ГлавнаяСтатьиЭмоциональный интеллект. Как научить ребенка дружить со своим эмоциями?
Опубликовано 14.11.2017 в 11:45, статья, раздел Жизнь, рубрика Детский час
автор: Ольга Вишневская
Показов: 144

Эмоциональный интеллект. Как научить ребенка дружить со своим эмоциями?

В современной жизни огромное количество трудностей, стрессов и переживаний, в таком сумасшедшем ритме возникают сложности не только у детей, но и у взрослых. Накопленные и сдержанные отрицательные эмоции отражаются на качестве жизни любого человека, особенно сильно это сказывается на детской психике, которая только формируется и особенно восприимчива к воздействию негативных факторов, к ним можно отнести: учебную и внешкольная перегрузку, конфликты, неправильное воспитание в семье и многие другие.дети

Таким образом, могут возникать психосоматические проявления у детей, например в виде различных неврозов. Специфика детской психосоматики определяется эмоциональными реакциями малышей. Эмоции у маленьких детей, в отличие от взрослого человека, по своей протяженности, кратковременны, они быстро возникают и могут также быстро угаснуть, возвращая ребенка в нормальное психологическое состояние. Дети смотрят на мир через окно эмоций. Ведь даже когда малыш еще не освоил речь, он уже понимает и проявляет различные эмоциональные состояния. Девочки более эмоциональны, чем мальчики, с детства мы их учим быть более сострадательными, внимательными. При этом детские эмоции намного более интенсивны, в частности это характерно именно негативным эмоциям. Многим родителям знакома ситуация, когда ребенок разрыдался из-за пустяка, затем проходит несколько минут и горе уже не такое вселенское, и он может дальше играть и заниматься своими делами. Таким образом, природа защитила детскую психику от сильных психологических травм. Такой способ реагирования хорош при незначительных ситуациях, например, если ребенок упал-поплакал-успокоился, но если психотравмирующая ситуация затягивается и часто повторяется, что это может привести к негативным последствиям. Все это истощает неокрепшую психику ребенка.

Конечно, первоочередная роль в психологическом здоровье малыша отводится родителям, бабушкам и дедушкам, ближайшим родственникам. Именно мы, взрослые создаем эмоциональный фон в семье, поэтому частные ссоры, конфликты, которые решаются в присутствии ребенка, безусловно, воздействуют отрицательно. Поэтому самая первая рекомендация, это внимание к тому, как мы себя ведем с детьми, пример какого коммуникативного поведения мы транслируем. Насколько мы сами умеем справляться с негативными эмоциями.фоторебёнок

К сожалению, в нашей культуре не принято говорить о своем психологическом и эмоциональном состоянии, редкие семьи общаются на подобные темы в родственном кругу и уж тем более обращаться к специалистам, мысль работы со специалистом считается постыдной. Когда я работаю в индивидуальном режиме или с группой детей и наша встреча первая, то самая первая и распространённая реплика связана с вопросом: «мы что психи?», а в самом крайнем случае считается, что обращение к психологу это наказание за плохое поведение. Дети даже не представляют себе, что на уроках психологии можно заниматься самопознанием, научиться справляться со своими эмоциями.

На мой взгляд, крайне важно научить ребенка как понимать, что с ним происходит и правильно справляться с отрицательными эмоциями, не бояться говорить, если тебя что-то беспокоит, ведь когда ты понимаешь, то можешь, что-то с этим состоянием сделать и не навредить себе и окружающим тебя людям. Помогает нам в этом эмоциональный интеллект.

Термин «эмоциональный интеллект» (ЭИ) появился в 1990-х годах. Исследователи Питер Саловей и Джон Майер определили его как группу ментальных способностей:

1. Способность к восприятию и выражению эмоций;

2. Способность повышать эффективность мышления с помощью эмоций;

3. Способность понимать свои и чужие эмоции;

4. Способность управлять эмоциями.

«По сути, у нас два ума: один думает, другой чувствует. Эти два ума — эмоциональный и рациональный — почти всегда пребывают в согласии, объединяя в корне различные способы познания, чтобы с успехом вести нас в мире, — пишет научный журналист, автор книги об эмоциональном интеллекте Дэниел Гоулман.

Также эмоциональному интеллекту ребенка посвящена одноименная книга авторов Джона Готтмана и Джоан Деклер. Она предлагает родителям методику, по которой они смогут выявить свой стиль воспитания, а также с помощью книги скорректировать его, чтобы ребенок научился гармонично проявлять эмоции и развил свой EQ, проживая счастливую жизнь. Авторы книги подробно рассматривают 4 типа родителей с соответствующими им стилями воспитания ребенка:

· Отвергающий;

· Неодобряющий;

· Невмешивающийся;

· Эмоциональный.

Для эмоционального воспитания детей, прежде всего родитель должен иметь высокий уровень ЭИ, и книга помогает развить его благодаря серии последовательных шагов. Например, для развития эмпатии к эмоциям ребенка родителю предлагается вначале понять, что испытывает ребенок, затем без влияния от того, какого знака эта эмоция — отнестись к ней как к положительной возможности сближения. Затем родителю рекомендуется активно выслушать и подтвердить ребенку, почему его эмоция обоснована, согласиться, что ее причины закономерны. И в итоге совместно с ребенком определить, как можно выразить его чувства экологично относительно к себе, к другим, чтобы это было приемлемо и не разрушительно, а ребенок имел полную разрядку эмоции, а, следовательно, и решение эмоциональной проблемы.дети фото

На занятиях внеурочной деятельности «Мир начинается с меня» в начальной школе, я стараюсь уделить достаточно много сил и времени развитию эмоционального интеллекта, и дети дают положительный отклик. Что в очередной раз подтверждает, что подобные занятия необходимы в современной школе.

В завершении этой серьезной и важной темы, хотелось бы отметить, что эмоции становятся своеобразным проводником между нами и другими людьми, поэтому развитие эмоционального интеллекта становится неотъемлемой частью личностного становления ребенка. Необходимо уважение в семье, помощь ребенку в развитии и поддержка на всех этапах взросления. Также в развитии дружбы с эмоциями помогают различные игры, рисование, прослушивание классической музыки, визуализации, скозкотерапия.

Больше интересной информации, полезных, развивающих упражнений в моей группе в контакте, вступайте.

С уважением, детский практикующий психолог Ольга Вишневская

Другие статьи автора

Подписывайтесь на наши социальные сети: