ГлавнаяСтатьиМажор, минор и ещё восемь ладов
Алгебра демографии:
разные компании звуков по-разному «ладят» друг с другом
Опубликовано 8.11.2017 в 17:30, статья, раздел Своё дело, рубрика Алгебра демографии
автор: Олег Юдин
Показов: 537

Мажор, минор и ещё восемь ладов

С незапамятных времён люди знают о том, что разные мелодии создают разные настроения. В западной классической музыке, пережившей цензуру веков, ярко выделяются два основных настроения:
— мажорный лад — веселье, бодрость, весна, яркие краски, энтузиазм;
-минорный лад — меланхолия, задумчивость, осень, вечерние тона, пассивность.индийский лад

Секрет музыкального настроения кроется в наборе звуков музыкального лада. Можно сказать, что разные компании звуков по-разному «ладят» друг с другом.
Любая мелодия «опирается» на свою гамму — неповторимую, в своём настроении «ладящую» между собой компанию звуков. Самый устойчивый звук любой мелодии — первая ступень гаммы (тоника в европейской терминологии, а в индийской гамме СА-РЕ-ГА-МА-ПА-ДхА-НИ — обязательно нота СА).
Компания нот для мажорного настроения, отсчитывая от первой ступени, подбирается по формуле: «2 тона — полутон — 3 тона — полутон».
Минорная компания, считая с первой ступени: «тон — полутон — два тона — полутон — два тона».индийский лад

Чтобы наиболее наглядно увидеть разницу между мажорной и минорной компаниями нот, используем лесенки. Полная музыкальная октава содержит 12 нот — 7 чистых и 5 повышенных или пониженных. В мажорной компании, если за тонику брать ноту ДО — все чистые ноты, 7 из 12. В минорной же компании тоже 7 нот, но 3 из них — пониженные. Таким образом, глядя на лесенки ладов, мы видим, что и у мажорной, и у минорной гамм-компаний в лесенках убраны по 5 — разных ступенек. Это исключение лишних в каждой компании нот и даёт формулы последовательности интервалов (ТОН-полутон) мажорного и минорного ладов. Итак, мажор: ТТпТТТп; минор: ТпТТпТТ.индийский лад

В жизни, как мы знаем, есть не только белый и чёрный цвета. Цветов — множество. Музыкальных настроений — тоже. В классической музыке Индии существуют не только мажорный и минорный лады. Если в европейской музыкальной классике доминируют два лада — «весёлый» и «грустный», то в североиндийской традиции Хиндустани таких ладов 10 — и каждый обладает своим настроением. На севере полуострова Индостан слову «лад» соответствует термин «тхат». И конечно же каждому тхату свойственна своя компания нот.

На рисунке мы можем увидеть лесенки всех десяти тхатов классической музыки северной Индии. Кстати, тхат Билавал соответствует мажорному ладу, тхат Асавари — минорному, остальные 8 выходят за рамки европейской классики. Надо ли говорить о том, что оттенков настроений в индийской классической музыке гораздо больше, чем в европейской? Это совсем не значит, что музыка Востока «лучше». Просто европейская музыка — именно в рамках двух ладов — получила более глубокое развитие. Например, ансамблевые и оркестровые формы исполнения музыкальных произведений в Индии до XX века практически отсутствовали. К тому же, в народной музыке Запада присутствовали в прошлом не только минорный и мажорный лады, но это уже другая тема.индийский лад

Справедливости ради стоит сказать, что система 10 тхатов является упрощённым вариантом возможного музыкального разнообразия. Так, в южноиндийском стиле Карнатика используется 72 мела (от «мел», возможно, произошло слово «мелодия»). Для того, чтобы не заблудиться в таком разнообразии музыкальных настроений, сохранившихся на юге Индостана и на Шри Ланке, там используют мелакарту, включающую 72 основные раги классической южноиндийской музыки. Интересна и нотная запись стиля Карнатика, в которой используется по 3 ноты РЕ, ГА, ДхА и НИ.индийский лад

Добавим, что первая классификация индийских раг (музыкальных произведений) появилась много веков назад и была основана на настроениях, преобладающих в различные времена года. Временам года, как мы знаем, посвящали свою музыку такие композиторы, как Вивальди, Чайковский, Гендель и другие.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: