ГлавнаяСтатьиАлександр Козак: "Мы должны гордиться этой Победой, и будем ею гордиться..."
Опубликовано 22.04.2015 в 17:19, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Маргарита Харохорина)
Показов: 1672

Александр Козак: "Мы должны гордиться этой Победой, и будем ею гордиться..."

«Во времена Римской империи жила женщина – благоверная христианка… И звали ее Агния… И было у нее три дочери… И был великий мор среди людей, чума напала на город, где жила эта женщина. И чтобы ублажить богов, благородные римляне решили принести человеческие жертвы. И панну Агнию сожгли на жертвенном костре вместе с ее малолетними дочерьми. Самое удивительное, что после этого чума отошла от города…»

Белорусский драматург Алексей Дударев в пьесе «Не покидай меня…» использует эту легенду как аллегорию судьбы женщин на войне. В его произведении Агния – младший лейтенант, командир специальной разведгруппы Вероника Кремис, три дочери – ее солдаты Аля Ладысева, Ядя Гурская и Зина Батян. Преданные своей Родине они жертвенно защищали ее. Историю о подготовке к белорусской наступательной операции 1944 года под деревней Савин Дуб, о четырех юных отважных девушках, их командире Михасеве расскажут актеры Новгородского академического театра драмы им. Ф.М. Достоевского, режиссер-постановщик заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Александр Козак и сценограф Екатерина Чазова. Накануне премьеры спектакля к 70-летию Великой Победы на репетиции побывала Маргарита Харохорина.

- Пьеса Алексея Дударева основана на реальных событиях, герои ее носят имена реальных людей. Текст завершается информацией о том, что Герой Советского Союза, гвардии капитан Петр Кузьмич Михасев умер в госпитале 22 августа 1944 года. Вероника Кремис, Ядя Гурская и Зина Батян похоронены в братской могиле возле деревни Савин Дуб. У Али Ладысевой в 45-м родился сын. И сейчас ветеран войны Алина Александровна Ладысева живет в Минске. Интересно было бы узнать историю создания произведения?

Этот вопрос требует интимного ответа… Алексей Ануфриевич - мой друг, его можно назвать белорусским классиком. В 70-е годы XX века постановки по его пьесам шли по всему Советскому Союзу и за рубежом. Самое знаменитое произведение Алексея Дударева – «Рядовые» (написана в 1985 году – МХ). Появление новой пьесы о войне - это его профессиональный и человеческий долг. Надо сказать, что я пошел чуть-чуть вопреки автору: не акцентирую, что все герои погибли, и не говорю, что они остались в живых. Для нас и для театра важен не частный случай, а глобальная тема войны. Воевало ведь не шесть человек, как у нас на сцене – воевали всем миром. Также будет несколько сюрпризов для новгородцев.

- Пожалуй, сюрпризы пока раскрывать не стоит. А вообще, как в наши дни обстоят дела с драматургией на эту тему?

«Не покидай меня…» написана лет десять назад и такая драматургия на вес золота, потому что в последнее время серьезных произведений о Великой Отечественной войне, к сожалению, нет.

- Кстати, читая пьесу, вспомнились «А зори здесь тихие…». Вероника Кремис, например, своей строгостью, твердым характером напомнила Риту Осянину. Михасеву, как и Васкову предстояло подготовить девушек к военной операции, а те, по началу, подтрунивали над ним. И существует много театральных постановок по произведению Бориса Васильева. Не сталкивались ли Вы в работе над спектаклем с определенными трудностями из-за этого?

Я схожести большой, к счастью, не вижу. Но хорошая литература всегда вызывает какие-то ассоциации. У актрис, участвующих в спектакле, сперва тоже была такая ассоциация. В процессе работы мы об этом забыли и больше не вспоминаем. Снят ведь еще фильм по киносценарию «Не покидай меня…» и некоторые подходили ко мне, говорили, мол, в фильме то-то, в фильме так-то. Кино – это кино, совершенно другое искусство. Я как театральный режиссер, иду от индивидуальности актера, а потом эту индивидуальность пытаюсь наложить на драматургический материал. Насколько это удается, судить зрителям и критикам.

- У художника к каждому своему творению особое отношение. Наверное, при создании постановки о Великой Отечественной, есть чувство особой ответственности.

Обязательно. Лично мною движет то, что многие начали терять чувство гордости за свою победу, и мне хочется сказать им: «Господа, вы не правы». Мы должны гордиться этой Победой, и будем ею гордиться, и, надеюсь, это чувство мы передадим следующим поколениям. И, конечно, есть еще ответственность за сохранение и жизненной правды, и художественной, чтобы постановка была интересна зрителю любого возраста. Желание поставить спектакль вызвано одним – сказать «спасибо». И у нас будет то, чего в пьесе нет: совместно с Алексеем написали благодарность ветеранам войны.

- И это станет отдельным фрагментом спектакля?

Да. В работе это называется «театр и литература – не близнецы и братья». Глубокая постановка всегда прочитывает литературу, но не повторяет ее.

Пьеса «Не покидай меня…» – это драматическая баллада. И мы услышим душевные песни девушек-солдат. Кроме того, особое место в спектакле занимает хореография. Диктофон записывал не только наш разговор с режиссером, но и индийскую музыку. Шла репетиция танца Огня в честь ведийского бога жертвенного костра Агни (отсюда и произошло имя Агния). Танец несет в себе сакральный смысл: каждый, кто был верен своему Отечеству, кто проходил тяготы войны, является Огнем Агни.

«...И было великое горе среди людей, война напала на страну. И чтобы отстоять ее, защитить ее, зажглись Агниевы Огни… И отошла война от страны».

Премьера спектакля с участием заслуженных артистов России Ивана Сучкова и Анатолия Устинова, Анны Кондрашиной, Елизаветы Вещугиной, Людмилы Павленко, Марии Медведевой пройдет 25 апреля, 2, 15 и 30 мая.

Фото автора

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: