ГлавнаяСтатьиНа рубеже веков — История одного велосипеда
велоистория
Опубликовано 24.10.2017 в 11:08, статья, раздел Увлечения
автор: Мария Дмитриева
Показов: 182

На рубеже веков — История одного велосипеда

Мария Дмитриева, руководитель культурно-просветительского центра «XIX век: светская культура», организатор и ведущая мероприятий в реконструкции и стилизации XIX века.

Помимо дворянской культуры, она зоозащитница-смотритель дворовых кошек в Санкт-Петербурге и волонтер пражского приюта «Šanta kočičí».
Журнал «Область Культуры» представляет главы проекта Марии Дмитриевой «На рубеже веков», включающий заметки, наблюдения и очерки о путешествиях по Чехии.

История одного велосипеда

Началось все это месяцев за семь. Или, вернее, за пять — когда был куплен герой данной зарисовки — велосипед. От момента, когда решено было присоединиться ко второму твидовому веловояжу Санкт-Петербурга, нам — дамам и кавалерам в костюмах т.н. эпохи «модерна» (1890-1914 гг).история велосипеда

Помимо других забот, о которых, возможно, будет упомянуто ниже, камнем преткновения стал велосипед. А точнее — его отсутствие. Как, впрочем, и полное отсутствие умения быть «в седле» двухколесного передвижного устройства. Второй вопрос пока меня беспокоил мало, и я решила начать с главного — приобретения ретро-велосипеда. Идея требовала тщательной проработки интернет-ресурсов, где, за умеренную цену, возможно было бы приобрести железного друга. Как говорит моя подруга: «Вижу цель — не вижу препятствий», и, ведь знаете, Вселенная всегда дает тем, кто просит, и я его нашла. Как думаете, где? Ага, в Чехии. Там действительно неплохой выбор старинных велосипедов, и, что не менее важно, за разумную (и сказала бы —низкую) цену. Один замечательный чешский кавалер, обладающий неуемным стремлением всем помогать, помог и мне со всей этой историей: выбором, покупкой, грамотной упаковкой и доставкой героя всей этой истории.

Наверно, это звучит так просто. А вот вы представляете, что такое привезти из Пардубиц в Прагу некий груз? Это же для чеха по ощущениям расстояние как нам от Москвы до, наверно, Екатеринбурга, никак не меньше. Казалось бы, велик куплен, все отлично, а что же дальше? Если заметили, в первом абзаце упоминался чудесный город на Неве, вот туда то и необходимо было транспортировать велосипед. Все бы ничего, но отправление почтой — это невозможно дорого, на поездах я пока не езжу, желающих помочь с переправой другим способом не нашлось. Пришел самый оптимальный вариант — самолетом, вместе с хозяйкой. Друг-чех, обстоятельно заранее все выспросив в аэропорту, сделал для велика «домик»: эдакий чемодан на колесиках, размером 1х1.20 м, где, уютно расположившись и в самом только возможно разобранном состоянии, почивал велосипед. Поскольку знакомство с велосипедом до этого времени у меня было на расстоянии, тем не менее, я твердо знала, что у него должны наличествовать, по крайней мере, два колеса, руль, педали, цепь, ну и седло. Когда все это было разобрано, на мой немой взгляд было сказано: «Don't worry be happy», только в чешском эквиваленте: оказалось, что процесс реанимирования запечатлен в фотографиях. Покрутив в руках седло, и увидев дату, стало понятно: велику ровно 60 лет в этом году. Порадовалась. Как потом оказалась — рано.история велосипеда

За несколько дней до моего отлета вдруг выясняется: габариты велосипедного «чемоданчика» ну никак не вписываются в допустимые нормы чешских авиалиний, чтобы до этого они там ни вещали. Пришлось срочно извлекать все части «старичка» и заматывать их пленкой для обеспечения максимальной безопасности в перевозке. Как ни странно, в чешском аэропорту к моему желанию вывезти велосипед отнеслись благосклонно и как само собой разумеющемуся явлению, лишь попросили доплатить за перевес. А вот в русском аэропорту все встречающие «дяди», стоявшие с табличками от турфирм, а вкупе потом и таксисты, ржали, видя, что из зеленого коридора выкатывается тележка, а на ней, помимо двух чемоданов, шляпы, зонта-трости еще и велосипед. Ну что ж, смеяться, по крайней мере, полезно для здоровья :)

Думаете, это все? — нет, это была еще присказка…

Даже не знаю, когда начинается сказка… Итак, сборка. Мне везет в жизни, ибо в моем окружении только самые хорошие люди, и один доблестный кавалер вызвался собрать из мною привезенных кусочков единое целое, гордо именуемое — велосипед! Здесь почти все прошло гладко, только не так быстро как планировалось, и еще пришлось пойти по соседям просить необходимый ключ — тоже неплохо, с соседями познакомилась, прямо таки везде польза. А вот когда дело дошло до накачки колес… приключение велосипедаПроблема первая — старые покрышки, которые лучше было бы заменить. Проблема вторая — одна из родных камер оказалась негодной. О третьей проблеме упомяну ниже. Новые покрышки, нужного размера, в продаже есть только в Европе, и, учитывая тандем «русская таможня + русская почта» ожидать прибытия необходимостей раньше, чем через полтора месяца, не приходится — что никак не вяжется с назначенной датой велопробега. И, о радость, благодаря моей знакомой, удалось заказать новые шины, родиной из Финляндии, «здесь и сейчас». Велокамеры… кто ж знает, точнее, все понимают, отчего сейчас их делают не такими качественными, как раньше: первая камера взорвалась спустя три часа после накачки, причем, заметьте, велосипед просто стоял и дремал, как вдруг «БУХ!» — мы с котом от неожиданности подскочили почти до потолка! Вторая камера оказалась удачнее первой, и благополучно прошла проверку в действии. Я обещала упомянуть о третьей проблеме. Для уже вкусивших многолетний вкус езды на велосипеде, данная характеристика не представляет сложности, а для меня, новичка, она оказалась весьма специфичной: велик «косит», особенно седло. Ну да, я понимаю, возраст «уже не тот», стаж, и вообще, пенсия как-никак. Только мне от этого не легче.

А дальше начинается самое интересное… 

Короткометражный сериал «Как оседлать велосипед».

Эпизод первый

Знаете, я теперь стала догадливая такая и понимаю, что всяко разные способности лучше развивать в детстве. Включая езду на велосипеде: падать, по крайней мере, к земле ближе.приключение велосипеда

Полагаю, надо было снимать на видео все попытки освоить новое умение: новичкам, возможно, пошло бы на пользу, а другим бы продлилась жизнь за счет смеха. Не знаю, сколько времени продолжались все эти попытки уравновеситься на перекошенном седле, направлять руль и еще не забывать при этом крутить педали. Ах да, еще и тормозить: педалями не получалось, приходилось, с разной степенью удачности, прыгать в бок. Не говоря уж о том, что мои стопы соскальзывали с педалей и застревали где-то между педалью и рамой, колени постоянно задевали руль... И, представляете, даже верблюд, невесть откуда взявшийся на полянке и выгуливающийся на «поводке», двигался быстрее, чем я на велосипеде!

Итог дня: 13 синяков на ногах, мозоли на руках, и, думаю, что мое похудение в данном раскладе пошло не на пользу: сиденье ужасно жесткое. Но это мелочи, по сравнению с тем, что научилась самостоятельно (без поддержки), и вихляя как пьяный после н-ного приема литров водки, проехать метров пять. Ура!

Эпизод второй

Если наивно полагаете, что на следующий день возможно было обучаться процессу дальше – ошибаетесь! Продолжила я даже не на третий день, а когда седалищные места пришли в свое обычное комфортное состоянии. И продолжила не на своем велосипеде – на моем ездила подруга, а я — на ее более современном аналоге и, знаете, выходило прилично удачнее, особенно в радость была ручная тормозная система. Не считая падений и некоторых пустяков в виде ссадин и очередной порции синяков, преодолевать короткие расстояния, в несколько десятков метров за раз, было здОрово! история одного велосипедаВидя впереди кого-то навстречу, благоразумно останавливалась, хотя один дядечка едва не пострадал от лобового столкновения.

Эпизод третий, четвертый и пятый

Как бы то ни было, время поджимало, и надо было находить общий язык со своим велосипедом, что и было предпринято достаточно успешно с учетом всех обстоятельств. Достаточно — ибо отличные, или хотя бы сносные, навыки езды приобретаются с опытом, то бишь — временем, проведенным в седле. За эти разы возникло более тесное знакомство с тормозной системой «педали назад», была опробована поездка на асфальте (в отличие от гравия, с которого все начиналось) среди запаркованных машин и ходящих людей, а также «выгуляны» туфли на каблучке и велосипедные шаровары — и в том, и в другом было вполне комфортно.

Эпизод шестой, финальный

День твидового веловояжа (твидрана). Разумеется, тренировка и отдых накануне — это не про нас, а процесс шитья костюма затянулся до раннего утра, и вообще, старалась не думать о предстоящей поездке, точнее не думать, КАК я поеду.

Наша команда в костюмах эпохи модерна была немногочисленна, зато мы своим прелестным видом привлекали всеобщее внимание и смотрелись гармонично.Приключения велосипеда

Решив перед началом пробега сфотографироваться, вышло, что момент — когда все тронулись — был пропущен и пришлось догонять остальных… эту гонку буду вспоминать, наверно, всю жизнь: на огромной (для меня) скорости, пытаясь достигнуть конца колонны, ехала в середине дороги, среди автомобилей, под недоумевающие взгляды водителей и прохожих… О том, что есть руль, педали и прочие части велосипеда, и что надо бы подумать о безопасности себя и остальных, как-то забылось, а точнее — все шло само собой, ведь впереди была цель! На счастье, рядом со мной ехал замечательный кавалер, и, считайте, весь путь я была под его неустанным взором. Достаточно быстро — о, радость — удалось влиться в кортеж, а точнее — в его конечную часть, и весь остальной километраж я была завершающим персонажем велошествия, с «дышащими» мне в спину полицейскими машинами. Миллионная — Петроградка — Крестовский остров — весь маршрут вместо планируемых двух часов занял не более 45 минут.

«Хвост отваливается» — это про меня каждый раз после путешествия в седле. Кроме этого маленького дискомфорта, ощущения от поездки по центру приятные и впечатляющие: полагаю, в следующий раз смогу смотреть и на «проплывающую» мимо архитектуру нашего чудесного города. Ждем осеннего веловояжа!

Фото Полины Негус.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: