ГлавнаяСтатьиKINGFESTIVAL-Дневник: пролог
Опубликовано 17.04.2015 в 14:05, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Сергей Козлов)
Показов: 311

KINGFESTIVAL-Дневник: пролог

С афиши смотрит на зрителей античная маска, окрашенная в алый цвет. По лицу ее пробегает ломаная линия пульса. С таким образом Международный фестиваль «Царь-Сказка»/KINGFESTIVAL пройдет в этом году. За десятилетия своего существования символ претерпевал разнообразные метаморфозы. Гостей встречала птица Сирин – сначала в каноническом славянском образе, а затем и в виде юноши, на бегу обрастающем крыльями. В прошлый раз графичный человечек как бы намекал на стремление современного театра перейти от слов к движению, сохраняя элегантность и фантазию.

А 2015 фестивальный год смыкает античность с современным ритмом. Есть ли в этом тревога за судьбу мира, которую выражает художественный руководитель фестиваля Надежда Алексеева и художник Игорь Семенов? Ведь поводов ощутить учащенное сердцебиение, мрачноватую тень достаточно много. А может это стильная головоломка, призывающая зрителей не тонуть в шаблонной красоте, а искать вкус и интерес подчас не в самых удобных для искусства проявлениях. Если афиша только изображением уже начинает будоражить мысли и ощущения, то событие начинается задолго до официальной даты открытия.

И вместе с тем взгляд на программу создает совершенно иной эмоциональный фон. Больше половины показов составляют «бэби-театр», направление, которое уже далеко не первый год стремительно захватывает мировое театральное пространство. Недавно в Фейсбуке главный специалист Кабинета театров для детей и театров кукол СТД РФ Алексей Гончаренко, который будет модерировать фестивальную лабораторию «Молодая критика – театральное будущее», написал: «Если раньше трудно было найти интересный спектакль для 5-6 класса, то теперь есть дефицит хороших постановок для учеников начальной школы, ожидаемая театрами аудитория утренников стремительно молодеет». И вот как раз такую помолодевшую аудиторию ждут на фестивале – буквально от одного года. Пожалуй, в России проблема, о которой пишет Гончаренко, вполне объяснима – родители с малышами заинтересованы в посещении театра, поскольку есть время. Тогда как в школе ребенок отдан во власть школьной программы. И многие родители и педагоги столкнулись с чудовищной бюрократической системой, не позволяющей организовывать столь ранее проклинаемые «культпоходы». Но это проблема для другого обсуждения. И раз уж «бэби-театр» шагает по планете (а в Москве на днях прошла лаборатория «Baby Lab», на которой молодые режиссеры и художники показали свои поиски в этой области), то посмотрим на него в рамках новгородского фестиваля. Предварительный прогноз впечатляет. Авторы спектаклей находят сказки на форумах для мам и воплощают их в песочном шоу («Песочные сказки», Латвия), строят дом («Домик», Италия), играют с жестяными банками («Шепот из банки», Австрия), открывают драматизм полиэтилена («Где живет ветер?», Россия), видят чудо в бытовых предметах («История одного чуда», Россия), используют тени («Брум», Италия), придумывают игрушки из вяленой шерсти («Спасите Маму», Финляндия) и рисуют фломастерами («Умная собачка Соня», Россия). Главным решением становятся объекты или куклы, которые стимулируют детскую фантазию. Повседневные предметы обретают жизнь героев сказок, превращаются в антропоморфных или фантастических существ. А история передается с помощью звуков и музыки – минимум слов, а уж тем более развёрнутых фраз.

Есть у программы и вторая сторона, которая промаркирована 16+. Забавно, но чиновники от культуры могут смело отчитаться фестивалем за проходящий Год литературы. Хотя, наверняка, все совпадения случайны. Дело в том, что «взрослая» афиша состоит из инсценировок классической и современной литературы. Вот поэзия Серебряного века или культовый для своей эпохи роман Иоганна Вольфганга Гёте «Страдания юного Вертера». Тут же упоительное сказовое творчество Бориса Шергина и анекдотическое – Андрея Усачева. И, наконец, современная немецкая проза представлена романом Юдит Шалански «Шея жирафа». Стоит отметить, что этот бестселлер прошел у нас практически незамеченным. А ведь книга отображает очень близкий нам постсоветский мир, в котором продолжается воспитание подрастающего поколения. Когда утрачены политические и социальные иллюзии, когда трещит и разлетается на осколки призма биологического взгляда на человека – что остается рефлексирующему интеллигенту? Желающие могут прочитать роман, а мы посмотрим, как он будет интерпретирован театром.

Особняком стоит, наверно, «Одна гитара в Америках». Гости из Франции показывают музыкально-клубную сторону театрального творчества. Но все постановки вечернего репертуара сделаны в различных техниках, что также пробуждает любопытство к бытованию литературы на современной театральной сцене.

Билеты на все 17 показов уже раскуплены. Пора уже переходить от ожиданий к действиям. Все пять дней фестиваля ОК-журнал намерен пристально наблюдать за событиями и делиться своими впечатлениями. Надеемся, что и зрители не останутся в стороне. Каждый комментарий или отзыв в социальных сетях покажет, насколько нам важно то, что театр готов сделать для нас, наших детей. Насколько тревожно он воспринимает окружающий мир или готов подарить иное пространство сказок, фантастики, первозданных чувств и эмоций.

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: