ГлавнаяСтатьи«Эффект Чарли Гордона», Такой театр
Опубликовано 24.10.2017 в 10:31, статья, раздел Искусство, рубрика De Theatro
автор: Мария Тетрарх
Показов: 106

«Эффект Чарли Гордона», Такой театр

После просмотра этого спектакля я поймала себя на мысли о том, что не понимаю, о чем это произведение. Раньше понимала, чувствовала, а теперь нет. Это так, вместо предисловия.

Мое знакомство с Таким театром продолжилось спектаклем «Эффект Чарли Гордона» по мотивам произведения Дениэла Киза «Цветы для Элджернона». Режиссерами-постановщиками выступил тандем Игоря Сергеева и Вари Светловой. Кстати, скоро выйдет спектакль «Билли Миллиган», опять же по мотивам, на этот раз документальной, книги Дэниела Киза, который, судя по всему, питал слабость к неординарным личностям.

Итак, мне посчастливилось посмотреть «Чарли» 29 августа, в излюбленном хипстерами нашего города Скороходе. Это локация примечательна тем, что совмещает в себе не только культурное пространство, но и удобную лаунж-зону с баром. То есть при желании можно опустошить пару бокалов красного сухого, а смотреть ли подшофе спектакль или нет — это выбор каждого. Я, например, этого не одобряю.«Эффект Чарли Гордона», Такой театр (5).jpg

Зрительный зал в Скороходе рассчитан на небольшое количество человек, может на 100-150. Не могу сказать точную цифру, но факт — зрителей было много. Некоторым принесли дополнительные стулья, а пара человек даже стояла. Был аншлаг.

В общем, заканчиваю с демагогией и перехожу к спектаклю.

Мышь-конферансье или интересная режиссерская находка. Сразу начну с того, что режиссеры вывели Элджернона в отдельного персонажа и отвели ему одну из ключевых ролей. И, если в рассказе и романе «Цветы для Элджернона» не отведено места переживаниям мышонка, его становлению и угасанию, то в постановке Такого театра Элджернон является рефлексирующей личностью. На сцене мышонок разыгрывал тонкую, полную самоиронии и цинизма, игру. Он смеялся над собой и над зрителем, в большей части сцен Ниеле Мейлуте, которая, по моему мнению, блистательно справилась с ролью, выступала в качестве конферансье, продавца смеха и страха. У Ниеле получилось вынести переживания мышонка на сцену, заставить зрителя думать.«Эффект Чарли Гордона», Такой театр (4).jpg

Чарли Гордон. Опять же хочется отметить великолепную игру Александра Худякова, который полностью вжился в свою роль. Его Чарли не является идиотом, он скорее, всепрощающий и искренний ребенок. Персонаж Худякова был органичен, его поведение было понятно зрителю. Кстати, в этой постановке можно провести параллели с «Двойником» Достоевского. Чарли и Элджернон являются тенями друг друга. Чарли вначале завидует проворности и уму мышонка, а потом, по мере своего чудесного превращения отдаляется от него.

Примечательно, что отца Чарли и доктора Немора сыграл Игорь Грабузов. Мне показалась необычной манера сценической речи Игоря, порой складывалось впечатление, что он зачем-то жует слова. Но меня очень поразили две сцены — встречи Чарли с отцом и крах доктора Немура, в них проявилась вся суть, вся боль персонажей Игоря Грабузова. Зритель увидел в докторе Немуре искреннего мальчишку с улиточным городом, а в Мэтью — отце Чарли слабого, старого, упустившего последний шанс, человека. Два этих героя являются двойниками друг друга, и поэтому явно прослеживается их отцовская роль в жизни Чарли. Да, понятие нормальности очень размыто, поэтому «Чарли» бросает из гениальности в банальность, а тот же доктор Немур, потерпев фиаско с экспериментом, превращается в маленького беззащитного мальчика.«Эффект Чарли Гордона», Такой театр (2).jpg

Остальные персонажи. Порадовала Роза в исполнении Юлии Гришаевой. Правда, в ней было очень много эренбургского — те же специфические ужимки, те же интонации, да и амплуа очень похоже на лектора из «Преступления и наказания».

Признаюсь, своего Чарли Гордона я похоронила совсем недавно. С приобретением опыта почему-то обрастаешь панцирем и цинизмом, а ведь наедине с собой, я не надеваю маску, один на один с собой я просто маленький ребенок, попавший в серьезный скучный мир. И быть может этот спектакль о том, что не нужно терять Чарли Гордона в себе? Не стоит отказываться от искренности, всепрощения и добра? Нельзя позволять убить среде свои способности и таланты? Не следует размениваться на целлофан?

А еще этот спектакль о том, что человек никогда не станет богом. Человеку нельзя становиться богом. Человек не в праве решать, кто убог, а кто гениален.«Эффект Чарли Гордона», Такой театр (3).jpg

А быть может о том, что среда, окружение, социум делают нас обыкновенными? Убивают талант и способности в угоду нормальности? Зачем нам прислушиваться, общаться, делиться мнениями с не такими как мы? Ведь проще всех судить по одной мере?

В любом случае «Цветы для Чарли» — очень злободневная и талантливая постановка, тандем Сергеев-Светлова удался. Из актерского состава хочется выделить — Ниеле, Александра Худякова, Игоря Грабузова и Юлию Гришаеву. О чем этот спектакль, наверное, каждый решит для себя сам. Но смотреть его однозначно стоит!Цветы для Чарли

Фото: Александр Коптяев.

Другие статьи автора

Подписывайтесь на наши социальные сети: