ГлавнаяСтатьиБратья Васильевы. "Личное дело"
Опубликовано 8.05.2015 в 12:49, статья, раздел Кино, рубрика Первый шаг

Братья Васильевы. "Личное дело"

В девятом выпуске нашего проекта «120 лет кино. Первый шаг» вместе с молодыми сёстрами Мошковыми мы решили поставить знаменитых братьев ВАСИЛЬЕВЫХ. Ведь они тоже когда-то были молодыми и до своего знаменитого «Чапаева» снимали немое короткометражное кино.

О них:

Георгий Николаевич Васильев родился 25 ноября 1899 года. Учился в Московской театральной студии «Молодые мастера» под руководством И. Певцова. С 1923 занимался журналистикой, сотрудничал в «Рабочей газете» и журнале «Жизнь искусства», опубликовал ряд статей по вопросам кино. С 1924 работал редактором-монтажёром на студии «Госкино» по перемонтажу зарубежных фильмов. Заслуженный деятель искусств РСФСР.

Сергей Дмитриевич Васильев родился 4 ноября 1900 года. Активный участник Октябрьской революции в Петрограде. В 1924 окончил актёрское и режиссерское отделение Института экранного искусства (Ленинград). С этого же года - редактор, затем редактор-монтажёр московского отделения «Севзапкино». Народный артист СССР.

После слияния «Севзапкино» и «Госкино» в «Совкино» Васильевы начали работать вместе под псевдонимом братья Васильевы. Их работа за монтажным столом помогла им овладеть основами кинематографического монтажа и композиции. Большое значение для Васильевых имела их встреча в этот период с Сергеем Эйзенштейном, учениками которого они стали.

О творчестве:

Первая самостоятельная режиссерская работа Васильевых - документальный фильм «Подвиг во льдах» 1928 года. Он был смонтирован из фрагментов кинохроники, снятой операторами, участвовавшими в поисках советским ледоколом «Красин» итальянской экспедиции Нобиле.

Первый художественный фильм Васильевых – «Спящая красавица» 1930 года, снятый по сценарию Г. Александрова. В этом фильме режиссёры отдали чрезмерную дань монтажно-изобразительным поискам. Обилие сложных кинематографических метафор заслонило характеры действующих лиц и событий.

От ошибок своей первой постановки Васильевым удалось освободиться в следующем (также немом) фильме «Личное дело» 1932 года.

По окончании съёмок Васильевы начали поиски большой, актуальной темы для следующей картины.

«Мы старались найти такую тему,- писали они,- которая была бы действительно основной, центральной темой. Мы остановились на роли партии... Тема волновала и воодушевляла нас. Но как ее разрешить, на каком участке? Так как мы оба - участники гражданской войны и материал гражданской войны хорошо знали, мы решили обратиться к нему»

В основу своей новой работы братья Васильевы положили повесть Дмитрия Фурманова «Чапаев», по которому в 1934 они поставили одноименный фильм.

С созданием сценария и фильма связан важнейший и наиболее плодотворный период творчества режиссёров. Глубоко и всесторонне изучив многочисленные документы и иконографические материалы, литературное наследие Фурманова, воспоминания бывших чапаевцев, военные архивы, Васильевы, основываясь по преимуществу на полумемуарной документальной повести Фурманова, создали новое кинематографическое произведение, обладающее классической стройностью и завершённостью драматургического построения. В работе над «Чапаевым» ярко проявились подлинная партийность и народность творчества режиссеров Васильевых, их умение выразить высокую идею и философски значимое содержание в художественно совершенной форме, отличающейся внутренней гармонией, предельной ясностью и доступностью.

В «Чапаеве» Васильевы подняли на новую ступень искусство кинорежиссуры, обогатив его многими новаторскими достижениями в работе с актёрами, в композиции, построении мизансцен, в монтаже, использовании звука и в музыкальном решении. Все выразительные средства фильма были направлены на раскрытие человеческих характеров, создание глубоких, самобытных образов.

Фильм «Чапаев» сразу же получил всенародное признание. Картина с огромным успехом прошла и по экранам мира, она демонстрировалась в странах Скандинавии, в Голландии, Болгарии, Франции, Италии, Турции, Китае, Испании, США, Англии, Алжире и других.

Последней совместной работой Васильевых был фильм «Фронт», снятый в 1943 году. В этом фильме остро ставилась проблема борьбы с военной рутиной, самоуспокоенностью, зазнайством; в нём сочетались тонкий психологизм, высокая патетика и гневная сатира.

О фильме:

В 1932 году братья Васильевы сняли свой второй художественный немой фильм «Личное дело». Обратившись к современной советской действительности, они через развитие характера героя - отсталого рабочего, преодолевающего пережитки прошлого в своем сознании, стремились рассказать о социалистическом строительстве в годы первой пятилетки. Однако фильм «Личное дело» был поставлен по слабому, схематичному сценарию и, хотя сыграл важную роль в творческом развитии Васильевых, не пользовался успехом у зрителей, тем более, что по теме, конфликту и центральному образу он почти совпадал с вышедшим одновременно одним из лучших ранних звуковых фильмов – «Встречный».

К сожалению, эта киноработа была почти полностью утрачена во время Великой Отечественной войны. Но в 1977 году по сохранившимся монтажным срезкам и сценарной раскадровке удалось смонтировать фотоверсию фильма, которую мы вам и представляем.

Фильмография:

1928 — Подвиг во льдах

1930 — Спящая красавица

1932 — Личное дело (Тревожные гудки)

1933 — Невероятно — но факт!

1934 — Чапаев

1937 — Волочаевские дни

1942 — Оборона Царицына

1943 — Фронт

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: