ГлавнаяСтатьиМузыка Востока и музыка Запада — общее
Опубликовано 30.10.2017 в 20:45, статья, раздел Искусство
автор: Олег Юдин
Показов: 198

Музыка Востока и музыка Запада — общее

Душа человека — волшебная Арфа, струны которой настраивает Создатель. Число семь — тоже волшебное! Оно объединяет цвета радуги, дни недели, ноты гаммы, нервные сплетения человеческого организма... Не поэтому ли красота, ритм и мелодии живого мира так созвучны струнам человеческой души? В рубрике «Семь струн души» представлены и рассказы о маленьких секретах музыки Востока и Запада, и сама музыка, и поэзия разных стран.

Сходных черт между людьми разных культур неизмеримо больше, чем различий. Мировую культуру можно представить в виде Древа Жизни: питающие его корни — Восток, украшающая крона — Запад. Россия в таком случае — ствол единого Древа, части которого не способны существовать друг без друга. Познание друг друга — путь к миру, дружбе и взаимоподдержке. Музыка и поэзия — прекрасные инструменты для этого.

Марина Юдина — автор-исполнитель песен, изучает классическую музыку Индии и музыкотерапию, практикует Сахаджа-медитацию с 2002 года. Закончила Московский Институт Стали и Сплавов, работала в Обнинске, участница Калужского куста КСП 80-х. С 1992 года проживает в Израиле, где трудится программистом в Государственном Центре Картографии. С 2012 года замужем за новгородским писателем Олегом Юдиным, вместе с которым она стремится познать семь струн человеческой души.                                  

Струну ослабишь — не звучит,             
Перетянув, порвёшь.
Жизнь — на ветру времён свечи
Мерцающая дрожь;
Не торт, не спорт и не кроссворд -
Лишь миг, чтоб расцвести...
Шесть струн, седьмая же — аккорд,     
Гармония шести.                                    


МУЗЫКА СУЩЕСТВУЕТ ВСЕГДА

Мир имеет волновую природу, а волны рождают звуки, из которых возникает музыка. Как это осознать?
Если смотреть на любой предмет, многократно увеличивая фокус, можно увидеть, что всё состоит из пустоты:
— клетки тела состоят из молекул, между которыми — пустота;
— молекулы созданы из атомов, между которыми — пустота;
— внутри атомов вокруг их мизерных ядер вращаются ещё более микроскопические электроны, а вокруг — пустота;
— львиная доля пространства внутри ядер, построенных из элементарных частиц — пустота;
— и даже сами элементарные частицы — лишь возмущение пустоты, то есть — волны. Из волн возникают звуки, свет, цвета, излучение — в зависимости от частоты колебаний. Из волн состоит весь мир и человек, живущий в нём.

Наблюдательные люди давным давно заметили, что разные звуки по-разному влияют на их душевное — тонкое — состояние. Заметили — и однажды придумали классификацию звуков. Произошло это, возможно, в древней Индии.
Все слышимые звуки, возникающие от удара или трения предметов друг о друга, первые музыканты мира разделили на две категории: шум и музыку.
Созерцая мир и своё состояние, певцы ушедших эпох, обнаружили и неслышимый звук — Анахат. Он ощущается не ушами, а всем существом, пульсируя вместе с биением сердца.


Слушая звуки живой природы, песнопевцы древности обнаружили, что музыкальные звуки различаются по высоте. При этом, некоторые, различные по высоте звуки, слышимые одновременно, резонируют друг с другом. Слияние звуков разной высоты возникает из-за совпадения их частот. Например, нота ЛЯ любой октавы будет иметь частоту, кратную 55 герцам: 110, 220, 440, 880 герц — это частоты нот ЛЯ различных октав.
Всем знакома европейская гамма: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ. Впервые пять из семи этих названий ввёл итальянский монах и музыкант Гвидо д’Ареццо тысячу лет назад.
На Востоке названия нот появились раньше и были связаны с названиями животных: СА РЕ ГА МА ПА ДхА НИ. Вот эти животные одно за другим:
Шаджа — павлин. Ришабх — буйвол. Гандхар — баран. Мадхйам — журавль. Панчам — соловей. Дхаиват — конь. Нишад — слон.


В большинстве случаев ухо человека способно различить в октаве 22 звука различной высоты, но в музыке используются лишь 12 из них — наиболее благозвучные.
Мы знаем, что клавиши рояля бывают белыми и чёрными. Семь белых — это чистые ноты, а пять чёрных — повышенные или пониженные. В европейской классификации любая нота чёрной клавиши может быть как повышенной, так и пониженной. К примеру: ДО-диез — та же нота, что и РЕ-бемоль; ЛЯ-диез идентична по звучанию СИ-бемолю.
Нотная классификация северной Индии более категорична:
СА и ПА бывают только чистыми;
МА — единственная нота, которая может повышаться;
РЕ, ГА, ДхА и НИ — четыре ноты, которые могут быть понижены.


Несмотря на кажущиеся различия, и в западной, и в восточной музыке используются 12 нот, что позволяет музыкантам разных стран прекрасно понимать друг друга.

Видеосюжет: группа ИНДИАЛУСИЯ объединяет музыкантов Испании, Индии, Польши и России: 

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: