ГлавнаяСтатьиПро Мендельсона, написавшего свадебный марш (Часть 2)
Рассказы о музыке и музыкантах:
Великий композитор-романтик
Опубликовано 26.10.2017 в 10:40, статья, раздел Искусство, рубрика Рассказы о музыке и музыкантах
автор: Наталья Серова
Показов: 407

Про Мендельсона, написавшего свадебный марш (Часть 2)

Читайте 1 часть рассказа о Мендельсоне.

Последнее десятилетие жизни и творчества Мендельсона наполнено интенсивной работой — созданием лучших его произведений, плодотворной просветительской деятельностью, признанием его таланта, семейным уютом и благополучием — заботой супруги и лаской детей.

В 1843 году происходит событие, во многом судьбоносное для становления профессионального музыкального образования в Германии — по инициативе и при деятельном участии Мендельсона в Лейпциге была открыта первая в стране консерватория, которую он и возглавил. Преподавать в консерватории были приглашены лучшие музыканты, среди которых был Шуман. Мендельсон и сам занимался с учениками.

Просветительская, педагогическая, дирижёрская и исполнительская деятельность композитора получает признание не только слушателей и учеников, но и правящих кругов. Так, саксонский король наградил его званием придворного капельмейстера, прусский — титулом генерального придворного директора музыки. Лейпциг присвоил Мендельсону звание Почётного гражданина, а Лейпцигский университет присвоил ему почётное звание доктора философии. Известного композитора приглашали организовывать музыкальные фестивали Дюссельдорфе, Аахене, английском Бирмингеме, и он с неизменным энтузиазмом брался за работу.

Одним из известнейших и популярных по сей день произведений Мендельсона, стал концерт для скрипки с оркестром, написанный в 1844 году. Надо заметить, что, владея скрипкой, композитор, тем не менее, написал мало произведений для этого инструмента, отдавая предпочтение фортепиано. В концерте, в соответствии с традицией, 3 части, при этом необычно наличие небольшого перехода к финалу. Образное содержание от 1-й части к финалу меняется. В основе 1-й части три темы: первые две — взволнованные, звучат, как откровение души; третья тема спокойная и звучит как утешение тревожным переживаниям. 2-я часть открывается напевно темой с широкими интонационными ходами, напоминающими балетную пластику. Эта тема — олицетворение покоя от тревог и умиротворение. В среднем разделе появляется тревожная тень 1-й части. Небольшой переход к финалу звучит как вопрос: чем же закончатся тревога и сомнение? Финал даёт жизнеутверждающий ответ! 

Опера, в отличие от жанров инструментальной музыки, не стала любимым жанром композитора, но для спектаклей драматического театра он писал с удовольствием. Так, им была написана музыка к «Антигоне» и «Эдипу в Колонне» Софокла, к «Аталии» Расина и к комедии Шекспира «Сон в летнюю ночь» — прелестной волшебной сказке. Увертюру к комедии Мендельсон написал в возрасте 17 лет, но в 1842 году написал музыку к спектаклю, в которой чередуются музыкальные фрагменты и реплики персонажей, а также есть крупные оркестровые части, рисующие происходящее на сцене. Комедия Шекспира ставилась ко дню рождения прусского короля Фридриха Вильгельма IV. Премьера, увенчавшаяся успехом, состоялась 14 октября 1843 года в театральном зале дворца в Потсдаме, а через 4 дня в Шаушпильхаузе (Драматическом театре) в Берлине. В сюиту из музыки к комедии вошли увертюра и 4 части. В увертюре разнохарактерные темы соответствуют то лирическим, то шутливым или радостным сценам комедии, причём, первая из них — портрет эльфа Робина Пека, который и стал «виновником» забавных приключений. Темы вступления и коды изображают тяжёлый театральный занавес, поднимающийся в начале спектакля и опускающийся, знаменуя его окончание. 2-я часть сюиты — Интермеццо, 3-я — Ноктюрн, рисующий волшебную летнюю ночь, во время которой проказник эльф Робин Пек подшутил над героями сказки и заставил их немало поволноваться. 4-я часть — Скерцо, игры и пляски весёлых эльфов. И, наконец, 5-я часть — знаменитый Свадебный марш, который был своеобразной пародией на торжественные церемонии и звучал в момент бракосочетания Осла, в которого Пек превратил актёра, и сказочной королевы. 

 Также, предлагаю вашему вниманию, уважаемые читатели, посмотреть замечательный фильм «Сон в летнюю ночь», снятый американской кинокампанией «Уорнер Бразерс» в 1935 году. Несмотря на то, что фильм не цветной, снят он мастерски, с очаровательной выдумкой и юмором, а главное, в нём полностью использована музыка Мендельсона, написанная к спектаклю.

Какова же была дальнейшая судьба знаменитого свадебного марша? Через несколько лет после его написания, в 1847 году молодожёны небольшого английского города Тивертон выбрали для церемонии бракосочетания именно марш Мендельсона. Спустя еще несколько лет, в 1858 году, уже после смерти композитора, этот марш прозвучал в Лондоне после венчания при выходе из церкви кронпринца Пруссии Фридриха Вильгельма и британской принцессы Виктории Аделаиды, которая неплохо разбиралась в музыке и сама выбрала два марша: свадебный марш из оперы Вагнера «Лоэнгрин» — для шествия к алтарю, и свадебный марш Мендельсона для выхода из храма. С тех самых пор именно эти два марша и звучат на церемониях бракосочетания во всём мире.

В 1845 году Мендельсон завершает работу над последней из шести тетрадей «Песен без слов» для фортепиано (всего 48 пьес). Работа над этими миниатюрами длилась с 1832 года и была своеобразным написанием музыкального дневника впечатлений автора от путешествий и различных жизненных событий. Для фортепианной музыки жанр «песен без слов» стал новым, созданным Мендельсоном. В пьесах есть яркая выразительная мелодия и аккомпанемент, как в вокальной миниатюре, только мелодию поёт фортепиано. Есть и такие пьесы, в которых можно услышать хор, который имитирует фортепиано. Вашему вниманию «песни без слов» в исполнении Якова Флиера, 

Анастасии Махамендриковой  и Даниэля Баренбойма 


В последний год жизни Мендельсон снова обратился к жанру духовной оратории — создаёт ораторию «Илия» и работал над ораторией «Христос», которая осталась незаконченной.

17 мая 1847 года внезапно умирает любимая сестра Мендельсона Фанни. Потрясённый горем, композитор прекращает концертную деятельность и уезжает в Швейцарию, где он написал самое трагическое своё сочинение — струнный квартет, который называется «Реквием для Фанни». В октябре по возвращении а Лейпциг, его поражает инсульт, 3 ноября — второй. На следующий день 4 ноября 1847 года Феликс Мендельсон — Бартольди скончался. Похоронен композитор на Троицынском кладбище БерлинаМогила Мендельсона.

Творческое наследие Мендельсона насчитывает несколько сотен произведений разных жанров. Круг его образов в основном лирико-романтический. Безусловно, есть и яркие драматические образы, но они не являются ведущими в творчестве. Композитор не касается так называемых «проклятых» проблем человечества, но обязан ли каждый композитор их раскрывать? И плох ли тот, кто не делает этого и раскрывает свою душу человечеству в иных образах? Музыка великого композитора — романтика доказывает обратное. Поэзия природы, сказок и причудливой фантастики, прелесть народных песен — вот что звучит в музыке Мендельсона. Она как свежий воздух, вдохновляющий и дающий новые силы человечеству. Композитор говорил: «Я считаю невозможным сочинять музыку, которая не прочувствована мною вполне. Это кажется мне ложью, ибо ноты имеют такой же определённый смысл, как и слова, и, быть может, ещё определённее».
Благодарные жители Лейпцига после его смерти перед зданием Лейпцигской консерватории установили памятник её основателю — Мендельсону. При нацистском режиме во время второй мировой войны памятник композитору — еврею был снесён и переплавлен, а имя композитора было вычеркнуто из истории культуры Германии.

Сейчас в Лейпциге, в доме, где жил Мендельсон, находится музей, который внесён в реестр культурных объектов государственного значения Восточной Германии. Предлагаю вам, уважаемые читатели, совершить небольшую экскурсию по дому-музею композитора. 

В октябре 2008 года в Лейпциге недалеко от церкви св. Фомы, где импровизировал на органе И. С. Бах, был поставлен памятник его почитателю и органисту той же церкви Ф. Мендельсону-Бартольди. На четырёхметровом постаменте, украшенном фигурами музицирующих и поющих ангелов и медальонами, символизирующими светскую и церковную музыку и надписью со словами композитора «Благородным провозглашаю только язык музыки», возвышается его величественная фигура. Памятник Мендельсону

Завершить рассказ о замечательном немецком композиторе — романтике Феликсе Мендельсоне — Бартольди я хочу словами его современника поэта Генриха Гейне:

«Иногда мне вспоминается старая прелестная сказка о юном рыбаке, который подслушал на берегу ночной хоровод русалок и обошёл потом со своей скрипкой весь свет, чаруя и восхищая всех мелодиями русалочьего вальса. Эту легенду однажды рассказал мне добрый друг, когда мы в концерте в Берлине слушали музыку такого же чародея Феликса Мендельсона — Бартольди».

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: