ГлавнаяСтатьиМаргарита Барская. "Рваные башмаки"
Опубликовано 7.07.2015 в 09:12, статья, раздел Кино, рубрика Первый шаг
автор: Валерий Рубцов
Показов: 1289

Маргарита Барская. "Рваные башмаки"

В четырнадцатом выпуске проекта «120 лет кино. Перый шаг» мы решили познакомить вас с молодой кинодивой начала прошлого века, которая вспыхнула на кинематографическом небосклоне того времени яркой звездой, неожиданно угаснув в самом расцвете. Сегодня в гостях у ОК-журнала – Маргарита БАРСКАЯ.

О ней:

Родилась Маргарита 19 июня 1903 года в Баку. Ей было 6 лет, когда отец оставил семью, и воспитанием Мары и двух сестёр занималась мама. Работая шляпницей, мама ещё и сдавала комнаты артистам, приезжавшим в Баку на гастроли. Естественно, оказавшись в актёрской среде, девочка с ранних лет мечтала только об искусстве.

Уже в начале 1922 года Барская окончила Государственную Азербайджанскую драматическую студию и устроилась на службу в передвижной театре «Красный факел» под руководством Татищева.

На гастролях в Одессе местная кинофабрика предложила Барской договор, а крупнейший актёр и режиссёр того времени Пётр Чардынин сделал ей предложение.

В следующие годы Маргарита Александровна много снималась, как актриса, работала фотомоделью. На 11 картинах Чардынина была так называемым «черновым» режиссёром. Но очень хотела сама снимать детское кино. В 1930 году Барская по своему школьному сценарию на сельскохозяйственную тему поставила в «Востоккино» фильм «Кто важнее - что нужнее», признанный прессой и педагогической общественностью как первое настоящее пособие комплексного преподавания.

Свернув с актёрского пути, Барская упорно шла к своей цели. В 1931 году она написала сценарий фильма «Рваные башмаки», съёмки которого ей удалось закончить только к своему тридцатилетию. Это был первый детский звуковой фильм в мире!

Действие фильма «Рваные башмаки» происходит в некой западной капиталистической стране, хотя изначально под этой страной подразумевалась Германия, тогда ещё не гитлеровская, и даже был приглашён консультант по Германии - известный политический деятель Карл Радек. Именно это обстоятельство позже сыграло в судьбе Маргариты Александровны роковую роль.

В 1936 году закрыли почти законченную картину Барской «Отец и сын» (сохранился смонтированный позитив и отдельно - черновая фонограмма). Причин для закрытия обнаружилось более чем достаточно. Впервые в отечественном кино этот фильм в острой форме затрагивал проблему воспитания детей в советской семье и школе. Тема была актуальна, и именно актуальность смутила руководство. Действие «Отца и сына» разворачивалось в московских закоулках и трущобах, что шло вразрез с негласной установкой показывать только парадную и радостную столицу. Однако было ещё одно, не менее весомое обстоятельство: Карл Радек был арестован как «враг народа», чем не преминули воспользоваться этим обстоятельством завистники и устроили Барской самое настоящее судилище.

Кино для Маргариты Александровны с тех пор было закрыто. Весной 1939 года, доведённая до отчаяния, Барская выпрыгнула из окна своей квартиры на пятом этаже. Ей было всего 35…

Фильмография:

Актриса

1924 — Простые сердца

1925 — Бабий Лог, Генерал с того света, Соль

1926 — Тарас Трясило, Ягодка любви

Режиссёр

1930 — Кто важнее — что нужнее

1933 — Рваные башмаки

1936 — Отец и сын

О фильме:

В 1935 г. на даче Максима Горького устроили встречу Ромену Роллану с лучшими кинематографистами страны. Встреча превратилась в своего рода «бенефис» Маргариты Барской. Отвечая на любой вопрос, Ромен Роллан неизменно сворачивал к «Рваным башмакам». Вот, мол, какие фильмы нужно снимать, какие сценарии должны быть, какие фильмы следует показывать за границей, это новое слово в кинематографе и прочее. Горький сказал проще: «Если бы я раздавал ордена, то я бы за эту картину орден дал. Я бы ей (раздвинул руки на полметра) такой орден дал, я бы (сделал рукой движение, как бы поднимая тяжесть) фунтов в пять ордена не пожалел... А как это вы сделали, что у вас маленький мальчик перед витриной даёт такую гамму эмоций, которые доступны только большому актёру?»

Маргарита Барская принципиально снимала обычных детей. Она считала, что всякий ребёнок талантлив, нужно только уметь показать это на экране. Для детей вся их жизнь - это игра. А малыши даже и не подозревали, что их снимают. В результате - каждый кадр дышит простотой и естественностью.

Режиссёр настаивала, чтобы дети снимались не более 4 часов. Позже эта норма официально была утверждена трудовым законодательством. Да и сами принципы работы с детьми на долгие годы стали основополагающими. А детские писатели с лёгкой руки Маргариты Барской повернулись к кинематографу и стали приносить на студии свои сценарии.

Так, благодаря этой молодой одарённой женщине, в СССР появилось детское кино.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: