ГлавнаяСтатьиВсё преходящее, а музыка – вечна
Опубликовано 1.06.2015 в 08:53, статья, раздел Звук, рубрика Записки музыканта
автор: Жан Помор
Показов: 693

Всё преходящее, а музыка – вечна

Начинаем цикл из заметок-бесед и репортажа, приуроченных к концерту памяти и творчества новгородских музыкантов 1971-2015 годов, который состоится 10 июня 2015 года в 19.00 в Новгородской областной филармонии. Разговаривать будем с организаторами-музыкантами, а после посетим само мероприятие и поделимся впечатлениями. Цель цикла (как и концерта) – окунуться в творческую атмосферу 70-х, 80-х, 90-х, 2000-х годов и реалии сегодняшнего дня. Почувствовать дух новгородской музыки последних сорока с лишним лет. Способствовать развитию музыкальной культуры города.

Часть 1. ОТ ВИНТА, ПЕТРОВИЧ!

О давних временах, о музыке минувших лет, о настоящем новгородских исполнителей и о предстоящем концерте памяти и творчества новгородских музыкантов 1971 — 2015 г.г. рассказывает один из организаторов этого мероприятия - Пётр Петрович АГАПОВ (Петрович):

Сам я мурманчанин. В Новгород приехал только в конце 80-х, но застал много прекрасных музыкантов, событий, поучаствовал в творческой жизни города (и как исполнитель, и как организатор разных мероприятий).

Петрович — это не прозвище. Нет, конечно, не солидно! Это сложившийся с годами, заработанный в музыкальных кругах бренд, я бы сказал!

В моей жизни музыка появилась с малолетства. Мать закончила дирижёрско-хоровое. Отец прекрасно танцевал, его даже прозвали «плясуном», играл на семиструнке. Он был моряком, но моряком, который в своё время являлся наставником будущего руководителя ансамбля песни и пляски Северного флота. Короче говоря, семья – музыкальная, творческая. Когда отец возвращался из моря, мои родители с друзьями собирались за столом, все пели, играли. Мне рассказали, что я петь научился раньше, чем говорить. Стоя в детской кроватке, мычал под отцовскую гитару. Так что музыка со мной чуть ли не с рождения! Кстати, так же как и у моего сына. Во время беременности моей жены я часто играл на фортепиано. Когда сынишка появился, он был беспокойным. Так вот я садился с ним к роялю и начинал играть. Только так он и засыпал. Получается, мы с ним музыку впитали с молоком матери.

В юности увлекался творчеством группы «Битлз», само собой. Но нравились и наши исполнители — Муслим Магомаев, Майя Кристалинская, Лариса Мондрус, Тамара Миансарова, Аида Ведищева. У них встречались настоящие, живые песни. Слова, конечно, были простоваты, но это, в основном, из-за того, что многое запрещалось цензурой. А так очень хорошая музыка. Из зарубежного в те годы на слуху были некоторые польские, болгарские группы. В памяти всплывают Карел Готт, Czerwone gitary, например. А вот Beatles, Black Sabbath, Nazareth, Urah Heep – это всё не являлось чем-то общепринятым, официальным.

Родители пытались меня приобщить к музыке, и она, действительно, всегда была со мной. Однако в юности я всё же больше увлекался спортом.

Походил в музыкальную школу, но вскоре пришлось уйти. Дело в том, что техническую фортепианную часть (упражнения, арпеджио, гаммы и т.п.) я давно освоил. Вместо этого начинал на слух играть популярные песни, например, «Листья жёлтые», чем очень веселил своих ровесников и выводил из себя преподавателей. В итоге меня отчислили. Родителям сказали, что я мешаю образовательному процессу, хулиганю и растлеваю однокашников... Так и закончилось моё обучение. Очень жалею об этом, но прошлого не воротишь.

Я всецело отдался спорту. Занимался серьёзно. Играл за Мурманск в баскетбол. Участвовал в чемпионатах различного уровня, в том числе всесоюзных. Но молодость не вечна, со временем пришли травмы, усталость. Я задумался о том, чтобы уйти. И ушёл в музыку.

Слава Богу, она продолжала идти по жизни рядом со мной: не переставал играть на фортепиано; освоил гитару, ударные; успел поучаствовать в вокально-инструментальном ансамбле.

Первое выступление в составе ВИА состоялось в 1976 году. Хотели играть песни «Битлз», но нам не дали добро. Пришлось исполнять официально разрешённые вещи советских композиторов. Хотя мы, всё же, в тайне разбирали песни QUEEN, Deep Purple, Status Quo и играли их из-под полы.

В то же время я увлёкся бардовской песней: Визбор, Митяев, Окуджава. Люблю до сих пор. Так вот. Стал сочинять собственные тексты и музыку в этой стилистике… Но основным оставалось участие в ансамбле, исполнение чужого, популярного материала.

С 1978 года мы стали играть на танцах и даже зарабатывать этим деньги. Причём хорошие деньги: 70 рублей в месяц плюсом к зарплате по основному месту работы. Нас начали приглашать на свадьбы, в рестораны. Там тоже платили. Однако без ведомостей и формальностей. А значит, речь шла о нетрудовых доходах. И вот однажды из-за этого я чуть не влетел на уголовную статью. Светило 2 года условно! Хорошо, что все свидетели сказали, что мы выступали на добровольных началах... Такие были времена.

В 1989 году я приехал жить в Новгород. Первая задача, которую поставил перед собой, - познакомиться с местными музыкантами. Познакомился, пообщался и вскоре начал играть в составе сырковского коллектива под названием «Архив». Мы стали выступать. Меня услышали, заметили и предложили работу в кафе «Невод». Я согласился: ведь отлично, когда можно зарабатывать любимым делом. Взял гитариста, басиста и пошло-поехало.

Однако со временем полностью живая музыка стала отступать перед различными «самоиграйками». Кафе или ресторану было выгоднее платить одному музыканту, нежели группе или оркестру... Появились фонограммы «минус», мини-диски с музыкальным сопровождением. Это, конечно, печально. Говоря современным языком — отстой! Но ничего не поделаешь. Так сложилось...

По приезду в этот город я целый год жил в общежитии и мучился. Родители переслали мне фортепиано. Заниматься приходилось (да и хотелось) много. Вся «общага» плакала! В итоге, бесконечное нытьё и конфликты привели меня к мысли - продать инструмент. Так и сделал, а на вырученные деньги купил электронное пианино. Теперь я без проблем мог играть в наушниках в своё удовольствие.

Уже в Новгороде я получил хороший опыт организации различных мероприятий. Наиболее известные из них — это встречи под названием «Весёлая горка».

В былые времена музыканты каждый год после новогоднего «чёса» отводили один день, когда собирались вместе, общались, обменивались размышлениями, опытом, задумками, играли. Была такая традиция, да сплыла. И вот мне как-то в голову пришла мысль собрать всех исполнителей Новгорода в одном месте и поиграть друг для друга, поджемовать, обсудить перспективы развития музыки в городе. А что? Дело это полезное, нужное. Я нашел ещё пару заинтересованных людей и в феврале 1999 года решил задумку реализовать. Тогда я как раз работал в КЦ «Диалог», выдалась хорошая возможность: мог легко выпросить помещение. Я обходил все возможные кафе, рестораны, поговорил со всеми известными мне музыкантами и организовал зал.

В мероприятии приняли участие около сорока человек. Я познакомился с местным бомондом. К счастью, обнаружил массу талантливых, великолепных музыкантов. Всё получилось. Ребята остались довольны. Событие возымело нужный эффект и мы с друзьями решили сделать что-то более официальное и грандиозное.

В 2000-м году собрали оргкомитет первой «Весёлой горки». В него вошёл я, Зозуленко, Гормин, Филинков, Евдокимов и другие. Организовали это мероприятие на площадке дискотеки «Баккара» (ДК им. Профсоюзов). Было много сложностей, но опять всё вышло, причём шикарно.

Деньги собирали всем миром, кто сколько сможет. Ничего, само собой, зарабатывать не удавалось: продажа билетов в лучшем случае окупала наши затраты. Мы боролись за идею, главным являлась музыка и её развитие, остальное было не важно.

Эта традиция продолжилась в 2001-м и в 2002-м годах в гостинице «Россия». Было уже совсем другое качество, всё стало солидно и ещё более официально. Делалась реклама, мероприятия снимались областной телекомпанией «Славия». В общем, первые три «горки» удались на славу! На последней (четвертой) - подкачал звук: так получилось, что в аренду нам предоставили неподходящую аппаратуру. Вместе с тем на четвёртую «горку» приезжали известные по тем временам российские исполнители. Например, Сергей Крылов, Александр Добронравов. Пообщались...

Но отвратительный звук сделал своё дело. Публике и музыкантам не очень понравилось. Телевидение ничего не смогло толком смонтировать из-за безобразного качества аудио-сигнала. Все расстроились и эта идея заглохла. Вплоть до настоящего времени.

Потом мы делали какие-то музыкальные конкурсы. Например, «Полигон фортуны» - соревнование для молодых исполнителей в начале нулевых. Но ничего значимого, ответственного, серьёзного, как предстоящий в июне текущего года концерт памяти – так и не организовывали.

Идея организовать его (сборный концерт новгородских музыкантов) возникла давно, после смерти замечательного автора и исполнителя песен Владимира Копысова (на фото справа). Многие хотели сделать мероприятие, посвящённое памяти и творчеству новгородских музыкантов. Хотели, да не сделали. Теперь кого-то раскачать — это очень не просто. Но мне удалось. Несколько лет я ходил и всех подначивал. Предлагал сделать большой серьёзный концерт на высоком уровне. Никому ничего не нужно было. Одни говорили, что идея хорошая, но фактической помощи я не ощутил. Другие прямо заявили, что у меня ничего не выйдет. Третьи — наотрез отказались участвовать. Вот так. Однако я бился, бился и, наконец, добился. Нашёл единомышленников. С трудом, за свой счёт, но всё организовал. Теперь от желающих выступить нет отбоя. Но я уже пригласил тех, кто этого давно и по-настоящему заслуживает. А концерт, во-первых, не резиновый, по времени ограничен, во-вторых, имеет четкий формат, которому нужно соответствовать! Да и некоторым так и хочется прямо сказать, что, извините, ребята, но вы же не желали в этом участвовать!

Сначала хотел сделать концерт бесплатным. Но аренда областной филармонии, аппаратуры — дело не шуточное. Поэтому пришлось пойти на минимальные ставки по билетам. Их можно будет приобрести за 300 — 400 рублей в зависимости от ряда...

Обращаю внимание, что концерт не только памяти, но и творчества новгородских музыкантов. Оно продолжается, никуда не делось. Музыка жила, живет и будет жить. Как у нас принято говорить, всё проходящее, музыка – вечна!

На фото: ВИА "Календарь"

В рамках концерта выступят, в основном, старожилы новгородского исполнительского искусства: Маркарьян Людмила, Валерий Кукин, Игорь Башков, Владимир Белов, Михаил Березин, Юрий Биневский, Вячеслав Большаков, Светлана Смирнова, Роберт Степанян, Дмитрий Фомин, группы «Календарь», «АПМ», «От винта» и другие. При этом в составах выступающих коллективов достаточно и молодых талантливых музыкантов.

Кстати, Маркарьян Людмила (на фото справа) — это наша звезда, великолепный, профессиональный музыкант, заслуженная артистка России. Пользуясь случаем, хочу её поздравить с 70-м днём рождения и пожелать всего самого наилучшего!!!

По задумке концерт начнёт Юрий Биневский — замечательный пианист. Под музыку пройдёт видеоряд с фотографиями новгородских артистов былых лет. То есть в части памяти кульминация состоится прямо в начале мероприятия. А потом уже будут приветственные речи и живые выступления моих товарищей по цеху. Завершит концерт выступление нашей группы «От винта».

О своей группе могу сказать вот что. Мы и название выбрали такое «От винта», чтобы показать: мы хотим возродить в Великом Новгороде серьёзную профессиональную музыку, поднять её на новый уровень. Начнём с себя и приложим все усилия для этого. Так что — поехали! От винта!

Подготовка идёт полным ходом. Собираюсь организовать качественную видеосъемку концерта. Хочется, чтобы всё получилось лучшим образом, чтобы это сохранилось, осталось и нам и следующим поколениям. А ещё я очень надеюсь, что концерт послужит толчком к возрождению новгородской музыки, как официального, популярного, любимого и уважаемого явления.

Всех приглашаю, приходите, пожалуйста! Будем очень вам рады!

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: