ГлавнаяСтатьиЮрмальский трамвай в Старой Руссе
Опубликовано 4.10.2015 в 18:57, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал

Юрмальский трамвай в Старой Руссе

О том, что когда-то в небольшом курортном городе Старая Русса ходил настоящий трамвай, сегодня напоминают только старые фотографии, заметки в газетах и воспоминания старожилов. Но откуда он там взялся и как создавался? В этом году к 1000-летнему юбилею старорусской истории была выпущена книга рушанина Анатолия ВАСИЛЬКОВА «Ходил по городу трамвай». Автор несколько лет собирал информацию о довоенной истории Старой Руссы в различных областных и государственных архивах. Итогом стала исследовательская работа, которая воплотилась в полноценную книгу.

Сегодня мы публикуем отрывки из книги «Ходил по городу трамвай» с разрешения автора.

Ходил по городу трамвай (отрывки)

… Шла первая мировая война. В конце апреля 1915 года началось наступление немецких войск на Рижском направлении. К середине июля немцы овладели Либавой и подошли к Митаве, откуда был прямой путь на Ригу. Началась массовая эвакуация людей, промышленности на восток. В рамках большой программы по эвакуации всего ценного из Риги оборудование трамвайной линии юрмальского курорта Кемери – Яункемери и подвижной состав с Рижского взморья были эвакуированы в курортную Старую Руссу. Полная эвакуация подвижного состава с оборудованием трамвайной линии в другой город была редким явлением. В Российской империи это был, вероятно, единственный случай.

Подвижной состав состоял из 5-ти моторных вагонов "Феникс" и 4-х прицепных вагонов, построенных на Рижском вагоностроительном механическом заводе "Феникс" в 1912 году, двух открытых деревянных грузовых платформ, паровоза "Артур Коппель". Моторные вагоны были каждый весом около 9 тонн, на 20 мест для сидения и 14 мест для стояния. Паровоз "Артур Коппель" был построен немецким акционерным обществом "Артур Коппель" в 1911 году, заводской номер 4775. Мощность паровоза составляла 50 лошадиных сил.

Подвижной состав и оборудование были выгружены на железнодорожной станции Старая Русса-I. Подвижной состав был вывезен в деревню Гущино для хранения, а остальное оборудование осталось на товарной станции.

Война наложила тяжелый отпечаток на жизнь в Старой Руссе. Уходили на фронт воинские подразделения, дислоцирующиеся здесь. В город прибывали санитарные поезда с ранеными. Военный госпиталь заполнился очень скоро, второй госпиталь открыли в гостинице курорта. В городе, где до войны проживало около 20 тысяч жителей, уже скопилось свыше 65 тысяч, в том числе 10 тысяч беженцев и 35 тысяч военных. Возросло число отдыхающих на Старорусском курорте. В 1916 году он принял уже 7,5 тысяч человек. Остро стоял вопрос развития городского транспорта.

22 ноября 1916 года городской голова И. И. Ванюков направил обращение Новгородскому губернатору "О разрешении использовать трамвай, эвакуированный из Кемери". В обращении говорилось, что "Старорусское городское общественное Управление могло бы расширить существующую городскую электростанцию и оборудовать трамвайное сообщение между станцией Старая Русса, городом и минеральными водами с их дачным районом…"

Но события 1917 года не позволили рассмотреть этот вопрос. 2 марта 1917 года, когда царь Николай II отрекся от престола, и в Петрограде уже брало власть Временное правительство, в Старой Руссе еще только разворачивались события. Разбуженная толпа, руководимая и поддерживаемая солдатами, устанавливала "свой порядок в городе"...

В 1918 году вопрос о постройке электрического трамвая был вновь поднят Старорусским городским головою Михаилом Павловичем Глинкой. К этому времени упала доходность извозчичьего промысла, не хватало фуража для лошадей, резко уменьшилось число экипажей. Но население города увеличивалось, работали госпитали, возросло число отдыхающих на курорте. Необходимо было решать транспортный вопрос, а на товарной станции и в деревне Гущино с 1915 года хранились трамвайное оборудование и подвижной состав, эвакуированные из латвийского города Кемери. М. П. Глинка обратился в Петроградское акционерное общество "Сименс -Шуккерт" с просьбой о составлении проекта трамвайной линии…

19 июня 1918 года при электротехнической секции Совета Народного Хозяйства Северного района состоялось совещание по вопросу о проведении трамвая в городе Старая Русса. На совещании были подготовлены обоснования о необходимости строительства трамвая в курортном городе. Доктор Хохлов, представитель Комиссариата здравоохранения и социальной помощи, выступая на совещании, подчеркнул, "что никакие другие города не могут сравниться по государственному значению со Старою Руссой, единственным грязелечебным курортом в России. Наша обязанность указать в Комиссариате финансов как можно рельефнее о невозможности сравнивать Старую Руссу даже с Петербургом и Москвой. Мы должны сказать, что трамвай проводится не для жителей Старой Руссы, а для больных всей России."

Обоснования о необходимости строительства трамвая в курортном городе Старая Русса, подготовленные электротехнической секцией Совета Народного Хозяйства Северного района, возымели успех. Смета на постройку трамвая в нашем городе в сумме 1662346 руб. 90 коп. была утверждена в конце июля 1918 года. А 7 сентября Советом Народного Хозяйства Северного района был подписан договор с Русским Акционерным обществом "Сименс - Шуккерт" на техническое руководство и ведение дела в целом. Обществу устанавливалось вознаграждение в размере 20 % от сметы. Для того, чтобы удобно обслуживать город и курорт, проектируется, в первую очередь, прокладка линии от вокзала в восточную часть города, проведя её через центр и по главным улицам. Направление следующее: вокзал - Петроградская улица – Александровский мост – Корпус постоялых дворов – Мануфактурная линия – Крестецкая улица – Ильинская улица – до угла Ильинской и Пятницкой улиц, где расположен вход в парк курорта.

Решением Старорусского городского Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов было произведено отчуждение всей церковной земли, принадлежащей приходу Введенской церкви, вплоть до Плитнинской улицы, для строительства вагонного парка, мастерской и устройства рабочего поселка. Вагонный парк и мастерские предполагалось расположить на участке, находящемся на углу Конной площади и Введенской улицы…

Для производства работ по строительству электрического трамвая в городе Старая Русса была организована Строительная контора, куда Русским Акционерным обществом "Сименс - Шуккерт" были откомандированы инженер-производитель работ, инженер-строитель, техники и монтеры…

Несмотря на постоянную реорганизацию власти и переподчинение строительства трамвая, несвоевременное поступление или отсутствие бюджетных средств, строительные работы по устройству трамвая в городе продолжались…

К началу летнего сезона 1922 года был уложен рельсовый путь, поставлены столбы для воздушного рабочего провода, с частичной подвеской кронштейнов, велись работы в трамвайном парке. Но из-за тяжбы за управление городской электростанцией между Главэлектро и Коммунхозом пуск электрического трамвая задерживался… Было принято решение о пуске трамвая на паровой тяге, а вырученные деньги использовать на окончание строительства электрического трамвая. Трамвай был сдан в аренду частным предпринимателям. Арендная плата за пользование подвижным составом определялась в 60000 рублей знаками образца 1922 года.

Паровой трамвай выглядел необычно, при движении паровоз разбрасывал по сторонам искры. Трамвай состоял из паровоза и двух прицепных вагонов. Вадим Шефнер в книге «Имя для птицы» вспоминает: «В особенности восхищал меня паровой трамвай, который останавливался у входа в парк. Вагончик был чистенький, аккуратненький, и возил его небольшой локомотив, который казался многократно увеличенной игрушкой.» Движение трамвая производилось с 11 часов утра до 1-го часа ночи. Остальное время суток Управление постройки использовало для работ по прокладке воздушного провода. Рабочий поезд состоял из паровоза "Артур Коппель", к которому были прицеплены моторный вагон и платформа, оборудованная вышкой для подвески контактного провода…

С 11 июня 1923 года установили плату за проезд на трамвае от вокзала до парка 5 руб., а от рынка до парка – 3 руб. Паровоз с вагонами ходил из конца в конец 15 минут, а интервал движения в одну сторону составлял 40 минут. Трамвай в то лето работал ежедневно, кроме четверга – выходного дня рабочих трамвайного парка.

Из-за отсутствия финансовых средств с 1 октября 1923 года работа трамвая была приостановлена, а обслуживающий персонал уволен. Весной 1924 года работники трамвайного парка взялись за восстановление своего хозяйства. При ремонте подвижного состава, пути, контактной сети, завершении строительных работ тон задавали кадровые производственники, мастера своего дела. Активно включились в эту работу и работники местной электростанции под руководством управляющего Старорусской электростанции Рудольфа Федоровича Бартца. У них было нестерпимое желание как можно скорее открыть в городе электрическое трамвайное движение. Этого ждали от них и рушане.

6 июля 1924 года в 10 часов утра состоялось заседание межведомственной комиссии. На заседании обсуждался вопрос о возможности пуска в Старой Руссе электрического трамвая. После активных обсуждений члены комиссии постановили: «Открыть 6 июля 1924 года трамвайное движение в 14 часов.» Из трамвайного парка вышел празднично украшенный электрический трамвай в составе моторного вагона № 3 с прицепным вагоном. На транспаранте на трамвае в верхнем углу слева «серп и молот», а далее написано: «Группою сознательных рабочих Электростанции достроен Старорусский трамвай. Это лишний раз говорит за то, что может сделать сознательный рабочий член профсоюза и только ударным трудом мы поднимем хозяйство нашей страны и электрифицируем СССР. Да здравствует Профинтерн!!! Да здравствует союз металлистов!!!»

На улице К. Либкнехта (ныне Санкт-Петербургской), Александровском (ныне Живом) мосту, Советской (ныне Ленина) улице стояли толпы людей. Особенно много народу собралось на площади Революции, где должна была состояться официальная церемония открытия электрического трамвая. Вслед за трамваем № 3 к площади подошли ещё два трамвая № 1 и № 2 без прицепных вагонов. После небольшого митинга в честь открытия электрического трамвая в Старой Руссе в вагоны сели гости и первые пассажиры. Многие толпились возле передней площадки, чтобы посмотреть работу вагоновожатого. Он подошел к контроллеру, несколько раз позвонил, повернул тяжелую ручку, и трамвай под одобрительные возгласы и аплодисменты тронулся. И по мере того, как вагоновожатый поворачивал ручку, трамвай то убыстрял, то замедлял свой бег. Пассажиры в трамвае и зеваки на тротуарах не переставали удивляться. Трамвай легко обгонял экипажи извозчиков. Вот и конечная остановка – курорт. Горожане и отдыхающие на курорте с восторгом встретили новый вид городского транспорта. Люди спешили проехаться на трамвае. Его пуск явился для рушан настоящим праздником.

О важности трамвая в те годы свидетельствует фраза, сказанная "всесоюзным старостой" М. И. Калининым: "Если в городе работает трамвай, значит, в городе действует Советская власть."

Ходил трамвай неторопливо, оглушенно трезвоня на перекрестках, отдыхая на разъездах, ожидая встречного. Перевозка пассажиров осуществлялась тремя моторными вагонами, каждый из которых обслуживался вагоновожатым и кондуктором. Первыми вагоновожатыми были Нестор Родионов и Евгений Степанов. Трамвай совершал "челночные" рейсы и управлялся с двух площадок. После выезда из трамвайного парка он шел к железнодорожному переезду на улице Карла Либкнехта. Вагоновожатый, доведя вагон до конечного разъезда "Вокзал", переходил на противоположный конец вагона, и трамвай двигался в обратный путь. То же происходило и на конечном разъезде "Курорт". Трамвай был сквозным: пассажиры входили и выходили в двери, устроенные с двух сторон.

Построенный электрический трамвай быстро завоевал уважение и любовь населения. Он ходил по одному маршруту "Вокзал - Курорт", разделенному на три тарифных участка, и "плата за тарифный участок по 5 копеек"…

Многие из приезжающих в Старую Руссу удивлялись наличию трамвая в таком маленьком провинциальном городке. В 20-е годы он существовал далеко не в каждом крупном городе. Работа трамвая регламентировалась правилами, утверждёнными Старорусским городским советом. "Трамвай работал с 9 часов утра до 1 часа ночи. Интервал движения трамвая составлял 7-8 минут. Один моторный вагон в час делал 4 поездки"…

Для проезда в трамвае не допускались пьяные, лица, неопрятно одетые, и производящие беспорядок. Запрещалось в вагонах трамвая курить и провозить собак, останавливать трамвай на перекрёстках, стрелках и закруглениях. Пассажиры не должны были касаться механизма, приводящего в движение моторы, тормоза, сигналы и контроллер. Если пассажир причинял вагону какой-либо ущерб, то он должен был немедленно уплатить за это по специальной таблице стоимости. В случае отказа пассажира подчиниться установленным правилам добровольно, кондуктор должен был обращаться за содействием к сотруднику милиции.

Для вагоновожатых была издана специальная инструкция, которую каждый водитель имел при себе. В ней были изложены основные обязанности вагоновожатого, его действия во время работы и его ответственность. Вагоновожатый должен иметь скромное и приличное обращение, не позволять себе небрежных поз, он должен быть чисто и опрятно одетым и совершенно трезвым.

Летом 1928 года праздновалось 100-летие курорта. В торжественных мероприятиях принимал участие народный комиссар здравоохранения Н. А. Семашко и тогда курорту был подарен автобус. Однако общественным транспортом в городе оставался трамвай.

В 1939 году на улицах города появился новый общественный транспорт – автобус. Сведения о работе трамвая в 1939, 1940 и 1941 годах в архивных документах не обнаружены. Однако старожилы вспоминают, что в начале июля 1941, когда шла спешная эвакуация, трамвай еще делал рейсы по улицам города. В. В. Козлов из Казахстана вспоминает, "что до войны его мама водила трамвайный вагончик, ходивший от курорта до вокзала. …

В один из первых дней войны, когда Володя подъезжал на мамином трамвае к вокзалу, над городом появились пять фашистских истребителей-стервятников". О том, что трамвай ходил в городе в 1939-1941 годах, вспоминали старожилы А. М. Филиппова, Н. В. Карелина, Н. Н. Каниболоцкая, А. П. Никулина и многие другие.

В годы фашистской оккупации трамвай в городе не эксплуатировался, был разукомплектован и прекратил свое существование. А. П. Никулина в 1989 году вспоминала: "Во время войны трамвай (вагоны, паровоз и другое оборудование) распилили автогеном и увезли, увезли также много железных столбов для электропровода и рельсы ". Старорусский трамвай остался только в памяти старожилов.

Фото из книги А. Василькова «Ходил по городу трамвай».

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: