ГлавнаяСтатьи Павел Санаев рассказал новгородцам о прошлом, будущем и самом важном
Опубликовано 24.11.2017 в 18:10, статья, раздел Искусство
автор: (Алёна Штрейс)
Показов: 130

Павел Санаев рассказал новгородцам о прошлом, будущем и самом важном

23 ноября в культурном центре «Диалог» прошла творческая встреча новгородцев с российским писателем Павлом Санаевым. Герой вечера — автор нашумевшей книги «Похороните меня за плинтусом» и не менее популярного произведения «Хроники Раздолбая», помимо этого он еще успевает писать сценарии и сидеть в режиссерском кресле. К многогранному и талантливому человеку у зрителей набралось немало вопросов, на которые ответил он в определенном порядке.Pavel Sanaev v Velikom Novgorode (20)_868x651.jpg

Вечер начался с аплодисментов при появлении Павла Санаева, его приветствия и признания: зрителей пришло больше, чем он ожидал. Что ж это порадовало, хотя зал был пуст больше чем наполовину. Но это нисколько не испортило встречу, а сделало ее более личной. С присущей режиссеру точностью Санаев задал формат встрече: «Сначала я прочитаю несколько фрагментов неопубликованной книги, а потом отвечу на вопросы». Возражающих не нашлось. Но перед погружением в отрывки произведения, Павел Владимирович позволил себе отступление, в котором рассказал, что до определенного случая не видел смысла в таких встречах и отказывался от них. Но однажды все изменилось, ему понравилась встреча в таком формате, и теперь он здесь, для того, чтобы донести определенный посыл публике. Кроме того, он любезно поинтересовался, какие его произведения читали новгородцы, чтобы знать, что пояснить и, что наоборот, не рассказывать. Как и ожидалось, «Похороните меня за плинтусом» читал весь зал, а вот первую часть «Хроник Раздолбая» только половина. Но это не испугало автора и начал он с того, как он пришел к писательству.

«Мои первые рассказы были написаны еще в школе. Для чего я это делал? Меня родители, особенно отчим, пилил за то, что я лоботряс, ничего не делаю, гуляю с друзьями и слушаю хеви-меттал. И случайно я написал какой-то рассказ, отчим прочитал и ему очень понравилось, он меня перехвалил тогда, сказал: «Как здорово! Молодец!». И я думаю: «О, значит можно что-то написать, потом гулять и слушать хеви-меттал. И потом месяц еще ко мне никто не придерется».

На этом пусть к перу Павла не закончился, потом был ВГИК и постепенное осознание писательского труда. Мотивацией к написанию книги стала ценность материала, которым обладал Санаев. Он искренне считал, что будет преступлением с этим материалом что-то не сделать. В течение двух лет книга «Похороните меня за плинтусом» была написана. Но ничего не произошло, ровно до того момента, пока она не была напечатана в журнале «Октябрь». A звездным часом для нее стал 2007 год, как говорит сам  автор: «Книга попала в нерв. И все в интернете стали писать „у меня было то же самое“, „мне это помогло простить родителей“. И потом я осознал, что я написал. Я написал работу психотерапии с прошлым».

В ходе своего рассказа писатель рассказал и то, чем отличается его дебютная книга от «Хроник Разбойника». «Похороните меня за плинтусом» — книга, устремленная в прошлое, «Хроники Разбойника» же про будущее, потому что неизменно появится новый излом в истории, похожий на 91 год. Про свое второе произведение Санаев говорит детально, пытается все объяснить и обычно рассказывает сюжет следующим образом.Pavel Sanaev v Velikom Novgorode (12)_868x651.jpg

— Было два водоема: пресной и соленой воды, и они были разделены платиной. В одной части водоема, где была соленая вода, жили морские рыбы: акулы, барракуды. A в пресной жили лещи, плотва. И когда платина разрушилась, вода смешалась, она вся стала соленая. И те рыбы, которые привыкли к пресной воде просто стали погибать, в то время как барракуды плодились. И вот главный герой понимает, что он не барракуда, никак, вот совсем. Его дело где-то там рачком ползать на дне. Но герой не хочет с этим мириться. И этот роман, в первую очередь, про то, как найти точку опоры в ситуации полной потерянности. У героя есть свое дело, и он должен на этом деле сосредоточиться, добиться максимума, не взирая на то, что происходит вокруг. И тогда вот этот рачок найдет способ мутировать в какую-то другую рыбу. И таким образом отрастить плавники».

После столь метафоричного и драгоценного самому автору пояснения, Санаев начал зачитывать отрывки второй книги вслух. Отрывки были разными, но пронизаны красной нитью, которая не давала потеряться в эпизодах. Перед прочтением очередного фрагмента писатель признался, что именно этот эпизод полностью документален, там не придумано ни одного слова. Диалог, который в отрывке преобразовался в монолог, был записан в 99 году, и только сейчас дождался своего часа. Этот факт оживил зрителей, и слушать они стали внимательнее, некоторые даже покинули поля своих смартфонов.

Далее программа минимум была выполнена, и настала очередь вопросов. Они были самого разного характера. На вопрос со скольки лет можно читать его книги (рейтинг книг Санаева +18), он отвечал, что «Плинтус» с 12-13, а «Раздолбая» с лет 15. A картина Тройка, которую должен написать Раздобай, — это своего рода «Похороните меня за плинтусом» Санаева, это то дело, которое вырастит из него плавники. Помимо этого, Павел не отрицал и возможную экранизацию «Раздолбая». По его словам, это был бы сериал серий на 12-16, но признал что дело это дорогое (нужно танки привезти, Нью-Йорк). Вопросы перемешивались и говорили, то о «Плинтусе», то о «Хрониках», но кое-что эти книги объединяло. Учительница литературы выразила благодарность автору за его дебютную книгу и поделилась тем, что прочтение помогло ей взаимодействовать с учениками. Через некоторое время Павла снова поблагодарили за книгу, но уже «Раздолбая», мама, прочитавшая ее, призналась, что стала лучше понимать сына. Не обошли и тему фильма «Похороните меня за плинтусом».Pavel Sanaev v Velikom Novgorode (19)_868x651.jpg

— Режиссер снимал что-то свое. Бабушка в книге и спектаклях — это человек, который мучается и мучает других, бабушка в фильме — человек, который только мучает других.

Тогда из зала зазвучал закономерный вопрос: «А почему зрителям нравится фильм?»

— Я могу ответить строчками из Шнура. «Любит наш народ всякое.....».

Один из интересных ответов был на вопрос, какое же место литература занимает в его жизни? По аналогии с известным высказыванием Чехова: «Медицина — моя законная жена, а литература — любовница».

— Если говорить про литературу, то я не побоюсь высокопарных слов и скажу, что это — миссия. Потому что, если бы я не считал, что эта книга очень нужна и, что мне есть в ней что сказать устами героев, я бы ее не писал. Потому что кино мне нравится заниматься больше и удовольствия это доставляет гораздо больше. Я с удовольствием занимался бы кино, ни о каких книгах не помышляя, но поскольку я чувствую, что это очень важно сказать и написать. Когда это невозможно не делать... то в этом случае кино — это любимая жена, а литература — долг. Вот я оставляю свою любимую жену, ради того, чтобы отправиться в долгую экспедицию... вот так.

После такого ответа зал разразился единодушными аплодисментами и снова наполнился вопросами, писателя не хотели отпускать, но тут вмешался водитель. Точнее его звонок, где он поинтересовался, долго ли ждать гостя. Вселенная тонко намекнула всем, что пора бы отпустить Павла Санаева и пойти домой, часы уже показывали десять часов вечера. Павел Владимирович ответил на последний вопрос и объявил о том, что сейчас можно подписать книги. Конечно, новгородцы не упустили шанс, доставая книги, блокноты, билеты и фотоаппараты, чтобы запечатлеть эту встречу.Pavel Sanaev v Velikom Novgorode (24)_868x651.jpg

Фото: Надежда Васильева — Дом творческой фотографии «МЫ».

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: