ГлавнаяСтатьиВероника Сурняева. "Существует, пока звучит"
Опубликовано 22.05.2015 в 12:56, статья, раздел Кино, рубрика Первый шаг
автор: Валерий Рубцов
Показов: 697

Вероника Сурняева. "Существует, пока звучит"

Следующий выпуск проекта "120 лет кино. Первый шаг" снова посвящён документальному кино. На этот раз мы познакомим вас с первой, и пока единственной, работой молодого режиссёра и журналиста Вероники СУРНЯЕВОЙ. Этот короткометражный фильм посвящён музыке и борьбе творца за свою свободу самовыражения.

О себе:

Зовут меня Сурняева Вероника Сергеевна. Родилась в 1990 году в Пензе.

В пятнадцать лет (после 10 класса) я попала в подростковую медиастудию «Спектр» в Пензе, научилась писать сценарии для роликов и короткометражных фильмов, снимать, монтировать, писать тексты. В летнем бизнес-лагере была ведущей новостной программы, которая выходила раз в два дня. Позже с делегацией от студии оказалась в ВДЦ «Орлёнок» в лагере «Звездный», на Всероссийском форуме детского и юношеского экранного творчества «Бумеранг», снимала короткометражные фильмы, писала статьи для сайта лагеря и на «Орленок-ТВ» вела ток-шоу «Поговорим о профессии». Это были 40-минутные интервью с известными телеведущими, кинорежиссерами, операторами, сценаристами, аниматорами.

По совету руководителя студии «Спектр» в 16 лет приехала в Петербург и поступила в Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения на факультет экранных искусств. Окончила с красным дипломом в 2012 году по специальности «режиссура кино и телевидения», квалификация «режиссер телепрограмм».

Сейчас живу в Санкт-Петербурге. Работаю редактором и журналистом в журнале о путешествиях Montok.

О творчестве:

Комфортно чувствую себя в документальном кино, больше всего нравятся портретные зарисовки, очерки. Мне интересна видеопоэзия, клипы, телепроекты о путешествиях, визуальная антропология – всё, что касается культуры, искусства, науки.

Мне кажется, я умею разговаривать с людьми, умею слушать. Люди открываются мне, рассказывают личные истории, в которых я умею выделить главное и это подать. Причем подать не напрямую, а через образ, метафору, с помощью музыки или композиции кадра. Но выделяя главное, важное, общее, умею подмечать интересные детали, которые могут рассказать больше, чем слова, передать эмоции. И мне нравится продумывать драматургию, управлять вниманием зрителя.

Моя главная цель – остаться верной себе, честной с собой, вообще остаться собой. Делать то, что действительно интересно и чем можно будет гордиться, заражать этим других, делиться с другими, рассказывать истории и удивлять, дарить новые эмоции, новый опыт, при этом напоминая про вечные истины и ценности.

О будущем:

Сейчас я не занимаюсь кино, к сожалению, а занимаюсь журналистикой и редактированием. Но есть идеи для будущих фильмов и проектов, надеюсь их осуществить. Хотелось бы ещё снять об одиночестве в современном мире, о людях, непохожих на нас, о других культурах, о старости и смерти, о современной поэзии.

Думаю, что у короткометражного кино большие перспективы, потому что наше время ускоряется, все сокращается, урезается, сжимается, и нужно будет успевать рассказывать истории быстро, лаконично, но ярко и так, чтобы зацепило. Наверное, поэтому стали так популярны режиссеры социальной рекламы и анимация.

О фильме:

Фильм «Существует, пока звучит» о любительском искусстве. Но не от слова «любитель» (то есть непрофессионал), а от слова «любовь». Фильм о любви к музыке, о тепле человеческих отношений, о том, что дорого сердцу, но так хрупко, что можно это потерять. Фильм для тех, кто понимает, что мир музыки и вообще творчества не ограничивается попсой, тем, что показывают по телевизору, крутят по радио и играют в больших залах.

Вот что я писала в пояснительной записке к дипломному фильму:

«Работа над фильмом втройне усложнялась, ведь он посвящен трем вещам, о которых сложнее всего говорить и, тем более, снимать. Это женщины, деньги и музыка.

В моем фильме заложен один из «вечных» конфликтов: художник и власть. Это конфликт двух миров – «добра» и «зла». Первый — условное «зло», мир чиновников и бюрократии, мир, в котором правят деньги и которому не нужна культура. Второй — условное «добро», мир искусства, в котором не думают о деньгах, это мир музыки и любви.

В финале мне хотелось прийти от простых истин к общечеловеческим ценностям. Истины таковы: без бумажки ты букашка, миром правят деньги, кто платит, тот и заказывает музыку. Но в борьбе добра и зла всегда побеждает добро. Добро, справедливость, свобода и любовь. И, в конечном итоге, высшие ценности оказываются важнее и сильнее простых истин.

Сверхзадача моего фильма — напомнить людям, что им дарована свобода воли. И если каждый из нас будет закрывать глаза на всё и позволять чиновникам вытирать об нас ноги, то мы получим ситуацию еще худшего произвола, чем имеем сейчас. Мы — это то, во что мы верим, что выбираем и за что боремся. Мы живем, пока дышим. Музыка существует, пока звучит...»

Курировал этот дипломный проект мастер курса, работали вместе с операторами и звукорежиссёром.

За время работы над фильмом научилась довольствоваться малым. Сжимать огромные, подробные, очень личные интервью до одной фразы, длинные описания событий – до одного кадра с выразительной деталью крупным планом, двадцатилетнюю историю – в пару минут. Играть с темпоритмом, переплетать разные сюжетные линии – линию портрета коллектива (конфликты внутренние) и линию расследования (конфликт внешний).

Конечно, сейчас я рассматриваю этот фильм как просто студенческую работу, он кажется мне очень наивным, для очень узкой аудитории. Но на тот момент я старалась сделать все наилучшим образом, настолько хорошо, насколько могла.

Фильмография

2012 – «Существует, пока звучит» д/ф

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: