ГлавнаяСтатьиСтиралочки, или Комбинаторика вокруг нас
Опубликовано 22.10.2017 в 14:44, статья, раздел Искусство, рубрика Введенская сторона
автор: (Иван Чудасов)
Показов: 324

Стиралочки, или Комбинаторика вокруг нас

падение нежной ледиДедушка посадил первоклассника за стол и попросил внука написать слово ПОБЕДА.

— Сейчас я расскажу тебе маленький рассказ, а ты мне будешь в этом помогать. Будешь читать слово на листе. Согласен?
Заинтересованный мальчуган тут же ответил «ДА!».
— Колхоз назывался... — начал дедушка, указывая на слово.
— ПОБЕДА!
— В колхозе не было... — одобрительно продолжил дедушка, но закрыл ладонью первую букву.
— ОБЕДА! — нашёлся смышленый внук. Игра продолжалась.
— Случилась...
— БЕДА.
— Пропала...
— ЕДА.
— Повара били?
— ДА.
— Повар как кричал? — спросил дедушка, неожиданно защекотав под рёбра внука.
— А-а-а-а-а-а! — весело протянул мальчик.

Подобные игры со словами называют логогрифами. Но иногда новые слова можно получать не последовательно, а убирая полбуквы, две и более букв в середине слова, а также целые слова во фразе, изменяя исходную надпись почти до неузнаваемости. В таком случае перед нами стиралочка. Такое хорошее и понятное для детского уха слово мы находим в уже ставшей библиографической редкостью «Антологии русского палиндрома, комбинаторной и рукописной поэзии» (М., 2002), составленной Г. Г. Лукомниковым, С. Н. Фединым и Д. Е. Авалиани.
Составители указывают: «Известная всем пассажирам поездов надпись НЕ ПРИСЛОНЯТЬСЯ стараниями анонимных логогрифистов превращается в серию забавных вариаций:
1. НЕ СЛОН Я
2. НЕ СЛОНЯТЬСЯ
3. НЕ П И ТЬ
4. НЕ П ИС О ТЬСЯ» 
Примеры из творчества Сергея Николаевича Федина:

равенство

Автор поясняет: «В равенстве рабство, ибо свободные люди не равны! Равны рабы на галерах, равны, неразличимы безликие слагаемые стада и толпы. Равенство унижает, лишая нас Я. Но „человек — раб, ибо свобода трудна“ (Бердяев). Свобода в неравенстве, в праве быть не таким, как другие...».

Сотри случайные черты —
и ты увидишь мир прекрасен
(А. Блок)

Россия - самая читающая страна

Несколько текстов С. Н. Федина в дизайне Сергея Орлова:

правдаПравда. Зло

копирайт

Копирайт - пират

Особенно хороши примеры Дмитрия Евгеньевича Авалиани:

* * *
Тощи паны,
ощипаны.

* * *
Книги лист.
Нигилист.

* * *
Двояки
вояки:
побеждали,
побежали...
* * *
не скучай
несу чай

Примеры от Германа Геннадиевича Лукомникова (до начала 1994 г. подписывался псевдонимом Бонифаций), причём автор чаще всего не стирает буквы, а дописывает недостающие:

* * *
жало
жужжало

* * *
бу л ки
бублики

* * *
кающееся
пресмыкающееся

* * *
Сало
Свисало.

* * *
Урна я
Литературная.

* * *
Куща я
Влекущая.

* * *
Чаща я
Рычащая.

Несколько стиралочек в дизайне granduca. Первая придумана Сергеем Фединым, вторая и третья — Дмитрием Авалиани.

Хор, храм

Хор, храм...
Сор, срам...

Аве Мария

Ave Maria

Ave Mafia

Наконец, дадим пример из творчества автора статьи (в основе — надпись «Аптечка и огнетушитель находятся у водителя»):

СТЁРТОЕ ВРЕМЕНЕМ
1. МЯСНИК
........ ....туши....
находятся у водителя

2. ЗАБАВНЫЙ
........ .....уши....
..ходят.. у.. дит.. я

3. КИНОЛОГИЧЕСКОЕ
..течка. ............
.......с.. водите..
4. ПОЖАР
.п. ечка. ....тушите..
.ах...... у водите..

5. КИРПИЧ
........ ..нет.......
..ход.... у........

6. ПОЛОВОДЬЕ
..те. к. и............
..ход..... вод.....

7. НЕВИНОВНЫЙ
.п. еч. а.. ..........ль
на.....с. у.. д.. е..

8. ЗАПОВЕДЬ
........ ..не........
.......с. у.. дите..

9. БЕЗМОЛВИЕ
........ ............
.......... ........

Любопытно, что относительно часто стиралочки можно встретить в повседневной жизни. О «НЕ ПРИСЛОНЯТЬСЯ» мы уже упоминали. Вот ещё (внизу укажем исходник):

места для пассажиров с детьми

Места для инвалидов, лиц пожилого возраста и пассажиров с детьми

сход снега с крышиОсторожно! Возможен сход снега с кровли.

уничтожение клопов и таракановУничтожение мышей, клопов, тараканов

трезвость - норма жизниТрезвость — норма жизни

планета удачиПогасшие лампочки на вывесках порой дают интересные совпадения: «Планета удачи» (сеть салонов игровых автоматов)

Итак, иногда комбинаторика (комбинаторная поэзия, экспериментальная поэзия) вторгается в повседневную жизнь, заставляя иначе взглянуть на уже приевшиеся слова и на их смысл. Стиралочки «встряхивают» наше сознание, позволяя соотнести форму слова с его содержанием, а также быть внимательнее к тому, что мы пишем, говорим и думаем.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: