должен был подчеркнуть музыкальность стихотворного текста, и который часто завершался мелодичной и виртуозной арией. Монументальность опер поражала и восхищала слушателей. Как правило, они состояли из пяти актов с прологом, драматической кульминацией в конце третьего действия и заключительным апофеозом, провозглашающим главную этическую идею произведения. После всего изложенного выше, хочу заметить, что итальянец Люлли считал французский язык непригодным для пения и лишь в последние 15 лет своей жизни обратился к этому жанру, написав 13 восхитительных произведений.

 
Оркестр в операх Люлли не только выполнял роль сопровождения вокальных партий, но и изображал различные живописные картины, блистал необычными тембровыми красками, подчёркивающими сценические эффекты, которыми были богаты оперные и балетные спектакли. Один из первых, Люлли дополнил оркестр медными жуховыми инструментами и литаврами. Нередко в свои оперы композитор вводил комические эпизоды, корни которого были в народном театре, и напевы, близкие народным. Мелодии из опер Люлли распевались на городских улицах, не говоря уже о светских салонах, где его музыка была необычайно популярна и любима. Благодаря блеску постановки, эффектности балетных сцен, вводимых в оперное действо, достоинствам либретто и самой музыки, оперы Люлли пользовались большой славой во Франции и Европе и продержались на сцене около 100 лет, оказав влияние на дальнейшее развитие этого музыкального жанра. Певцы в операх Люлли впервые стали выступать без масок, женщины — танцевать в балете на публичной сцене. 

парадный портрет Людовика XIII. Художник Филипп де ШампаньКак правило, Люлли сам дирижировал своими операми и в этом деле не знал себе равных!

Справа: Парадный портрет Людовика XIII. Художник Филипп де Шампань

 Французский балет имел давние традиции и стал чрезвычайно популярным во времена Людовика XIII. Он с раннего детства обожал музыку — в возрасте трёх лет хорошо играл на лютне и клавесине, а став старше, виртуозно владел охотничьим рожком и с удовольствием пел соло и в хоре, а также сочинял музыку. Увлечение же его балетом было безмерным! Так, он танцевал в различных балетах как главные, так и второстепенные роли, а в «Балете Мадам» король станцевал роль Солнца — символа королевской власти. Его авторству принадлежит знаменитый Марлезонский балет, для которого Людовик XIII написал музыку, поставил танцы, придумал и нарисовал костюмы и сам исполнил несколько ролей.

Его сын Людовик XIV увлекался балетом не менее страстно. С 12 лет он стал принимать участие в придворных балетах, которые были особенно популярны в карнавальный период. В годы правления Людовика XIV балет был важнейшим жанром и излюбленным развлечением, нередко имеющим политический и государственный подтекст. Так, король танцевал партии Солнца, бога Аполлона и других античных богов, а его придворные изображали планеты, природные стихии, мифологических существ, подвластных Солнцу и богам. Балеты Жана Батиста Люлли, в которых танцевал как король, так и автор музыки, стали сенсацией и новым словом в этом жанре, т. к. композитор ввёл в хореографию па, ритмы и мелодии народных танцев. 

Как же сложилась жизнь и карьера божественного и боготворимого при жизни Жана Батиста Люлли — человека, наделённого от природы гибким умом, деловой хваткой и хитростью, жизнерадостностью и остроумием?

парадный портрет Людовика XIII. Художник Филипп де ШампаньРодился будущий композитор 28 ноября 1632 года в семье флорентийского мельника Лоренцо ди Мальдо ЛУлли (так звучала итальянская фамилия Жана Батиста) и его жены Катерины дель Серо. С детских лет Жан поражал окружающих своими способностями: он превосходно играл на скрипке и гитаре, получив несколько уроков у францисканского монаха. Обладая артистическим даром, он мог изобразить различных персонажей из популярных комических спектаклей-интермедий и восхитительно пел и танцевал. Талантливого 13-летнего Джованни Лулли заметил герцог де Гиз (портрет справа), который забрал его в марте 1646 года в Париж и назначил пажом на службу к племяннице Людовика XIII принцессе королевской крови Анне Марии Луизе Орлеанской герцогине де Монпансье (портрет ниже справа), которая разговаривала с ним на итальянском, изучая этот язык.  Именно она превратила итальянское имя Джованни во французское Жан, а фамилию Лулли заменила на Люлли. В 1653 году в борьбе против Людовика XIV терпит поражение заговор против короля — Фронда, в которой де Монпансье — кузина короля — принимала активное участие, за что была отправлена на 5 лет в ссылку в замок Сен-Фаржо. герцогиня де МонпансьеЛюлли, чтобы остаться в Париже, просит освободить его от должности пажа, берёт уроки музыки и пения и совершенствуется как скрипач-виртуоз. Спустя три месяца Жан Батист танцует при дворе в «Балете Ночи» Исаака де Бенсерада. Произведя благоприятное впечатление на короля, который бесконечно любил музыку и танцы, Люлли вскоре по приказу короля заменяет итальянца Ладзарини в должности композитора инструментальной музыки. Свою службу при дворе Люлли начал, сочиняя музыку к придворным балетам и танцуя в них вместе с Людовиком XIV и его свитой. Изначально он сочинял только инструментальное сопровождение балета, но скоро начинает присоединять к нему и вокальные номера, которые до середины XVIII века были такой же частью балета, как и танец. Кроме того, к балету «Альцидиана и Полександр» Люлли впервые сочинил новый тип увертюры, в которой были 3 части — медленная, быстрая и медленная. Такая увертюра стала называться «французской» в противовес «итальянской», в которой было тоже 3 части, но две крайние были быстрыми, а медленной была лишь середина. Среди произведений Люлли 1650-60-х годов — балеты Времени, Флоры, Ночи, Времён года и другие.

Сохранились эскизы костюмов «Балета ночи», в котором король исполнял три роли: Аполлона, Музыканта и Воина. 

Аполлон, музыкант и воин
Перечисленные балеты Люлли соответствуют традиции, чрезвычайно популярной при французском дворе в первой половине XVII века и восходящей к одному из первых французских балетов «Комическому балету королевы» 1581 года. В них танцевали как члены королевской семьи, так и простые танцоры и даже музыканты, играющие при этом на скрипках, кастаньетах и других инструментах. Балеты представляли собой последовательность песен, вокальных диалогов и собственно антре (выходов персонажей), объединённых общей драматургией или развернутой аллегорией (Ночь, Искусства, Удовольствия). 

Ниже — гравюра «Люлли в 50-е годы».

Продолжение следует. гравюра Люлли в 50-е годы

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: