ГлавнаяСтатьиПеть в хоре. Мальчиковая версия
Опубликовано 22.05.2015 в 15:19, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Анфиса Родионова)
Показов: 567

Петь в хоре. Мальчиковая версия

Заходя в музыкальную школу, будто попадаешь в свои школьные годы. Только тогда с волнением, нетерпением и чувством страха ждала очередного занятия. Сейчас страха я не испытала, только глубокое чувство грусти и ностальгии. В огромном холле переодеваются мальчишки и девчонки - когда-то и я была такой, правда ощущала себя уже совсем взрослой. Наверняка и они себя таковыми считают, хотя детям здесь на вид не больше тринадцати. Моя конечная цель – кабинет №8, где меня уже ждёт моя собеседница – Ирина Глебова, руководитель образцового хора мальчиков детской музыкальной школы №1 имени С.В. Рахманинова.

- Ирина, работать с группой мальчишек явно нелегко, ведь им нужна сильная рука. Как вы справляетесь? Есть какие-то секретные способы дисциплинировать ребят?

Поначалу, конечно, мне было очень тяжело работать. Я не представляла, как это – работать с мальчиками, потому что до этого я работала только с девочками, и на учёбе практика у нас была тоже с девочками. Но я быстро освоилась. Когда-то приходится и прикрикнуть, когда-то и ласково с ними поговоришь, когда заманишь конфеткой какой-нибудь. В прошлом году я вводила специальную систему: выдавала бумажные значки в виде ноток за хорошее пение. Мальчик, набравший большее количество ноток, получил особый подарок от Деда Мороза на Новый год. Все ребята старались, работали, это очень их дисциплинировало. Они, конечно, шаловливые, и драки у нас бывают, но когда дело касается работы, они собираются и делают всё хорошо.

- А что насчёт репертуара?

У нас разнообразный репертуар. Обычно мы разучиваем программу к праздникам, иногда берем произведения современных композиторов, на русском и иностранных языках. Старшему хору нравится петь серьёзные произведения, они проникают в суть всего происходящего. Они более осмысленно поют. Маленьким петь Баха не очень интересно, им нравится похлопать, потопать, повеселится. То есть, младшему хору мы подбираем соответствующую программу.

- Какие музыкальные инструменты Вы задействуете в работе с хором?

В плане инструментов у нас всё очень креативно. В основном мы поём под рояль, на Новый год подключали мелодику. На различных ударных дети часто сопровождают пение. У нас была практика пения под БитБокс. Сергей Шевченко (Тракторизмо) бит-боксил, а хор пел и танцевал. Мы, кстати, часто включаем движения в номера. А под песню «Снег» ребята кидались импровизированными снежками в проигрыше. Кидались искусственным снегом, было очень зрелищно и интересно. Всем очень понравилось.

- Домашнее задание задаёте?

У нас есть домашние задания. Когда мы берём новое произведение, на следующий урок должны быть выучены слова и чтобы дети могли уметь играть на инструменте свою партию. Таким образом лучше усваиваешь свою партию и развиваешь слух. Иногда выделяются солисты. Я ставлю специальные условия, кто будет лучше заниматься, кто будет готовиться дома, всё выполнять, хорошо себя вести, тот будет солистом. Это стимулирует ребят лучше заниматься.

- Вы часто участвуете в конкурсах и концертах?

В этом хоре я работаю с 2013 года, за это время мы успели выступить на множестве конкурсов. В прошлом году мы участвовали в конкурсе Римского-Корсакова, получили диплом за лучшее исполнение произведения великого композитора. В январе 2015 года мы ездили в Великий Устюг на международный конкурс, это была моя первая поездка с хором. Там мы заняли первое место, сейчас дали очень много концертов на военную тематику.

- Как, на ваш взгляд, пение в хоре помогает ребятам?

Надо сказать, что периодически ко мне подходят многие родители и говорят, что «у меня ребёнок стал по математике лучше соображать». Здесь стоит отдать должное занятиям сольфеджио, там ведь нужно всё просчитать, нотка к нотке. Занятия в хоре развивают память, мы постоянно учим новые произведения, новые слова. На мой взгляд, также важна и эмоциональная сторона. Мы не просто стоим и поём, дети сами переживают произведение, включают свои эмоции, переживания, вкладывают их в то, что они поют. Хор очень дружный, сплочённый, учит работать в коллективе.

Я думаю, что ребятам нравится заниматься, потому что они так дружны, всё время с улыбками приходят. Чем-то делятся на переменах друг с другом. Соревнования между мальчиками я не замечала, они наоборот помогают друг другу. Если кто-то лучше знает произведение, уверенней себя чувствует, он толкает товарища, мол, «тише, фальшиво поёшь».

Когда наша беседа подошла к концу, количество постоянно заглядывающих в класс мальчишек достигло предела. Пора было заканчивать разговор и начинать занятие. Шумная толпа мальчиков от 7 до 15 лет ворвалась в небольшой зал. Точнее, мальчики лет до 10 ворвались, а ребята постарше размеренно вошли и приблизились к роялю. Началась суматоха, под аккомпанемент старших ребят малыши стали носится по залу, периодически падая и крича.

Вдруг произошло волшебство – преподаватель велит поймать тишину и занять свои места. Моментально мальчишки успокоились и настроились на рабочий лад. Ирина становится перед ребятами, а Людмила Самарина, бессменный аккомпаниатор хора, записывает объявления в дневники ребятам: в пятницу – концерт.

Сначала – дыхательная гимнастика, без которой певцам никуда, каждый элемент Ирина дублирует перед ребятами. Далее – распевка под несложный аккомпанемент, и наконец – настоящее пение. Ребята готовятся к очередному выступлению в честь дня Победы, так что все песни на военную тему. Удивительно и завораживающе, как ребята поют столь серьёзные песни своими детскими голосами. Между песнями они толкаются и смеются, но стоит заиграть «Священной войне», как лица детей наполняются трагизмом и серьёзностью.

Не желая более мешать репетиции, в перерыве между песнями я пытаюсь тихонько покинуть класс, но мне это не удаётся. Ребята начинаются шептать мне «До свиданья!», придётся уходить не так тихо, как я планировала.

На концерте я вновь встречаюсь с хором. Лица мальчишек уже знакомы мне. Сегодня они нарядные, в торжественных синих костюмах. Это не случайно: мы в библиотеке «Читай-город» на проспекте Мира, 1. Здесь сегодня волнительное для всех событие – образцовый хор мальчиков даёт концерт для младших школьников. Переживающие родители хористов стоят в коридоре, подсматривая в небольшое и уже плотно занятое детишками концертное помещение. А школьники ждут начала выступления. Проектор транслирует хронику войны и мероприятий разных лет, посвящённых Победе.

В очередной раз удивившись серьёзности исполняемых песен, я покидаю библиотеку и уже полюбившихся мне ребят. Надеюсь, они сумеет прочувствовать все прелести музыкального образования, работы в хоровом коллективе и продолжат заниматься в музыкальной школе.

А для активных родителей рассказываем, что вы всегда можете отдать своего ребенка в этот замечательный коллектив. Для этого нужно уточнить все подробности в ДМШ им. С.В. Рахманинова, которая располагается в живописном старом городе на ул. Большая Московская, 7.

Фото автора

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: