ГлавнаяСтатьиГригорий Григорьевич Данилович - педагог и военный деятель
История военного образования в России
Опубликовано 30.11.2017 в 09:15, статья, раздел Наследие
автор: ОК-журнал (Алексей Дмитриев)
Показов: 201

Григорий Григорьевич Данилович - педагог и военный деятель

Григорий Григорьевич Данилович — генерал-адъютант, генерал от инфантерии, кавалер многих высших наград Российской Империи, один из видных деятелей эпохи реформ, основоположник реформирования системы военного образования России во второй половине девятнадцатого века.

Григорий Григорьевич Данилович родился 17 ноября 1825 года в родовом имении: селе Степановка Сосницкого уезда Черниговской гу¬берниии. В 7 лет он был определен на учебу в Александровский ка-детский корпус, а в 10 лет поступил в первый кадетский корпус, откуда через год был назначен в Полоцкий кадетский корпус. В 1841 году он был выпущен в Дворянский полк при втором кадетском корпусе, где как и в предыдущих учебных заведениях учился прекрасно и имел звание фельдфебеля. Григорий Григорьевич Данилович - педагог и военный деятель Закончив обучение в августе 1843 года он был произведен в прапорщики и направлен в Лейб-Гвардии Литовский полк с прикомандированием к артиллерийскому училищу для прохождения курса высших наук. В июне 1845 года он заканчивает «офицерские классы» этого училища (в будущем Михайловская артиллерийская академия) и в октябре 1845 года прикомандировывается к родному ему Дворянскому полку на должность репетитора артиллерии. В марте 1848 году он утверждается в должности учителя третьего рода по артиллерии, а в апреле производится в поручики. В это же время он заинтере-совывается психологией, философией и этикой, посвящая их изучению все свое свободное время и подтверждая свои теоретические выводы и заключения практическими наблюдениями над своими учениками.

Старания молодого педагога вскоре были замечены в штабе военно-учебных заведений и в 1849 году штабс-капитан Г. Г. Данилович прикомандировывается ко второму кадетскому корпусу на должность помощника инспектора классов. В 1850 году он назначается членом Учебного Комитета штаба военно-учебных заведений, а в 1854 году становится инспектором классов второго кадетского корпуса, где во всей полноте проявляется его педагогический талант. С 1857 года он принимает активное участие в работе особой комиссии по реорганизации военно-учебных заведений, для чего специально откомандировывается на 4 месяца за границу с целью ознакомления с учебными заведениями в Германии и Бельгии.Григорий Григорьевич Данилович - педагог и военный деятель
В 1862 году создается особый комитет из представителей Военного Министерства, военно-учебного ведомства и Министерства Народного Просвещения для проведения необходимых мер по переустройству военно-учебных заведений. В состав этого комитетета вошел и полковник Г. Г. Данилович, куда он представил свою особую записку с анализом главных причин неуспеваемости воспитанников кадетских корпусов и проектом их реорганизации. Он являлся одним из активнейших участников реформирования военно-учебных заведений России, проведенного во второй половине ХIХ века. К этому времени педагогические дарования Г. Г. Даниловича развились настолько, что в июле 1863 года его назначают директором второго кадетского корпуса, который первым должен был вступить на путь преобразований с пере¬именованием его во вторую военную гимназию.

С чувством высокой ответственности приступил Григорий Григорьевич к своей деятельности по переустройству второй военной гимназии в общеобразовательное заведение военного ведомства. Именно здесь проявились его огромный ум, всесторонняя образованность и редкая энергия. Обладая поразительной способностью определять внутреннее достоинство людей и этим подтверждая, что он был психолог не только в теории, но и в жизни, Г. Г. Данилович привлек во вторую военную гимназию целую плеяду даровитых личностей России того времени. Григорий Григорьевич Данилович - педагог и военный деятельСреди них воспитатели: М. С. Лалаев, П. А. Алексеев, А. Н. Острогорский, А. Н. Макаров, И. И. Борткевич,
К. П. Слепнев, Ф. М. Самоцвет; преподавтели: Н. А. Астафьев, В. А. Евтушевский, А. О. Пуликовский, Н. Ф. Рашевский, Д. Д. Семенов, К. К. Сент-Илер и многие другие. Всех этих людей отличала большая преданность новому делу, полная вера в его успех и энергичная деятельность по его претворению в жизнь.
Подобрав сотрудников, Г. Г. Данилович приступил к постановке учебно-воспитательного дела в гимназии в соответсвии с требованиями педагогики того времени. Его широкая начитанность и тщательное ознакомление с положением школьного дела в России и за рубежом, — помогли ему с честью справиться с этой труднейшей задачей. Им были разработаны «Руководящие указания» воспитателям и учителям, составляющие четыре объемистых тетради, написанных им собственноручно. Многие из этих указаний вошли в «Инструкцию по воспитательной части для военных гимназий» и ряд других руководящих документов, регламентирующих работу воспитателей и преподавателей военных гимназий. Он сумел заставить каждого из преподавателей и воспитателей проникнуть в глубину этих «Указаний» и осознать, что без взаимных, согласованных действий всех, дело на лад не пойдет. В гимназии им была создана та педагогическая атмосфера, которой так гордились впоследствии все военные гимназии и которая всех участников этого большого реформаторского дела заставляла работать не за страх, а за совесть.Григорий Григорьевич Данилович - педагог и военный деятель
Сам Григорий Григорьевич входил в непосредственные отношения с каждым воспитателем и потому хорошо знал их силы и возможности и мог лучше влиять на них. И воспитатели лучше знали и понимали своего директора, выполняли все его требования, которые всегда были глубоко продуманными и резонными, так что не согласиться с
ними было нельзя. Позже один из его подчиненных, воспитатель П. А. Алексеев писал, что Даниловичем был создан самостоятельный тип пелагога-воспитателя, «...такого воспитателя, который из заведений, осужденных обществом, литературой, педагогикой, которых боялись, сделал заведения любимые, и куда родители, даже богатые, высокостоящие, охотно отдавали своих детей, говоря, что там воспитывают, смотрят за ними, любовно к детям относятся».Григорий Григорьевич Данилович - педагог и военный деятель
Г. Г. Данилович был педагог редкой чуткости, ученики его боялись, но любили. Воспитательский и преподавательский состав уважал его, строго выполнял все его требования, всегда мягко изложенные и сказанные кратко, без повышения голоса. Его никогда никто не помнил сердитым. На заседаниях педагогического комитета гимназии, которыми он руководил, давая всем высказаться, он заключал все выступления своим глубоко продуманным мнением, с которым соглашались большинство воспитатетлей и преподавателей.

Кроме того Г. Г. Данилович одновременно возглавлял и педагогические курсы при второй военной гимназии. Главной целью этих курсов он ставил: выработать из молодых людей не рутинеров, не учите-лей-чиновников или ремесленников, а учителей-педагогов, искренне любящих свое дело и беззаветно преданных ему. Принципы, организационные формы работы педагогических курсов и программа подготовки учителей были разработаны под его личным руководством. Для обсуждения всех вопросов, связанных с подготовкой учителей, в гимназии под председательством Г. Г. Даниловича была образована педагогическая конференция, периодически собиравшаяся на свои заседания и работавшая на постоянной основе.Григорий Григорьевич Данилович - педагог и военный деятель
В своей многосторонней педагогической деятельности Григорий Григорьевич поражал всех изумительной аккуратностью и добросовестнейшим исполнением возложенных на него обязанностей. Он был точен как часы: первым приходил в гимназию, последним уходил, ни¬когда никуда не опаздывал и не заставлял себя ждать. Он постоянно работал над своим самосовершенствованием: изучал новейшие труды по психологии и педагогике и не только российских ученых, но и иностранных, так как в совершенстве владел немецким и французским языками. А уже будучи директором гимназии, самостоятельно изучил английский язык настолько, что читал сочинения английских психологов и философов в подлиннике.

Весной 1877 года генерал-майору Г. Г. Даниловичу было поручено воспитание цесаревича — наследника Российского престола, будущего Императора Николая-II. В это же время он назначается членом Главного Военно-Учебного Комитета России с отчислением от должности директора второй военной гимназии. А в 1881 году, уже будучи генерал-адъютантом, он зачисляется в свиту Императора России Александра-III. В 1892 году он производится в генералы от инфантерии. В 1893 году за долгосрочную педагогическую деятельность и в связи с 50-летием его службы в офицерских чинах, Г. Г. Данилович был награжден орденом Святого Александра Невского с бриллиантами.Григорий Григорьевич Данилович - педагог и военный деятель
К сожалению в 1893 года Г. Г. Данилович почти потерял зрение, вследствие нескольких неудачных операций, а к концу жизни совершенно ослеп. Однако эти удары судьбы он переносил стойко, продолжая работать над своим самосовершенствованием, так как стремление к самообразованию не покидало его до конца жизни. В его небольшой квартире в Аничковом дворце, где он проживал с 1877 года, было всегда людно, там бывали И. А. Гончаров, Ф. М. Достоевский, М. И. Драгомиров, К. П. Победоносцев, Н. Н. Бекетов и другие известные люди
России. В период русско-японской войны он отслеживал весь ход ведения боевых действий по карте, зная ее почти наизусть. До конца дней своих Г. Г. Данилович так и не завел своей семьи и самым близким ему человеком был его племянник полковник Г. А. Данилович, который вел его личные дела и частную переписку.

Умер Григорий Григорьевич вечером 20 апреля 1906 года в своей квартире на 82 году жизни в неделю пасхи и был похоронен в родном селе Степановка рядом с могилами своих отца и матери. После смерти он оставил завещание, где часть своих денег отписал не только родным, но и просветительным, и педагогическим учреждениям. В том числе 2000 рублей, деньги по тому времени немалые, второму кадетскому корпусу, на пополнение библиотеки и музея корпуса.Григорий Григорьевич Данилович - педагог и военный деятель
Всю свою сознательную жизнь Г. Г. Данилович посвятил воспитанию молодых людей. Это дело было главным в его жизни, самую лучшую и плодотворную часть которой он проработал во второй военной гимназии. В этой гимназии под его непосредственным руководством была достигнута главная цель воспитания: ее питомцам были привиты нравственная чистота, чувство высокого патриотизма отличные знания, умения, физическая сила и здоровье.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: