ГлавнаяСтатьиАлександр Довженко. "Ягодка любви"
Опубликовано 24.04.2015 в 12:07, статья, раздел Кино, рубрика Первый шаг

Александр Довженко. "Ягодка любви"

В очередном выпуске проекта «120 лет кино. Первый шаг» мы решили поставить рядом двух украинских кинорежиссёров. И вместе с рассказом о молодом современнике Сергее Баженове познакомим вас с первой работой великого Александра Петровича ДОВЖЕНКО.

О нём:

Александр Довженко родился 29 августа 1894 года в многодетной крестьянской семье на хуторе Вьюнище Сосницкого уезда Черниговской.

Семья будущего кинорежиссёра жила небогато: земли было немало, однако она была неплодородна. Родилось много детей — 14, из которых выжило только двое — Александр и его сестра Полина. Дети быстро умирали, почти никто из них не достиг трудоспособного возраста.

Чтобы найти деньги на учёбу сына, отец продал одну из семи десятин земли, которыми владела семья. Учился Довженко в Сосницкой начальной школе, а затем в начальном училище. В 1911 году Александр Довженко поступил в Глуховский учительский институт, но не потому, что стремился стать учителем, а потому, что имел право сдавать туда экзамены, да и стипендия там была 120 рублей в год. В институте он впервые познакомился с украинскими книгами, которые читались им и товарищами тайком от педагогов.

В 1914 году Довженко окончил институт и был направлен в Житомирское начальное училище, где ввиду нехватки учителей он преподавал природоведение, гимнастику, географию, физику, историю, рисование.

В 1917 году на фронт его не взяли как «белобилетника» из-за больного сердца. Тогда он переехал на работу в Киев, где тоже учительствовал и учился в Киевском коммерческом институте на экономическом факультете. Учился плохо, не хватало времени и усердия. Одно время служил добровольцем в армии Украинской Народной Республики.

В том же году, когда в Киеве открылась Украинская академия искусств, Довженко стал её слушателем. В 1918 году, будучи уже председателем общины коммерческого института, Довженко организовал общестуденческий митинг против призыва в ряды гетманской армии. Участники демонстрации были разогнаны, около двадцати убиты, многие ранены. Академию Довженко так и не закончил, а институт, по его словам, посещал до 1920-го или 1921-го года.

В 1919 году преподавал в петлюровской школе старшин в Житомире «Историю Украины и эстетику». В 1920-м Довженко был заведующим Житомирской партийной школой, но вскоре попал в польский плен, где его показательно расстреливают холостыми, обещая в следующий раз настоящий расстрел. Но ему удалось бежать в красный отряд.

После установления советской власти Довженко занимал различные должности: сначала секретаря Киевского губернского отдела народного образования, впоследствии комиссара Театра им. Тараса Шевченко, заведующего отделом искусств в Киеве, управделами в Наркомате по иностранным делам в Польше, секретаря консульского отдела в Германии.

В Германии Довженко занялся изучением графики в частной художественной школе профессора-экспрессиониста Вилли Геккеля. Там же женился на Варваре Семёновне Крыловой.

Летом 1923 года Довженко поселяется в Харькове, тогдашней столице Украины. Со временем он стал пробиваться к кино. Не имея ни опыта, ни образования в новой области, начал работать на Одесской кинофабрике ВУФКУ. В 1925 году Довженко — стажёр по агитфильму «Красная Армия».

Довженко «заболел» кинематографом. Режиссура начинает интересовать его во время работы в киногруппе Арнольда Кордюма при постановке картины «За лесом» (о классовой борьбе в деревне). Также Довженко написал сценарий для детей «Вася-реформатор» и после хлопотаний в московской комиссии его запустили в производство. Переключаясь на кино, Довженко планировал посвятить себя, как он тогда думал, исключительно жанру комических и комедийных фильмов.

На съёмках фильма «Вася-реформатор» и другого под названием «Ягодка любви» он познакомиля с оператором Даниилом Демуцким, с которым впоследствии будет работать ещё над многими фильмами, создав знаменитый тандем украинского кино.

О творчестве:

Александр Довженко впервые громко заявил о себе как об интересном и самобытном мастере после съёмки своей четвёртой картины «Звенигора» (1928), где он в необычной манере соединил революционный эпос, сатиру и лирику.

В 1930 году Довженко снял один из своих самых известных фильмов «Земля», который получил признание как в СССР, так и за рубежом. Новаторским киноязыком режиссёр рассказал о борьбе за коллективизацию, социальных процессах, которые ломали устои крестьянской жизни.

Этапными работами также стали фильмы «Иван» (1932), «Аэроград» (1935), «Щорс» (1939).

Во время работы над картиной «Иван» Довженко сблизился со Сталиным. Они переписывлись, глава страны часто принимал режиссёра у себя. Картина «Щорс» была снята по прямому указанию Сталина, который непоср

едственно вмешивался в процесс создания фильма.

С конца 1930-х годов, переехав в Москву, Довженко всё больше уделял времени литературе и подготовке сценариев к будущим картинам. В годы Великой Отечественной войны снял несколько документальных фильмов, писал публицистические статьи и очерки.

Поэтическая картина «Жизнь в цвету», которую Довженко задумал ещё в 1944 году, в угоду идеологическим принципам была переделана в картину «Мичурин». Фильм бесконечно изменялся и перемонтировался в попытках удовлетворить требования цензуры. По мнению некоторых критиков, в итоге получилась совершенно беспомощная работа, не содержащая ничего, кроме пропагандистского пафоса. Другие же критики утверждали, что, несмотря на переделки в угоду идеологии, фильм всё-таки получился талантливым и стал событием в советском кинематографе.

В последние годы Довженко был занят педагогической работой — преподавал во ВГИКе. Продолжал работать над сценариями будущих картин. Он мечтал вернуться на Украину, но не получил на это официального разрешения властей.

Александр Довженко скончался 25 ноября 1956 года от инфаркта на своей даче в Переделкине.

О фильме:

«Ягодка любви» – это чёрно-белая, немая, короткометражная комедия режиссёра Александра Довженко, снятая им по собственному сценарию на ялтинской фабрике ВУФКУ в 1926 году. Считается первой работой великого мастера.

Сюжет картины незамысловат: Парикмахер Жан Колбасюк узнаёт от своей подружки о несколько неожиданном появлении у них ребёнка. Не готовый к роли отца, молодой человек всячески пытается избавиться от оставленного ему младенца. После последовавших нескольких неудачных попыток подбросить малютку ничего не подозревающим гражданам, Колбасюк, получивший к тому времени повестку из нарсуда, соглашается на регистрацию брака и только потом узнаёт от Лизы, что ребёнок, послуживший катализатором происшедшего, был взят ею у тёти.

Фильмография:

1926 — Ягодка любви

1926 — Вася-реформатор

1927 — Сумка дипкурьера

1928 — Звенигора

1929 — Арсенал

1930 — Земля

1932 — Иван

1935 — Аэроград

1939 — Щорс

1948 — Мичурин

1951 — Прощай, Америка!

1940 — Буковина — земля украинская

1940— Освобождение

1943 — Битва за нашу Советскую Украину

1944 — Победа на Правобережной Украине

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: