ГлавнаяСтатьиЗвук живописи
Дневник художника:
картина становится средством диалога между художником и зрителем
Опубликовано 3.11.2017 в 09:15, статья, раздел Искусство, рубрика Дневник художника
автор: Светлана Акифьева
Показов: 718

Звук живописи

Некоторые мелодии рождают во мне необычайное чувство, словно музыка проникает внутрь, звуковолна вызывает трепет и по коже пробегает холодок. С восприятием живописи такое бывает чрезвычайно редко. 

Картина молчалива и остаётся безучастной и нужно сделать усилие, чтобы преодолеть дистанцию прежде чем «войти в картину». Если это произошло, картина становится средством диалога между художником и зрителем. У этого диалога всегда есть тема, воплощённая в сюжетах, сценах и мотивах, их диапазон ограничен — искусство во все времена размышляет о вечном и человеческом, о рождение и материнстве, о красоте и любви, о войне и трагедии, предательстве и верности. Звук живописи Для убедительной трактовки вечных тем художники во все времена вырабатывают «специфическую лексику». Но сам «язык живописи» остаётся неизменным в его основе цвет, ритм пятен и особая поверхность, организованная движением кисти художника — фактура. Этот «язык» на протяжении веков остаётся в распоряжении тех, кто пишет картины и тех, кто кому хочется их видеть и доставляет особое удовольствие их понимать. В богатом «языке живописи» в XIX веке появился термин валёр, который с тех пор используют в основном для обозначения тонких тональных нюансов цвета, термин указывает на умение художника передавать мягкие переходы цвета и разнообразные градации освещения.Звук живописи
Современные живописцы склонны рассматривать это понятие гораздо шире. Повод даёт сама этимология слова. Значение французского слова valeur — это цена, ценность, драгоценность. Это французское слово имеет, в свою очередь, латинские корни valer — иметь силу, стоить. Художники вновь обратились к этому понятию в XX веке. Находясь в поисках новых средств выразительности, они проводили «ревизию» устоявшихся определений и понятий, тогда у термина «валёр» появились новые границы. В публикациях художников, посвящённых живописи, это понятие осмысливается следующим образом. Например, художник К. Юон рассматривал валёр в качестве характеристики самой живописи «разумея под термином совокупность всего заложенного в живописи: качества цветовых, световых и технически фактурных сторон ее. Звук живописи Сокупность цветных мазков образует живописную поверхность, обладающую ценностью — валёром. Валёр определяет живописную ценность, явившуюся в результате тонко воспринятых живописных отношений и чувствований, заложенных в характеристике живописных частей между собой, в объединении целого, образующегося из светотени, красочного и пластического содержания предмета. Валеры являются формальными показателями тонкостей живописных ощущений».

Во многом «звук» исходящий от живописи определяется именно валёром. У каждого живописца есть свой неповторимый валёр. Драгоценность поверхности, её эстетические характеристики напрямую зависят от качества живописного мазка. Мазок бывает мягким и плавким, острым и колючим, нервным и мелким, мощным и широким. Мазок существует в синтезе с цветом, они вместе влияют на характер рисунка. Звучание цвета в свою очередь определяется не только составом красок, но и способом наложения касочной смеси на поверхность, силой удара кисти. Именно так и рождается «звук живописи». Живописный валёр, отражая состояние, настроение и моторику художника, способен вызвать чувственную реакцию зрителя, сообщая ему определённое настроение. Звук живописи
Примером такой «драгоценной живописи» являются картины Альфреда Сислей (1839-1899). Его полотна обладают неповторимым «живописным звуком», проникающим в душу. Альфред Сислей — французский художник, импрессионист, 30 октября исполнилось 178 лет со дня его рождения. Глядя на его картины, несмотря на дистанцию во времени и жизни в совершенно иной культуре, я ощущаю его абсолютно родственным. Его образы для меня особенно близки и понятны. Картины Сислея посвящены тишине и красоте обычной жизни, тем видам, которые открываются перед всяким человеком, живущим вне шума, напряжения и суеты большого города. В его живописи всегда есть нотки грусти. Сюжеты и их трактовки лишены внешних эффектов. Никакой показухи, никаких впечатляющих сцен и поз. Всё на этих холстах предельно обыденно и просто. Звук живописиИменно поэтому, на картины Сислея, как на огонь и воду, можно смотреть часами. Можно гулять по тихим улочкам французских предместий, разглядывая живописные оранжево-красные черепичные крыши, наслаждаясь запахом весны или купаться в летнем аромате цветущих трав, под старыми ветвистыми яблонями... Можно наслаждаться бесконечным разнообразием драгоценных цветовых сочетаний, которые может открыть в окружающей жизни только живопись. 

Живопись Сислея обладает уникальным валёром. Раздельный мазок, который использовали все импрессионисты, у Сисилея имеет исключитель-ный характер: мягкиий, мазок слегка вытянутый, разнообразный по способу наложения, абсолютно подчиняющийся чувству художника. Цвет на картинах практически никогда не достигает крайних значений: чрезвычайно ярко, или напротив, тускло — это не о Сислее. Звук живописи Именно в этой, по-настоящему золотой, середине колорита художник находит бесконечные возможности цветовых сочетаний. На наше счастье, мы можем насладиться оригиналами произведений Альфреда Сислея, несколько его картин находятся в собрании Эрмитажа. С недавнего времени они экспонируются в новых просторных залах здания Главного штаба.
Мелодия живописи Альфреда Сислея негромкая и проникновенная, она пробуждает тихую радость и любовь к земле, на которой живём, и ещё — желание писать новые картины...

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: