ГлавнаяСтатьиKINGFESTIVAL-Дневник: предвечерие
Опубликовано 17.04.2015 в 20:06, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Сергей Козлов)
Показов: 406

KINGFESTIVAL-Дневник: предвечерие

Эта вагнеровская формулировка не отменяет всей серьезнейшей нагрузки, которую взял на себя спектакль «Вдребезги» Новгородского театра для детей и молодежи «Малый». Как мы помним, в «Золоте Рейна», предвечерии тетралогии «Кольцо нибелунга» и происходит завязка важных сюжетных узлов, звучат одни из главных лейтмотивов. Так, открывая XIII Международный театральный фестиваль «Царь-Сказка»/KINGFESTIVAL 17 апреля, постановка Надежды Алексеева заложила основные ритмы и настроение последующих четырех рабочих дней.

kingfestival царь-сказка

Собственно, встречи начались еще до сценического действа. Сегодня состоялась встреча участников резиденции «Новые лица АССИТЕЖ». В год 50-летия Ассоциации театров для детей и молодежи новгородский фестиваль стал площадкой для привлечения новых деятелей, которые заинтересованы в развитии этого направления. Также гости из Латвии, Китая, Швейцарии, Испании, Италии, Франции, Москвы и Санкт-Петербурга, среди которых директоры театральных фестивалей и участники «Царь-Сказки» - вместе с новгородцами они и составили публику «Вдребезги».

ОК-журнал уже трижды писал о спектакле. Сейчас это одна из самых активных постановок, фрагменты которой успели прозвучать в юбилейных работах «Легче легкого…» и «Ночь в театре». Подвижная структура композиции позволяет встроить «Вдребезги» в различные сценические и даже несценические пространства. Но самим собой спектакль всё же остается только в первоначальном виде. Только так через «осколки» - казалось бы, отдельные номера-стихотворения, - пробегают мощные электрические разряды.

Поэзия Серебряного века, которую так любят в театре «Малый», в этой постановке становится материалом для межвременной игры. Она как музыкально-движенческий пластилин, которому можно придавать вычурные имажинисткие фигуры в духе Северянина или вдруг представить изящным и беспощадным скальпелем цветаевских строк. Вместе с художником Игорем Семеновым режиссера Надежда Алексеева сыграла в русский модерн, где жажда обновления искусства супрематизмом Малевича в сценографии сошлась с декадентским меланхолизмом Пьеро и Коломбин в костюмах. Возьму на себя смелость заметить, что поэзия первой трети XX века до сих пор не пробила дорогу в массовую культуру, со своими страдальчески ломанными ритмами, звукописью и экзотичностью оставаясь недосягаемой элитарностью. Поэты были изгнаны из своей страны, из пространства культуры. И спектакль как бы провоцирует на проверку – а вернулись ли они сейчас? Если взять их и облечь в музыкально-театральную плоть, не погрешив против стихии, в которой они были рождены. Эти странные движения, подвывающие звуки, вычурные интонации – там, где позволяет оригинал, конечно. Всё это пришло из прошлого, но крепко держится и по сей день. Если снять с актеров стилизованный белый грим и ретро-фасоны, не даст ли мозг сигнал о том, что пред нами новомодный перформанс, где зрителя вовлекают в небытовую, некомфортную, неясную до конца игру?

То, как актерская команда присвоила стихотворения, составившие драматическую основу спектакля, убедило даже человека, который ранее скептически глядел на строки Блока и Ахматовой, не чувствовал эзотеричности Гумилева и считал Маяковского пижоном. За космически открытой формой «Вдребезги» стали ясно различимы вечные голоса поэтов-философов, поэтов-мистиков, катарсически переживавших мир, его несовершенство и его звездчатую красоту. Стильные мелодии на виолончели – пузыри земли – стягивающие мироздание в мерно несущийся трамвай. Но музыку небес, ее фортепианную хрустальность, не скопировать земными руками. И паровозный гудок как скулеж собаки провожает всех тех, кто не обрел Родины внизу, но купил билет в Индию духа. Спектакль становится тем самым гумилевским вокзалом…

Но даже при неоднократном просмотре «Вдребезги» не позволяют расслабиться. Уже притершаяся к душе музыкально-пластическая партитура нет-нет, да вздрогнет, щелкнет, звякнет. Или Алексей Коршунов и Кристина Машевская найдут иное развитие рисунка. Или в интонациях Любови Злобиной и Андрея Данилова откроются ранее неслышимые ноты. А распорядитель вечера – Марина Вихрова со своей виолончелью, как импровизацию, каждый раз рождает мелодично-ритмическую основу для поэзии.

Подводя итог: спектакль «Вдребезги» может вызвать медиативное восхищение, рациональное анализаторство, ворчаливое неприятие. Мне доводилось всё это обсуждать с коллегами и знакомыми. Надо обратить внимание на то, что категории непонимания и вкуса часто хочется подменить. Непонимающий легко обвиняет в отсутствии вкуса. Но ведь можно иметь вкус, оставаясь непонимающим.

Во всяком случае, театр «Малый» заставил всех увидеть свое произведение прежде, чем приступить к официальной церемонии открытия фестиваля. После финальных цветаевских строк сложно было быть бодрым, но это удалось. Прозвучали теплые, дружеские, где-то дипломатические, где-то почти неформальные поздравления от комитета культуры и молодежной политики в лице заместителя председателя Тамары Гончаровой, заведующей кабинетом театров для детей и театров кукол СТД РФ Ольги Глазуновой, представителя Российского центра АССИТЕЖ Марины Медковой. Самое главное – это восхищение гостей тем, что театр даже в сложные времена, даже не побоявшись цифры 13 отваживается делать большой международный форум.

А еще необходимо разглядеть выставку «Театральный плакат Польши». Это действительно впечатляющее зрелище. Кажется, что большинство плакатов сделано вручную, без применения современных графических программ. Возможно, так оно и есть. Присоединяйтесь к разглядыванию.

Во второй день 18 апреля зрителей ждут четыре постановки. Латвийский театр кукол из Риги покажет «Песочные сказки», в котором модный вид творчества становится театральным языком для детей от 3 лет. Затем итальянцы из La Baracca – Testoni Ragazzi с любовью к сюрреалистичности будут строить на сцене «Домик» - как место для жизни и символ человеческого мира. C не меньшей сюрреалистичностью австрийцы Minimus Maximus оживят жестянки в спектакле «Шепот из банки». И завершит день Театр кукол республики Карелия, который покажет уже российскую непростую действительность в спектакле для взрослых «Золоченые лбы».

Фото: Ольга Михалёва

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальные сети: