ГлавнаяСтатьиНотословие 2: Откуда ноты растут
Опубликовано 11.08.2015 в 11:57, статья, раздел Искусство, рубрика Записки музыканта
автор: Жан Помор
Показов: 884

Нотословие 2: Откуда ноты растут

«Как необходимо было каждое мгновение быть вместе! Не терять ни минуты! Чтоб не уходила никуда сила, обретённая в звуках! Чтоб каждое мгновение видеть знакомые лица! Чтоб глаза в глаза! Чтоб не пропустить ни мысли! И как от всего этого было робко и сладостно...»

Это выдержка из воспоминаний участника группы «Аквариум» Дюши Романова о начале 70-х, о музыке, поэзии и творческом общении в Санкт-Петербурге (книга Ильи Стогова «Бронзовый Рок. Рождение русского рока», раздел 2 «Аквариум как способ ухода за теннисным кортом»).

Введение.

Прочитав это, я вспомнил о том, что было лет двадцать назад в Новгороде. Мне тогда стукнуло 13. Всё свободное время летом я проводил с двоюродными братьями Русланом и Денисом. Во дворе нас звали - три медведя. Руслан был существенно старше и вращался в кругах институтской творческой интеллигенции. Тогда было трудно представить, что он станет профессиональным спортсменом: стены были завешаны плакатами групп The CURE, Depeche Mode, Therapy?, КИНО, Алиса, НАУ, ДДТ, Аквариум, Аукцион и т. д.; все полки были заставлены раритетными нынче «пластами» (пластинками) и аудиокассетами. Тут можно было послушать всё - от песен Талькова до концертных инструменталов группы Metallica. У старшего брата был (и есть) талант рассказчика, он много читал и общался с ребятами из новгородской музыкальной тусовки. Всеми открытиями и новостями он делился с братьями. Мы с Денисом слушали старшего, развесив уши. Это было удивительно интересно. Естественно, подсели на рок. Ждали новых пластинок, записей, книжек, обсуждали то, что слышали: не только музыку, но, в основном, тексты советских рокеров — от Башлачёва до Григоряна («Крематорий»), от Шевчука до Васильева (СПЛИН). В кино мы шли с «КИНО», на пикник — с «ПИКНИКОМ», вместо телевизора - «ТЕЛЕВИЗОР».

Потом рока стало мало — джаз, блюз, фанк, классика, авторская песня, электроника. В конце концов, с подачи Дениса я взялся за гитару. Познакомился с такими же как я ребятами из других школ города. Со временем сложилась своя тусовка и несколько музыкальных групп. Вы не поверите, сколько было поразительно одарённых поэтов, текстовиков, песенников, инструменталистов. Жаль, что большинство из них блистали недолго: в ком-то творческое начало заглушила «взрослая» жизнь, в ком-то - лень, интернет, компьютерные игры, приложения, в ком-то — работа за приличные деньги, в ком-то алкоголь или другие наркотики... Но сути это не меняет. Тогда общение и дела были особенными, приносящими удовольствие, активность - неописуемо высокой, мышление — разносторонним, отвлечённым, фантазия – богатой, умы — пытливыми, а жизнь — полной и радостной. Это не передать словами. Все стремились что-то сочинить, что-то написать, записать, что-то соорудить и делиться этим с друзьями. Возможностей не было почти никаких, но желание являлось столь огромным и неостановимым, что всегда что-то изобретали, придумывали, добивались своего. Сейчас уже и представить трудно, что когда-то я собрал свой первый гитарный комбик из товаров магазина «радиодетали» и сломанной колонки от древнего проигрывателя «ВЕГА». На первую электрогитару я, будучи школьником, копил и зарабатывал год. На эти деньги можно было приобрести модную по тем временам игровую приставку, но она мне была ни к чему: ведь с её помощью нельзя творить...

Один мой знакомый гимназист поехал в Америку по какой-то образовательной программе, связанной с изучением иностранных языков, и привёз оттуда гитару «Фендер» и «тяжёлую» примочку. Оказалось, что парень зашёл в «забугорный» магазин и попросил разрешения попробовать поиграть на гитаре (настоящей профессиональной «электрухе»(!), а не на инструменте, изготовленном на мебельной фабрике «Дубок», с присобаченным вручную звукоснимателем, не на «музиме» или «урале» (!)). Своим искусством он сразил продавцов наповал (ничего странного: в свои 13 лет он играл весь репертуар группы Metallica, включая сольные партии Кирка Хеммета). Когда директор магазина узнал, что этот парнишка из России, он сделал ему гигантскую скидку на гитару и подарил педаль перегруза в придачу. Земляк приехал обратно без копейки в кармане (без стипендии), зато с легендарным инструментом и заморской примочкой.

Наши текстовики рвали литературные олимпиады одну за другой, музыканты — добивались успеха в классике и ансамблях народных инструментов. Мы проводили квартирники, играли в парках, ходили друг к другу на концерты, общались с перерывом только на сон (и это при полном отсутствии мобильных устройств). Было много событий, разговоров, идей, информации... А что теперь?

Появилось неограниченное количество возможностей. Однако публика «объелась» Интернетом, теперь не так ценятся не только живые музыка, поэзия, мысли, но и, собственно, живые люди. Концерты происходят в больших залах при громком звуке либо в кабаках перед жующими и пьющими товарищами, которым подавай «кавера», «движуху», «и я так умею, а мурку можешь...». В первом случае обстоятельно беседовать не очень удобно, во втором — грустно. Представление современного большинства о культуре и её назначении смутное, часто материал на мероприятиях — откровенно фиговый: слушать нечего, думать не о чем. Ничего не поделаешь — пассивная массовщина и бытовой ширпотреб всегда берёт своё. Просто выбор за тобой: плыть по течению или выйти на сушу и подняться на следующую ступень эволюции.

Мне жаль сегодняшних людей, которые запутываются в социальных сетях, прозябают в бесполезных компьютерных играх, приложениях телефонов, низкопробных телепередачах, сериалах, проводят время в пивных, в «полезных» разговорах о пьянках, айфонах, политике, быте и т. д. То есть в творческом и душевном одиночестве, а иногда диагноз ещё печальнее — интеллектуальная кома, паралич мечты и фантазии, ленивое плоскоумие. Не говорю, что мобильник, компьютер, интернет и т. п. сами по себе — зло, просто нужно помнить, что слишком много чего угодно обращается в яд. Печально смотреть на людей, которые делают дуракаваляние сначала основным видом досуга, а потом и единственным... Но вернёмся к теме.

В нашем городе более 100 человек — примечательных творческих единиц (известных мне). Но они пишут, играют, сочиняют, рисуют, фотографирую, танцуют и т. д. в маленьких группах или в одиночку. Беседуя с ними по отдельности, я обнаружил, что каждый индивидуален и интересен, а также, что у всех есть масса схожего и потребность в общении, в новых мыслях и мнениях. Вот тут-то и пришла в голову идея сделать что-то вроде старых добрых квартирников, только обеспеченных технически. В помещениях, которые позволяли бы собирать вместе 20 и более человек, дающие право на нужной громкости долго музицировать и излагать мысли в микрофон. Появилось желание объединить самых разных людей искусства и просто тех, кому интересно, дать толчок развитию творческой жизни и общению. Я поделился своими соображениями с близкими мне людьми, и они поддержали меня в решимости что-то сделать.

Спустя год арт-проект KVADRAD приобрёл необходимую аппаратуру. Посчастливилось познакомиться с прекрасными, заинтересованными в развитии творческой жизни города людьми и организациями, которые предложили нам кров: речь о библиотечном центре «Читай-Город» и новгородском центре современного искусства (НЦСИ в КЦ «Диалог»). С декабря 2014 года по март 2015 года был организован пробный цикл мероприятий под названием «Сезон тёплых зим», в рамках которого в интерактивных встречах приняли участие музыканты и поэты из Новгорода и Санкт-Петербурга. В связи с тем, что всё прошло относительно удачно, было принято решение продолжить. Именно тогда Светланой Авдеевой (KVADRAD) и мной было придумано название для цикла регулярных музыкально-литературных встреч - «НОТОСЛОВИЕ».

О вполне успешном опыте первого «НОТОСЛОВИЯ» в новгородском центре современного искусства с участием группы АПМ, поэта-пародиста Владимира ИСАКОВА и арт-проекта KVADRAD, я уже рассказывал. Сегодня готов поделиться наблюдениями со второго мероприятия — более музыкального, более молодёжного, экспериментального.

I.

Почему опыты, исследования стали основным мотивом нынешней встречи: потому что их следствием является познание, прогресс, развитие, совершенствование. И не только по этой причине...

Помните, что сказал Архимед Сиракузский? «Дайте мне точку опоры, и я переверну мир». Или что-то вроде этого... Нужно с чего-нибудь начать, нащупать и через уже понятое познавать остальное эмпирическим путём. Многие пытаются успешно стартовать с чего-то глобального, но это удаётся единицам. Неудачные попытки объять необъятное приводят к мысли о достаточности того, что уже имеется и отсутствии острой необходимости двигаться дальше. Это неправильный подход. Сперва лучше исследовать что-либо простое, не музыку, не поэзию, а ноту, слово. Тогда со временем вы осознаете их суть, сможете найти им богатое применение.

Например, возьмите четверостишие какого-нибудь известного поэта. Обратите внимание, какие слова используются, какой язык. Попробуйте разобраться, о чём оно, о чём оно могло бы быть ещё. Рассмотрите рифму, хороша ли она. Может, без неё было бы лучше или, скажем, её отсутствие ничего не изменило бы. Приглядитесь, не приобретают ли новые краски эти четыре строчки, не становятся ли понятнее, если исследовать историю жизни написавшего их человека. Попробуйте поменять строки местами, написать продолжение. Анализируйте, сравнивайте. Не забудьте подойти к предмету исследования с позиции юмора. И так далее...

Поэтому — нота и слово. Поэтому эксперименты. От малого к великому. Надеюсь, так когда-нибудь случится и с «НОТОСЛОВИЕМ». Тут должен быть смайлик...

II.

Эксперименты начались уже на стадии подбора состава участников. Сергей СЕРГЕЕВ — лидер рок-группы «IIaralleli» (Параллели), автор песен и поэт на одной площадке с представителем хип-хоп культуры Трактором (Сергей ШЕВЧЕНКО, «ТРАКТОРИЗМО»). Специфическая поэзия и непредсказуемая музыка арт-проекта KVADRAD — на расстоянии вытянутой руки. Тут же некогда основатель metalcore проекта «Blindfold aside», а ныне звукорежиссёр и музыкальный изобретатель Егор БЫЧКОВ, а также текстовик группы «АПМ» Алексей АПРЕЛЬ с опытами в сфере мелодекламации. Творческий винегрет, но, как оказалось, весьма вкусный!

Началось всё с исполнения на синтезаторе небольшого опуса, целью которого являлось продемонстрировать, что современные технологии позволяют заменить (конечно, условно, но вполне достойно) полноценный струнный оркестр небольшой коробочкой с клавишами. В ходе встречи Трактор для преобразования и наложения треков друг на друга использовал прибор под названием «лупер». Эстафету принял гитарный процессор эффектов, с помощью которого можно искажать сигнал, тембр инструмента, добиваться различных комбинаций частот и так далее. Все перечисленные аппараты способны воспроизводить разумные и логически связные последовательности музыкальных и не только звуков. Их возможности поражают. Двадцать лет назад это было просто фантастикой. А теперь... Но они делают всё перечисленное не сами, «фантазия» их предсказуема. Чтобы добиться чего-то особенного - требуется умелый пользователь, который может чувствовать и управлять музыкой. В руках того, кто ничего не смыслит в звуковом самовыражении, указанные выше приборы — бесполезные вещи, в лучшем случае — игрушки.

К концу мероприятия совместными усилиями в очередной раз достоверно установили, что живого думающего творческого человека, музыканта, поэта электроника заменить не способна! По крайней мере - пока. Она всего лишь инструмент, средство, способ выражения себя, возможность рисовать словами и нотами...

III.

Первыми на сцене появились Сергей СЕРГЕЕВ с гитарой на перевес и его коллега по группе IIaralleli Валерий Мардюков (перкуссия). Прозвучали прекрасные песни. Одна очень зацепила. По-моему, в ней речь шла о нашей Москве, о нашем Берлине, о нашем Париже, об отсутствии стран, границ, разногласий и поводов для жадности, убийств, страданий. Жаль, что это был только сон... В чём-то схожие мысли содержались в песне Джона Леннона «Imagine». Помните?

Обе песни замечательны. Но они, всё же, очень разные. Джону – Джоново, а Сергею — индивидуальность СЕРГЕЕВА. Без реверансов хочу заметить, что этот парень — один из немногих действующих новгородских авторов, чьи тексты заставляют крепко задуматься и даже расчувствоваться.

На вопрос о личном творческом счастье Сергей ответил так:

- Может быть избито, банально, но счастье — это когда тебя понимают...

И, наконец, выяснилось, что деятельность «параллельщиков» в части музыки - сплошная импровизация, постоянный эксперимент. Процесс идёт, дорогу осилит идущий. Ребятам — доброго пути.

IV.

Сергей ШЕВЧЕНКО исполнил несколько своих вещей и просветил нас по поводу хип-хопа. Оказывается, это не просто набор внешних проявлений вроде репа, танцев или битбокса (имитация звучания музыкальных инструментов с помощью ротового аппарата), но и целая субкультура со своим глубоким содержанием, пониманием жизни, взглядами на происходящее и самой настоящей философией.

Выступление Трактора понравилось многим, в том числе людям в возрасте и маленькой девочке, которая переместилась на первый ряд и радостно аплодировала Сергею.

Трактор - отличный человек, который любит своё дело, знает, чего хочет и работает над собой.

В ходе беседы Сергей поделился новостями. В нашем городе очень скоро появится живой хип-хоп проект. Гитара, бас, ударные и два MС. Теоретически - это будут Трактор и известная в Новгороде исполнительница - Настя «NOisy». Пока данный конгломерат носит шуточное рабочее название «Тракторойзи». Так что, ждём с интересом.

V.

Музыкальный арт-проект KVADRAD произвел очередной немузыкальный опыт. В свободное от основной работы и всего земного время организовать мероприятие, всех заинтересовать, собрать, привезти аппаратуру, подключить, настроить, провести встречу, да ещё и выступить на ней! Перевоплощение из организаторов в грузчиков, из грузчиков в звукорежиссёров, из звукорежиссёров в ведущих, из ведущих в выступающих — интересно. Но это не для слабых! Пока всё получается, не идеально, но круги по воде идут. Сила желания — вечный двигатель, просто у каждого желания свой век. Только на этой неделе KVADRAD примет участие ещё в двух творческих акциях: открытии одного из дней кинофестиваля в КЦ «Диалог» 12.08.2015, а также в концерте 15.08.2015 в поддержку проведения арт-субботника «ВечеROCK». Тяжеловато, но мы рады это делать, мы хотим, а значит, будем продолжать и дальше!

VI.

Алексей АПРЕЛЬ устроил самый настоящий эксперимент. Это была полная импровизация. Он попросил меня играть на синтезаторе вещи в разном настроении, а сам под непредсказуемый аккомпанемент стал читать свои тексты, которые пока ещё не реализованы как песни группы «АПМ», ждут своего часа. Тексты, которые ещё почти никто не слышал раньше. Он менял голос от загробного до смешного и эксцентричного. Сатира и романтика рядом. Было много совпадений слов и музыкальных красок, еле заметные неровности тоже имели место (дань импровизационному лайву), но придавали действу живости. Всё вместе получилось неожиданно интересно, как мне показалось.

VII.

Организаторы обещали, что встреча будет весёлой. Так и оказалось. Помимо забавного выступления АПРЕЛЯ смех гостей библиотеки вызвали и истории о ранее имевших место музыкальных экспериментах. Вот парочка.

Как-то давно два друга-музыканта задумали сделать программу из старых хитов, но это не должно было стать стандартным кавер-шоу. Они хотели, чтобы люди вспомнили прекрасную песню, обрадовались, а затем ещё и посмеялись над какой-нибудь необычной развязкой. Нужно было добавить живости, развития и юмора в процесс. Времени для выступления давали мало, а песен озвучить хотелось уйму. Поэтому и решили сделать всё в форме хит-парада самых известных и одновременно коротких песен.

Пример. Помните песню группы «ГПД» под названием «Мы были лучше»?

Мы были лучше, когда сидели на мели.
Как мы любили, как жгли мосты, как ночи жгли!
Как было свято однажды брошенное – верь,
И, словно небо, не закрывалась наша дверь.

Так вот. Оказавшись на сцене, ребята объяснили ситуацию и под аккомпанемент трогательно начали петь:

«Мы были лучше, когда сидели! Всё спасибо — это была первая композиция, которую мы хотели вспомнить!»

---

В другой раз речь шла о создании рекламы для новгородской фабрики, производящей свиную тушёнку. Да простят нас участники группы QUEEN, создатели ролика не придумали ничего лучше, чем взять припев песни под названием «We are the champions» и заменить слово «We» (мы, англ.) на созвучное поросячье - «уи!». Кошмар, надо было видеть глаза директора фабрики. Чтобы представить масштаб этого смехотворного ужаса, включите припев данной песни и каждый раз подпевайте Фредди Меркури в означенном месте... Но история закончилось хорошо: сотрудники и руководство восприняли это с юмором, насколько мне известно, этот вариант песни до сих пор является негласным гимном фабрики.

---

Выйдя на сцену, Сергей Трактор сообщил, что регулярно выступает по городам и весям аж с 2000 года и к овациям привык. Поэтом ему можно и не хлопать. А вот его помощницу и спутницу Людмилу попросил поддержать аплодисментами. Люди в зале стали хлопать в ладоши и оглядываться: где же она? В этот момент Трактор поднял с пола свой звуковой модуль и сообщил: «Прошу любить — железная Людмила!» Само собой Людмилу ещё раз искупали в овациях, а также поприветствовали продолжительным смехом и радостными возгласами Сергея.

---

Успехом завершился пересказ байки от лидера группы «Ze Next» Дениса РЕПКИНА о финском композиторе Яне Сибелиусе. Её суть в следующем.

Послевоенное время. Советская делегация прибывает с визитом к финнам и в качестве культурной программы просит хозяев встречи организовать поездку и возложение цветов к мемориалу неизвестного солдата. Загвоздка в том, что в Финляндии не было такого мемориала. После некоторого замешательства гостям сообщили, что поездка состоится. Представители финской стороны решили, что отвезут советскую делегацию к памятнику, например, композитора Сибелиуса, якобы это тот самый мемориал, всё равно русские не знают, кто это такой.

На следующий день при возложении цветов представитель СССР спросил:

- Извините, а разве это не тот самый Ян Сибелиус — великий композитор?

Провал был очевиден, спасти ситуацию мог только юмор и финны быстро сориентировались:

- Да, это действительно Сибелиус. Просто как солдат, он совершенно неизвестен.

---

Мероприятие сопровождалось весёлыми моментами. Не до шуток было только Егору БЫЧКОВУ.

VIII.

Егор притащил с собой разную аппаратуру, но подвёл, как оказалось, очень важный элемент — провод, который мы не смогли заменить другим, как не старались. Печально, но эксперименты не состоялись. Поэтому Егор просто взял гитару и спел несколько песен, ответил на вопросы о своем новом проекте «Изобретатель» и о студии «randomize.rec».

IX.

Приятно, что «НОТОСЛОВИЕМ» заинтересовались новгородские СМИ: на встрече присутствовали представители двух местных телеканалов, статья о мероприятии появилась в газете «Новгородские Ведомости», поддержка была оказана городскими электронными информационными ресурсами («Область культуры», EVENT, Музыкальный ПОРТал В. Новгорода и т. д.). Приятно, что «Читай-Город» в очередной раз радушно принял нас на Мира 1, оказал неоценимую помощь в проведении встречи. Приятно, что пришли зрители, некоторых мы видим на наших мероприятиях регулярно. Здорово, что согласились поучаствовать и прекрасно выступили выше перечисленные поэты и музыканты. Получился самый настоящий праздник. Просто замечательно! Очередная встреча удалась на славу! Мы благодарны всем, кто как-то приложил руку, ухо, душу или сердце к «НОТОСЛОВИЮ»! СПАСИБО! И ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!

P.S. Иногда мне говорят, что нужно привлекать больше слушателей. Я не возражаю, но полагаю, так: больше или меньше — не столь важно, главное, что это интересующиеся люди, с которыми приятно общаться и для которых хочется что-то делать. Больше — не значит лучше. А если лучше — значит столько, сколько нужно! Совершенствовать условия пребывания на мероприятии — это нужное дело и мы к этому будем стремиться. Но привлекать людей чем-то иным, не творчеством и возможностью общения — не совсем правильно. Пока наши встречи посещают от 20 до 40 человек. Этого вполне достаточно для полноценной дискуссии и ощущения того, что ты не один. Однако есть много людей, которые ничего не знают о «НОТОСЛОВИИ». Для них я и пишу эту заметку.

Если Вам интересно, следите за новостями, приходите — будем Вам рады. Сезон нот и слов открыт!

Фото Татьяны Мильман

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: