ГлавнаяСтатьиРеставрация как обретение: вторая жизнь одной древней иконы
Опубликовано 17.04.2015 в 08:00, статья, раздел , рубрика
автор: ОК-журнал (Сергей Козлов)

Реставрация как обретение: вторая жизнь одной древней иконы

К своему 150-летнему юбилею Новгородский музей-заповедник не устает радовать посетителей новыми проектами, выставками, открытиями и культурными программами. Огромные сокровища, которые собрались в его фондах (и приобретения регулярно производятся) так и просятся на встречу со зрителями. Желание поделиться у сотрудников настолько велико, что даже один экспонат может ненадолго покинуть реставрационные мастерские. Так, икона «Богоматерь Умиление», на реставрацию которой ушло более десяти лет, была представлена новгородцам и участникам выездного заседания президиума Союза музеев России на днях. Встречу провел заведующий мастерской темперной живописи Юрий Юрьевич Александров.

Безымянная звезда

- В жизни всякого реставратора бывают такие вещи, которые становятся главными в их жизни. В моей жизни главной иконой является «Богоматерь Умиление», созданная в середине XV века, - рассказывает Юрий Юрьевич.

В руки опытного реставратора икона попала в 2002 году. Но этому событию предшествовал поистине детективный сюжет. Как водится, история сочиняет перипетии, которые не придут в голову ни одному писателю. Икона долгое время хранилась в фондах музея, но ничего о ней практически не было известно. Профилактические осмотры показали, что икона явно древняя – исходя из конструкции и вида обратной стороны. А вот по лицевой стороне разобрать что-либо было невозможно.

Но вот в 2002 году усилиями хранителя фонда древнерусской живописи Юлии Борисовны Комаровой удалось установить, что икона происходит из местного ряда главного иконостаса Никольского собора на Ярославовом дворище. И действительно, Юрий Александров разобрал почти стертую надпись мелом на обороте. Видимо, памятник ждал своей очереди, чтобы быть принятым на учет в фонды музея после того, как был извлечен в 1930-х годах из иконостаса собора. Но есть на иконе и более заметный инвентарный номер – он был проставлен оккупантами в 1941 году. В числе других ценностей икона была вывезена в Германию. Вернулась она только в 1947 году. Но, к сожалению, все соответствующие документы были утеряны. Потому и хранилась «Богоматерь Умиление» без какой-либо ясной истории.

Но вернемся в начало XXI века. Обнаружив привязку иконы к Никольскому собору, ученые продолжили изыскания, чтобы установить время ее создания.

- Изучая историю собора, удалось выяснить, что в 1463 году в Никольском соборе был большой пожар, сильно пострадал алтарь и, разумеется, необходимо было предпринять крупные работы по реконструкции. Тогда было сделано межэтажное перекрытие, которое существует и сейчас, появилось подцерковье алтаря.

Сразу после восстановительных работ был установлен и новый иконостас. И вот для него написана эта икона. Она была долгое время главным образом Богоматери в соборе. Менялся иконостас, его конструкция, высота, а икона занимала постоянное место.

- Странно, что для местного ряда был избран именно сюжет «Богоматерь Умиление». Как мы знаем, потом этот извод получил название «Богоматерь Ярославская», потому что якобы он происходит от домовой иконы ярославских князей, которая была прославлена в 1501 году. Как мы знаем, эта новгородская икона появилась раньше, поэтому мы ее называем «Богоматерь Умиление».

За мастером последнее слово

Исследователи отмечают, что это единственная новгородская икона на сюжет «Богоматерь Умиление», написанная ранее XVI века. Имея византийские корни, она считается эталонной для новгородского иконографического искусства и исполнена, безусловно, большим мастером.

Вот классические признаки, которые позволяют считать икону новгородской – написана она по липе, имеет односторонние, не сквозные шпонки, льняная паволока, меловой грунт средней толщины. О высоком мастерстве автора говорит и то, как проведена графья.

- По левкасу острым инструментом изображение было прографлено удивительной, летучей каллиграфической линией человеком, у которого не было каких-то особенных сомнений. Но, тем не менее, если присмотреться, то можно увидеть, что в ходе работы мастер менял детали по сравнению с графьей. На одеждах Богоматери изломы противопоставлены первоначальному рисунку. Иконописец думал уже об эстетическом восприятии вещи.

То есть, подготовив грунт из мела, животного жира и клея с добавлением льняного масла, мастер наметил контуры будущего образа. А затем уже кистью продолжил писать икону. При этом лики Богоматери и младенца Иисуса написаны по чистому левкасу, без предварительного прографления. Еще одно любопытное наблюдение искусствоведы могут сделать благодаря особому свойству темперной краски – со временем связующий элемент полимеризуется, становится прозрачным, и можно увидеть, как менялся первоначальный рисунок.

Кроме того, икона не единожды поновлялась, промывалась. Потому от золотого фона уцелели только незначительные участки. А в 1827 году для иконы был сделан оклад. Часть оклада вернулась из Германии и находится в фондах.

Обретение подлинного

- Как реставратор могу сказать - приятен и удачен тот факт, что икона в новое время не подвергалась реставрации. Технологии изменяются, появляются новые методики. Они улучшаются. И, к счастью, многих огрехов, которые допускали реставраторы старой школы, здесь нет. Я мог начинать раскрытие этой иконы, что называется, с нуля.

Все реставрационные работы велись только под бимолекулярным микроскопом инструментами из высокоуглеродистой стали со специальным напылением, изготовленными по чертежам Юрия Александрова.

- Я могу ответственно сказать, что каждый миллиметр этой иконы пройден только под микроскопом. Я отвечаю за качество раскрытия и все, что можно было извлечь, здесь мы можем увидеть.

Реставратор удалил все поздние прописи, оставив лишь минимальное количество на золочении звезд, рясе и кайме. Это связано с большими потертостями, а потому реставрационный совет решил оставить некоторые элементы, чтобы не нанести вред основе иконы и не нарушить общей картины. В остальном можно увидеть подлинный, не скрытый поздними привнесениями XV век.

- Со временем для всех людей, которые изучают древнерусское искусство, она станет хрестоматийным образом.

Но увидеть вновь икону «Богоматерь Умиление» можно будет не раньше осени. Реставратору требуется тонировать акварелью белые пятна грунта и нанести лак. Тогда памятник сможет занять почетное место в основной экспозиции русской иконы в собрании Новгородского музея-заповедника наряду с такими известными на весь мир шедеврами, как «Апостолы Петр и Павел» середины XI векааиз Софийского собора, «Св. Николай Мирликийский» 1294 года мастера Алексы Петрова, «Битва новгородцев с суздальцами» середины XV века.

А пока рекомендуем посмотреть видеофильм Марии Комаровой, посвященный реставрации этого памятника.

Фото автора

Другие статьи автора

Показать ещё
Подписывайтесь на наши социальный сети: